Поиск по этому блогу

вторник, 29 марта 2011 г.

YouTube покажет фильм о полете в космос Юрия Гагарина

“Кинокомпания Attic Room и видеосервис YouTube объявили о запуске полнометражного фильма First Obrit («Первая орбита»), приуроченного к 50-летию первого полета человека в космос. Пользователи YouTube увидят фильм 12 апреля 2011 г. - именно в этот день пятьдесят лет назад советский космонавт Юрий Алексеевич Гагаринвпервые обогнул Землю на борту космического корабля «Восток-1». Лента First Orbit будет доступна на канале www.youtube.com/firstorbit.”

cnews.ru

Это очень здорово.

Было бы неплохо, если подобного рода фильмы выкладывались на youtube регулярно (например, к дню Победы). Почему здорово, что youtube, да много почему: ресурс-бренд, никаких сложностей с поиском не возникнет, да и потом крупнейший видео-каст может за счет такого рода акций выйти на новый виток развития. К сожалению многие считают его большой мусоркой ненужного видеоконтента. Я так не думаю, это все равно, что интернет считать никчемной свалкой всякого рода информации.

Помниться будучи школьником я списывал с экрана телевизора на VHS всякие исторические фильмы (да-да, караулил передачи, потом резал рекламу) и мы всем классом смотрели эти фильмы, все были рады. Сейчас много различных ресурсов с видео, но первое место куда мы идем за роликами – youtube, пускай нарезаные частями, но тем не менее это удобно.

P.S. жаль, что фильм будет на английском, но Гагарин то говорит по-русски!

P.S.S. а еще айфон проигрывает только ютюбовское видео.

понедельник, 28 марта 2011 г.

Пример из практики. Адаптационный курс для Академии МУБиНТ.

Постановка задачи

В мае 2010 года Академия МУБиНТ поставила задачу по разработке адаптационного электронного курса для своих сотрудников. Вуз активно использует технологии дистанционного обучения при работе со студентами, однако электронный курс для персонала был востребован впервые. Предпосылками для разработки стали:

  • недостаточная систематизация знаний сотрудников о вузе
  • необходимость обеспечения эффективной адаптации сотрудников
  • необходимость улучшения взаимодействия между подразделениями
  • предпосылки к клиентоориентированности и поиску новых клиентов со стороны сотрудников

Цели курса:

  • сформировать у сотрудников системные знания о структуре, корпоративной культуре Академии МУБиНТ, ее информационной базе;
  • способствовать адаптации новичков;
  • способствовать формированию клиентоориентированности всех подразделений.

 

Особенности работы по сбору информации

После того, как было определено содержание курса, начался трудоемкий процесс по сбору материалов. Заказчик по каждому модулю предоставил экспертов, которые поставляли информацию. Вид информации был различный: текст, презентации, фотографии, аудиозапись интервью. Задача разработки курса во многом сводилась к сбору информации (особенно по модулю «Интеллектуальная элита Академии МУБиНТ»), ее структурированию, а затем уже к сценарной работе.

 

Форма реализации

Курс «Академия МУБиНТ: введение в корпорацию» состоит из 10 модулей:

  1. Общая информация об Академии МУБиНТ
  2. История Академии МУБиНТ
  3. Организационная структура
  4. Образовательные услуги и программы
  5. Интеллектуальная элита Академии МУБиНТ
  6. Технологии
  7. Организация учебного процесса
  8. Корпоративная культура
  9. Партнеры Академии МУБиНТ
  10. Ключевые проекты

Каждый из модулей представляет собой интерактивную презентацию, где получение знаний зависит от активности пользователя. Эту презентацию ведет и комментирует какой-либо персонаж. Курс снабжен большим количеством иллюстраций, анимацией, фотографий, что облегчает восприятие зачастую непростой информации.

Для курса было отрисовано:

  • 3 персонажа
  • 9 интерьеров (на основе оригинальных)

По итогам изучения модулей пользователям предлагалось пройти тестирование для самопроверки или выполнить практическое задание.

