Поиск по этому блогу

среда, 27 апреля 2011 г.

Сапожник с сапогами

Пост о разработке электронного курса для себя.

Настал тот момент, когда мы решили разработать и электронный курс для нашей компании. Это небольшой софтовый курс, который обучает некоторым элементам электронного документооборота. Потребность в курсе связана с расширением штата и внедрением стандартов документооборота.

Особенность разработки:

  • заказчик имел четкое представление о том, что должен представлять собой курс, на момент постановки задачи (что бывает не часто);
  • заказчик был доступен практически постоянно, что повлекло за собой множество правок на этапе составления сценария, так как было чередование идей реализации;
  • возможность отразить особенности корпоративной культуры в мотивационной части курса, да и во всем курсе тоже (например, курс к пользователю обращается на ты);
  • возможность отобразить реальных сотрудников компании, вследствие чего поднять лояльность персонала к курсу (хотя в нашей компании лояльность в электронному обучению высока – ну, это понятно :) )

Для курса мы отрисовали персонажа – Супергероя “1С”, который помогает пользователю ориентироваться в курсе.

1 тук-тук

Интересна также форма реализации курса: совмещение комикса (диалоговой формы) и симуляции.

Так что мы, как сапожники, пошили себе сапоги :)

пятница, 15 апреля 2011 г.

Электронное обучение госслужащих Правительства Ярославской области по курсу Менеджмент

Не так давно мы завершили достаточно объемный проект: “Электронное обучение госслужащих Правительства Ярославской области по курсу Менеджмент”. Я уже писал по горячим следам ключевые моменты проекта.

Наконец то мы согласовали кейс со всеми заинтересованными сторонами. Весь публиковать в пост не буду (получился достаточно объемный), лишь некоторые выдержки:

Обучение электронному обучению

Чтобы избежать трудностей, возникающих при работе с новыми для многих сотрудников технологиями обучения, было проведено очное обучение всех государственных служащих по работе в системе «WebTutor», цель которого – формирование у слушателей навыков:

– работы с учебными материалами в среде «WebTutor»;

– работы с учебными информационными ресурсами Академии МУБиНТ.

Схема обучения

Схема обучения

Электронный курс

Особенностью курса является то, что он основан на принципах проблемного обучения. В начале каждого модуля пользователь получает практическое задание, которое он должен выполнить по итогам изучения модуля.

электронный курс Менеджмент 

Результаты обучения

Обучение с применением технологий ДО обеспечило:

· сокращение времени освоения учебного материала (10 дней на изучение одного раздела учебника);

· удобство для госслужащих в обучении в любое время и в любом месте;

· оценку уровня освоения знаний и удовлетворенности обучаемых;

· возможность обучать неограниченное количество руководителей и специалистов (обучено 1 300 чел. за 60 дней);

· повышение эффективности обучения.

Полезность материалов

Статистика

Возможность тиражирования

Использование отработанных схем взаимодействия позволяет говорить о возможности переноса уникального опыта, накопленного в ходе реализации проекта, и в другие регионы.

Реализованный проект соединил в себе активную работу нескольких компаний:

  • Правительство Ярославской области – заказчик проекта
  • Высшая школа менеджмента и инноваций (ВШМИ) при Академии МУБиНТ – организатор обучения
  • Компания «WebSoft» – поставщик системы дистанционного обучения
  • Специалисты РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) – поставщики контента
  • Компания «Лаборатория Мультимедиа» – разработчик электронного курса, интегратор решения на базе WebTutor.

Полностью кейс можно скачать здесь.

четверг, 14 апреля 2011 г.

Время учения

Каждый раз при старте разработки учебного курса мы интересуемся у заказчика, какое время пользователи в среднем должны затрачивать на изучение материалов курса.

Бывает, что получается такая картина: заказчик устанавливает временные рамки (например, пару академических часов), а потом при компановке материалов – их получается слишком много.

Да, я согласна, что задача пед.дизайнера в сотрудничестве с экспертом по материалам разобраться – что важно, а что – не очень в курсе. Так или иначе временные рамки могут быть раздвинуты из-за неучтенности всех материалов. Это с позиции разработчика.

С позиции обучаемого. Говоря о преимуществах дистанционного обучения, мы ссылаемся на то, что это удобно, потому что в любое время в любом режиме почти в любом месте. То есть в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей пользователь обучается в комфортном ему ритме, что влияет на время изучения курса. Скорость прохождения также зависит от того, насколько излагаемый материал является новым и сложным (понятно, что на малознакомый материал, его осмысление, времени будет уходить больше).

Таким образом, при разработке чтобы пытаться определить среднее время, которое должно затрачиваться на курс, мы, как разработчики, должны ориентироваться на среднего пользователя, средние способности и средний уровень ознакомления с материалом. Только ж таких не бывает :).

PS: картинка скопипастена отсюда.

среда, 13 апреля 2011 г.

Взаимодействие с клиентом

Один из авторов этого блога - Валерий почти каждый свой пост посвящает взаимодействию с людьми, которые заказывают продукты электронного обучения - заказчиками. Тема действительно интересная, так как от того, каким будет взаимодействие во многом зависит результативность продукта.

Любопытную статью о том, какими способами можно обезопасить себя от проблем с клиентами у себя в блоге написала Connie Malamed.

