Поиск по этому блогу

понедельник, 21 ноября 2011 г.

Адаптация сотрудников (ворох идей и мыслей с E-Практики 2011)

… что касается круглого стола, который я вел на этой встрече, то это, пожалуй, наиболее непродуманный и не развитый вопрос на сегодняшний день в российских компаниях. Почти у всех это поставлено на наставничество, причем иногда не очень то и системно.

Мы с коллегами совместно составили этапность адаптации сотрудника в компании (моя интерпретация):

  • Ориентировка (Решение вопроса – “куда я попал?”), за термин спасибо Владимиру Наумову.
  • Знакомство с коллегами. Человек – часть социального общества, знакомство – это то, с чего нужно начинать, когда ты только переступаешь порог компании.
  • Вводные курсы (причем как очные и дистанционные). От нескольких людей удалось услышать, что в их компаниях такие курсы читают топ-менеджеры очно, это здорово. Но с точки зрения оперативности, мне кажется, это должно быть в качестве дополнения к программе адаптации, так как такие семинары проходят не сразу по приходу новичка.
  • Постановка целей на период испытательного срока. Вот тут интересен и момент автоматизации, когда есть система, в которой можно отмечать успехи сотрудника по запланированным целям (по сути это КПЭ в миниатюре).
  • Наставничество. У большинства наставничество – основной инструмент адаптации. Причем, у некоторых наставник в том числе и ставит цели и назначает курсы. Интересная идея для роли пользователя в системе развития персонала.
  • Тестирование по итогам испытательного срока (или собеседование, что на мой взгляд в купе с результатами КПЭ является более объективным методом).

VSCV-8NHJ4V

Вот и некоторые идеи просто мысли, которые удалось вынести с моего круглого стола:

  • Создание сайта первого дня.
  • Поиграть в игру “Подойди к сотруднику и узнай ответ на вопрос…” или игра “Найди нужного сотрудника”.
  • Создание интерактивной карты компании (идея Ильи Бовта). Кстати вариант создания инфокиоска с информацией о компании, например в корпоративной столовой.
  • Руководители могут попробовать себя в роли исполнителя (Ирина Ермакова предложила Алексея Королькова посадить в техподдержку Улыбка).
  • Уровень автоматизации адаптации прямо пропорционален территориальной распределенности компании и от уровня должности к которой адаптируем.
  • В наставничестве есть большой минус – стимул наставника (у многих компаний они никак не отмечаются).
  • Использовать двустороннюю связь, т.е. сотрудник тоже должен дать рефлексию о том, как его “адаптируют”.
  • Разделение программ адаптации на управленческие и исполнительские.
  • Применять входное тестирование/оценку по профессиональным компетенциям, для сравнения результатов с тем, что получается после периода адаптации.

Конечно же было много других идей и мыслей, но в общем и целом я не увидел ни у кого (кроме может быть пары человек) системных примеров адаптации сотрудников в компании. Потребности есть, системы и лучших практик нет.

VSCV-8NHJCT

Всем большое спасибо за активное участие, надеюсь еще увидимся (и не только на конференциях Улыбка).

3 комментария:

Вадим Лузянин комментирует...

При входном тестировании сотрудников можно выделить блок '' инновационная компетентность '' как системное проявление творческих способностей на уровне рабочего поста - отдела - организации в целом.

Alexander Ryabinin комментирует...

Вадим, согласен, но всегда требуется проявление творческих инициатив, зависит сугубо от должности, например кассиру в банке инновации совершенно ни к чему (это я конечно утрирую, но все же)...

Вадим Лузянин комментирует...

Творческое развитие может происходить по сферам деятельности, сознания,личности.
Примеры на вскидку.
Предложить иметь под рукой набор очков разных диоптрий на случай,если клиент забыл очки. Иметь возможность изменить уровень освещения и громкость ответных реплик. Запах соснового бора ( шутка).
Множество других мелочей,улучшающих качество услуги и заставляющих клиента снова захотеть воспользоваться услугами банка.
Метод нахождения возможных улучшений - морфологический ящик.
Пять разновидностей улыбки,тон голоса как сквозь баночку мёда и другие НЛПэшные прибамбасы.
Уместный комплимент, короткий или развёрнутый ответ и прочая,прочая...
Инициатива оптимального графика занятости кассиров,учёба,в форме удобной именно этим работникам,примеры нематериального поощрения наиболле приятного именно этой женщине-кассиру...
Варианты проведения минуток отдыха, освоение средств борьбы с утомленим.
Как обслужить агрессивного клиента, погасить возможный конфликт.