Организация обучения сотрудников Академии МУБиНТ

Обучение сотрудников Академии МУБиНТ строилось следующим образом:

  1. Была определена группа сотрудников вуза, для которых изучение курса было обязательным, и группа сотрудников, которые могли обратиться к курсу по желанию (например, преподаватели вуза).
  2. Для указанных групп был открыт доступ к курсу.
  3. В течение месяца сотрудники изучали курс.
  4. Как только сотрудник заканчивал обучение, он заполнял анкету обратной связи по курсу.
  5. По истечении месяца было назначено тестирование
  6. Подведены итоги и перспективы дальнейшей работы с курсом.

Отчеты и обратная связь

По итогам тестирования были получены следующие результаты:

Все сотрудники набрали больше проходного балла (70%).

После обработки анкет обратной связи получили следующие результаты:

пятница, 25 марта 2011 г.

Сценарий для ушей

c6adcbce68 Используете ли вы аудио подкасты в обучении, озвучиваете ли вы свои электронные курсы, ведете ли вы вебинар, выступаете ли вы перед аудиториями очно?

Если вы ответите утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, думаю, что этот пост будет для вас полезен.

Как вы думаете отличаются ли сценарии, которые пишутся для текстового контента от сценариев для аудио-контенте? Чем отличается восприятие текста на экране, от текста "в уши"?

На самом деле есть различия и аспекты, которые нужно учитывать при написании сценария для голоса.

Проще чем в тексте

Сценарий для ушей (будем называть его так) предполагает возможность использования более неформальной стилистики текста, в отличии от текстового. Необходимо помнить, что много слов и завернутых оборотов будут восприниматься для ушей хуже чем, для глаз (текст несложно перечитать, а вот "мотать" аудио менее юзабельно). Сюда же необходимо отнести и простоту мыслей, необходимо зацепить

Повторять можно, молчать можно

Не надо боятся повторять то, что вы считаете важным в курсе, для обучаемых это всегда плюс . Повторюсь, мотать аудио не всегда удобно для пользователя. Также одним из искусств ораторской деятельности является умение выдерживать паузы (не забывайте это, когда будете монтировать аудио, не пытайтесь убирать все паузы)

Кастинг актеров

Если вы озвучиваете сценарий не самостоятельно, при выборе актера обращайте внимание на целевую аудиторию, а также тематику и важность текста. Например для технических тематик для лучше пойдет голос молодого человека, уверенный и с харизмой (это поможет: а) будет принято ассоциативно (пусть девушки не обижаются :)) б) если будет харизма, будет увлеченность к прослушиванию, что для такой тематики, безусловно необходимо).

Если же будете записывать сами, не поленитесь сделать несколько пробных записей своего голоса.

Единообразие

Если говорите от первого лица, то вся речь должна на этом строится, то же самое про интонацию, громкость, использование сокращений и т.д.

Субтитры

Для некоторых восприятие голоса совместно с текстом это и есть золотая середина. Есть два варианта - выделять текстом ключевые (или трудные для восприятия) вещи либо полноценное сопровождение аудио текстом.

P.S. Кстати неплохо поработать для начала с рекламщиками (личный опыт подсказывает мне, что это избавить от многих ошибок, т.к. это во многом их поляна).

вторник, 22 марта 2011 г.

Создание обзорных (360⁰) моделей без использования 3D

Достаточно часто, особенно в продуктовых курсах (как правило для розничных продавцов) требуется иллюстрирование описательных текстов соответствующими фотографиями продуктов. Обычно делается фотогалерея, для того чтобы не нагромождать пространство экрана электронного курса (или страницы веб-сайта). Делается это с помощью весьма дорогого, но достаточно технологичного оборудования. Пример такой штуковины можно посмотреть тут:


Вот что может получиться на выходе при использовании такого чудо прибора:

Но у меня есть рецепт (опробованный в лабораторных условиях :) ) как это делается из подручных (ну или почти подручных) средств. У меня есть небольшой опыт использования такой конструкции, когда мне нужно было буквально здесь и сейчас зафоткать объект, для создания такой модели, и отдать на обработку в ручную нашему аниматору. Вот чем необходимо запастись для создания растровых моделей с 360° вращением:
  1. Крутящийся вокруг своей оси плоский предмет (я использовал диск "Здоровье", можно попробовать патефон например без крышки, или то, на что хватит фантазии).
  2. Кусок ватмана (или обратная сторона широких обоев) примерно 1,5 на 1,5м (в зависимости от размеров объекта).
  3. Фотоаппарат (здесь не экономим, для качественной работы желательно хороший фотик, и обязательно знающие руки).
  4. Штатив (тренога примерно 1,5 метра в высоту в собранном состоянии).
  5. Плотный картон с нанесенной разметкой делений (чем больше делений, тем выше будет частота смены кадров).
Конструкция для фото 360
Так же неплохо иметь под руками:
  1. Тонкий прорезиненный материал, для того, чтобы конструкция не ерзала, и была устойчива. То же самое можно сказать и про объект вращения, если он достаточно объемный.
  2. Ровную плоскую доску, которая по размерам превышает сам диск. Желательно обклеить доску белой бумагой.
  3. Клей, для приклеивания такого материала к дну и верху конструкции.
  4. Строительный (или бытовой) уровень, для того, чтобы конструкция во всех осях стояла ровно относительно горизонта.
Ну и вот, что может получиться на выходе:      