Под многими посылами готов подписаться, например:

  • Все ключевые вехи проекта необходимо фиксировать согласием клиента в бумажной форме. И тут не нужно боятся того, что клиент заподозрит вас в недоверии, можно объяснить - что это простая формальность. Кстати иногда, когда предлагаешь что-то подписать человек может сказать "Давайте-ка тогда я еще разочек все тщательно проверю и...".
  • Держите основные файлы проекта в двух местах (одно основное, другое - резервная копия).

Очень понравилась тема "7. Use look and feel prototypes or mock-ups". Согласитесь такое часто бывает. Причем иногда даже в обратную сторону. Надо всегда демонстрировать предложения на примерах. Мы кстати ввели у себя обязательное создание пилотной версии продукта, дабы на первом этапе дать пощупать и показать клиенту, как будет выглядеть конечный продукт.

Безусловно, у нас частенько бывает такое (особенно у наших сценаристов), что голова кружится от идей, которые порой не вяжутся со своей практичностью и приходиться конечно спускать людей с небес на землю (в том числе и клиентов). Технология "долго, дорого и <цензура>" подходит далеко не всем.

Ну и конечно самым важным фактором во взаимоотношениях с клиентами должно быть взаимное уважение. Бизнес - это взаимодействие людей реальных, живых, со своими эмоциями и тараканами в голове. А то начитавшись много умных книг некоторые начинают действовать по каким-то лекалам, что не может привести к эффективному результату.

98754Пруфф.

среда, 6 апреля 2011 г.

LMS (учебный портал) и мотивация

Что такое учебный портал (обычно это “веб-морда” или публичная часть LMS-системы) для сотрудника компании или студента? Вероятнее всего это некое место, куда надо идти, но совсем не хочется.

С появлением монстров социальных сетей, таких как Facebook, ВКонтакте и Одноклассники попытки сделать из корпоративных (хорошо если учебный – это часть корпоративного) порталов место, где будет происходить и неформальное взаимодействие сотрудников, без должной поддержки проваливаются.

Давайте подумаем, чем таким можно привлечь сотрудника/студента на портал, чтобы ходить туда не только надо было, но и хотелось бы.

Итак, какие условия, потребности и мотивация присутствуют или могут присутствовать у обучаемого:

Самостоятельное планирование обучения

pain

Чем хорош дистант (особенно для взрослых), так это тем, что у обучаемых есть возможность самостоятельно планировать обучение. Это наиважнейший фактор мотивации (который необходимо использовать). Качество обучение, помимо всего прочего зависит от внутреннего состояния обучаемого в данный момент времени.

 

Возможность самовыражения

article_image-image-article Я не сторонник противопоставлять очное обучение электронному, но тем не менее в данном случае очевидно, что пользователь гораздо более раскрепощен, когда взаимодействует с окружающим миром через компьютер. Это прекрасно, так как в каждой компании есть сотрудники, которые несут в себе знания и не делятся ими, так как боятся, скромничают, не находят момента и так далее.

Соревновательный принцип

0.C82 Так или иначе в каждом человеке заложена потребность быть первым (у кого это скрыто или первым он становиться относительно своих достижений). На учебном портале существует масса возможностей применять этот принцип. “Я пройду этот курс, так как за него начислят 10 балоов”. Вообще в этом посыле очень много различных способов мотивации. Интересный вариант есть у Фрица Моргена про кибершколу.

Принцип доступности

Дополняет посыл про самостоятельно планирование обучения. Сейчас редко кто оставляет свои LMS внутри сети компании, так или иначе внешний доступ имеется практически у всех сотрудников/студентов. Согласитесь, у всех бывают моменты когда хочется чего-то резко, что называется “приспичило”. Такие потребности бывают и в обучении. А когда “хотелка” приходит дома или на даче (при условии наличия интернета конечно, хотя слава богу сейчас этот вопрос не так актуален)?

Таких причин и принципов можно вспомнить конечно и больше. Но самое важное грамотно использовать их для мотивации обучаемых. Есть и другие способы быстрого завлечения, но нам ведь важно, чтобы пользователь хотел зайти на портал.

Как использовать?

Все зависит от возможностей LMS и вашего желания. Даже скорее от вашего желания (как правило возможности могут появиться в любой LMS, если есть умелые руки).

Например, соревновательный принцип можно реализовать в виде введения рейтингов, бонусов за прохождения курсов, тестов, участие в форумах, написание статей на блогах, формирования базы знаний (чуть-чуть рекламы: на картинке привел скриншот из нового модуля WebTutor “Бонусная программа”).

Самостоятельное планирование – это предоставления пользователю возможности формировать индивидуальную программу обучения (в том числе выбирать способы обучения). Недавно встречался с HR-ми одной управляющей компании (из сферы атомной энергетики), там такой принцип действует (правда пока они заполняют некую форму, которая уже обрабатывается HR-ми).

Возможность самовыражения – это всем известные инструменты создания, комментирования статей, общение в форумах, обмен файлами. Только наличие инструментов на портале ни о чем не говорит. Главное преподнести их, заставить захотеть ими воспользоваться.

Похожие статьи:

http://blog.labmedia.su/2010/02/1.html

http://blog.labmedia.su/2010/03/2.html

http://blog.labmedia.su/2010/03/3.html

Ссылки на картинки:

http://blog.2createawebsite.com/2009/11/09/worthless-techniques/

http://meha.kiev.ua/maski-ot-grippa-3249.html