Количество в качество

Я вот тут подумал.

Забавная штука получается. Вот ты активно изучаешь тематику (e-learning в данном случае), слушаешь экспертов в этой области, начинаешь что-то понимать, что-то делать.

Далее ты пробуешь выступить перед аудиторией, рассказать свои измышления. Затем ты опять пробуешь внедрить это на практике.

Затем ты активно участвуешь в “жизни” этого направления (конференции, блоги, личные встречи, вебинары и т.п.) и кто-то начинает верить в тебя, в твои (не твои пока еще :) ) мысли и идеи и заказывает у тебя что-то.

А потом происходит удивительная вещь:

1. Ты начинаешь замечать, что принципиального нового вокруг не так много, что многие люди только говорят о том, что было б неплохо сделать или иначе, но сами ничего не делают. И не сделав ничего в одной области. успешно переходят к обсуждению новой “волны новаций”.

2. Ты “затачиваешься” в какой-то конкретной области, в конкретное время в конкретных технологиях. И стараешься из проекта в проект сделать по сути тоже самое, но намного лучше. И разговоры о том, как было бы клёво применить тот или иной подход уже не возбуждают так сильно только если они не несут практической пользы для конкретного проекта.

И уже меряешь толщину собственной крутости не количеством написанных постов и начатых проектов, а качеством, достигнутым в каждом уже реализованном проекте.

Потому, что повторюсь, главным становится совершенствование в конкретной области.

К чему это я?

Да просто в последнее время у меня не возникает физической потребности писать о деталях разработки электронных курсов или организации электронного обучения. Наверное от того, что сейчас такой виток развития нашей компании, когда мы много и разнообразно делаем на основе накопленного нами более чем десятилетнего опыта.

Может соберемся через какое-то время авторским коллективом Лаборатории мультимедиа и напишем книжку? :)

Может позже так и будет, а пока – работать работать и еще раз работать. Делать ДЕЛО и получать от этого кайф.

пятница, 11 марта 2011 г.

Говорит и показывает qwiki.com

qwiki2 Путеводитель автостопщика по галактике Qwiki — это стартап, объединяющий в почти реальном времени разные источники информации (Википедия, Google, Fotopedia, YouTube) в интерактивные видеопрезентации. На данный момент доступно около 3 миллионов подобных презентаций. (с хабра).

Вещь, конечно, восхитительная – смотреть эти красивые презентации с картинками и аудиосопровождением можно часами. Первая в своем роде интерактивная википедия атакует все каналы восприятия - понятно и увлекательно. Вот, например, про Хауса статья. :) Пока, правда, все на английском.

С моей скромной точки зрения, ресурс представляет собой апофеоз комфортной подачи интернет-контента.

Текст, появляющийся небольшими порциями.

Дублирующий этот текст женский голос – вполне естественный, не раздражающий, четкий.

Гиперссылки.

Динамический конвейер иллюстраций к статье, каждая из которых подсвечивается в нужный момент. Каждую картинку, понятно, можно тыкнуть и рассмотреть покрупнее: презентация на это время приостановится.

Тут же - ссылки на статьи о связанных с сабжем понятиях.

Приятные тона, простой и интуитивно понятный дизайн.

Совершенно очевидные, в общем, вещи, которых в учебных продуктах порой днем с огнем не сыщешь.

С нетерпением ожидаем русскую версию.

четверг, 10 марта 2011 г.

Привлечем обучаемого в курс пасхальными яицами!

Уже много слов говорилось о том, что надо привлекать пользователя в курс, пытаться замотивировать его. Один из способов это сделать – "пасхальные яица”. При разработке курса мы, как разработчики, иногда вставляем такие сюрпризы пользователям.

Чем это поможет во внедрении курса?

  1. Заинтересует отдельных пользователей.
  2. Может запустить механизм “вирусной рекламы”, когда нашедший сюрпризы пользователь расскажет об этом сослуживцам.
  3. Вызовет положительные эмоции.

Польза, несомненно, есть!

Я бы даже посоветовала при рассылке объявлений о прохождении курса сообщить сотрудникам о том, где найти один такой сюрприз, и намекнуть о том, что есть и еще.

Немного расскажу о том, какие “пасхалки” могут использоваться:

Например, в одном из курсов при клике на реплику героя появляется альтернативная обложка курса.

В другом курсе гасили свет при клике на маленький выключатель на стене.

Также в одном из курсов пользователь мог самостоятельно взять маркер и рисовать им на флип-чарте (при этом на прочих кадрах этот маркер лежал как декор).

Фантазию разработчика ограничивают, как правило, бюджет и сроки проекта и особенности клиента (в том числе его корпоративная культура). Вместе с темсуществует опасность увлечься такими сюрпризами и отойти от цели обучения.

Учитывая все эти условия, вперед к творчеству!

пятница, 4 марта 2011 г.

Игры для “security”

Многие наверное из вас летали на самолетах, соответственно встречались с сотрудниками охраны в аэропортах? tsapseudosciНа мой субъективный взгляд большинство из этих сотрудников работают скорей основываясь на уровне своего воспитания, а не на обучении, которое все они должны (по идее) пройти/проходят в обязательном порядке, и более того проходить определенные уровни аттестации.

Может быть у нас было бы меньше различного рода трагедий, если бы КАЖДЫЙ сотрудник был обучен и проходил обязательную аттестацию (впрочем ИМХО, может быть так и происходит…).

Есть в сети такая вот игрушка простенькая в реализации, но судя по всему форма (кстати Situated Learning), которая используется в этой обучающей игре, является базисом для такого рода целевой аудитории.

123

Можно развить мысли и написать различные сценарий и реализовать их в играх, пусть даже таких простеньких как в том пример, но это явно эффективней, создания мер, написание приказов, дополнение должностных инструкций (кто их вообще читает?).

среда, 2 марта 2011 г.

4 идеи, которые изменят мир тренингов

Очень уважаемая мной Connie Malamed (профи в области e-learning) опубликовала у себя в блоге статью о четырех формах обучения, которые могут повлиять на понимание того, что же нас ждет в области подготовки персонала в ближайшем будущем.

Вот они эти формы обучения:

  • Коннективизм (мною горячо поддерживаемый, например тут), Connectivism 
  • Совместное обучение, Collaborative Learning
  • Деятельностное обучение, Situated Learning
  • Неформальное обучение Informal Learning.

Все формы достаточно известны и не нуждаются в особом представлении (если интересно можно почитать краткие описания в оригинале).

Если говорить в частности, то первое что нужно сделать, это признать (так же как в медицине – первый шаг к лечению признание болезни) эти формы. К примеру коннективизм, на мой взгляд не только недооценены, но и никак не опробованы в реальных компаниях (если кто-то пробовал, расскажите – это бесценный опыт), а поэтому их не готовы воспринимать и признавать.

Как можно использовать эти формы в электронном обучении?

Применимо к деятельностному обучению, в некоторых случаях вполне подойдет 3D форма. Таким образом можно погрузится в деятельность с помощью виртуализации. Что касается коннективизма, то здесь возможностей достаточно много, современные технологии основанные на философии web 2.0 очень хорошо подходят к воплощению этой формы. Из последних новостей рынка e-Learning, интересен инструмент совместного создания электронных курсов CourseLab TW (а что, дать пользователям/обучаемым возможность самим создавать контент). Сюда же и неформальное обучение вполне себе вписывается.

В целом же надо попробовать, чтобы разобраться, насколько это применимо к сегодняшней реальности, в первую очередь, насколько к этому готовы сами обучаемые (не во всех компаниях сотрудники “избалованы” традиционным обучением). Хотя это все догадки, вполне возможно что обучаемые только этого и ждут (так же как школьники ждут радикальных реформ в образовании, впрочем это тема не этого поста).