Поиск по этому блогу

среда, 22 декабря 2010 г.

Электронные технологии на службе музея

Пару недель назад я посетила город Углич (Ярославская область). Первым пунктом нашей программы был музей Гидроэнергетики.

Направляясь туда, я ожидала увидеть схемы, макеты, которые описывают особенности работы гидроэлектростанций. В итоге, что я видела – превзошло все мои ожидания. Это самый современный и мультимедийный музей (хм.. интересное словосочетание мультимедийный музей :) ), который я когда-либо видела.

Все началось с того, что еще в раздевалке расположена интерактивная панель, из которой можно получить информацию об истории гидроэнергетики и некоторых современных данных (всей компанией активно изучали этот экран, пока ждали экскурсовода).

Первый зал меня просто поразил! Он содержал в себе 7 интерактивных экранов и панелей.

1. Экраны

При чем, интерактивный экран под номером 3 предназначен для детей (правда висит совсем не на “детском уровне”, взаимодействуют с ним взрослые) и содержит информацию представленную для детей (с персонажем - Капелькой).

На экране под номером 7 нам продемонстрировали фильм о особенностях организации Саяно-Шушенской ГЭС, причинах аварии и работах по восстановлению. Это все в очень красивых 3D-моделях.

2. 3д модель

В одном из следующих залов были также информационные экраны, которые проецировались на экран. Один с информацией для взрослых, другой с информацией для детей.

проектор проектор детский

В том же зале стоит монитор, который наглядно демонстрирует данные, которые получает оператор ГЭС.

монитор

Привычные макеты тоже были представлены в этом музее.

простая модель

Один из залов музей рассказывал о мировом развитии индустрии гидроэнергетики. Там было несколько интерактивных экранов-карт с разными континентами. Приближая разные страны, разные территории можно было получить информацию о каждой ГЭС, установленной на разных реках.

Этот музей можно назвать не только электронным, но и интерактивным, так как были несколько занимательных сюжетов:

1. Модель комнаты, напичканной электроприборами. Посетитель музей предлагается отпустить монетку достоинством 1,2 или 5 рублей с специальный счетчик. Он запускает механизм и все приборы в комнате включатся. Они работают ровно столько, сколько понадобиться энергии, которую можно оплатить, например, 1 рублем. Оказывается, на рубль, это все проработает 1-2 минуты.

2. Модель динамо-машины. Посетителям предлагается сесть на велотренажер и силой своих ног выработать электроэнергию, и зажечь несколько лампочек. У нас это получилось))) Мы тоже можем вырабатывать электричество!

Также поразило оформление музея: стены пол, элементы разных комнат выглядели одним целым. Дизайнеры поработали на славу.

Еще почитать о музее и впечатлениях туристом можно здесь.

Мне думается, что подобным образом оформлены многие музей, посвященные индустрии гидроэнергетики. Ну а если будете в Угличе – очень рекомендую посетить.

вторник, 21 декабря 2010 г.

Электронное обучение госслужащих

Можно ли запускать в обучение (электронное), курс не прошедший фокус-тестирования? Насколько технические вопросы влияют на общее отношение к курсу и учебному процессу в целом? Можно ли обучаться без тьюторов?

У нас состоялся весьма полезный и удачный опыт, с помощью которого можно ответить на все эти вопросы. Не так давно наши коллеги из Академии МУБиНТ провели обучение всех (!) сотрудников Правительства Ярославской области (это около 1500 человек) по курсу “Базовый менеджмент” (на основе разработанного нами электронного курса).

Несколько примечательных фактов:

  • Мы разрабатывали курс по-модульно, согласовывали (не более 1 недели) и коллеги тут же запускали его в обучение.
  • Первые две недели было много обращений, связанных с технической стороной вопроса, в итоге, пока мы не сделали наиподробнейшую инструкцию по настройке браузера (у них был IE8) и не отработали индивидуально с некоторыми особо выделяющимися сотрудниками было несколько тревожно за весь процесс обучения.
  • На поддержку курса было задействовано 2 тьютора, рулившими процессом обучения, их задачи:
    • Сбор и оценка ответов на кейсы (курс построен таким образом, что все изучение материалов построено на поиске ответов на поставленные в вводном кейсе вопросы).
    • “Разруливание” конфликтных ситуаций в форуме.
    • Модерация тестирования и обучения в специальных компьютерных классов (для тех, у кого по каким-либо причинам нет доступа к компьютеру с Интернет – например у лесников).
  • Организацией обучения (назначение, закрытие, сбор отчетов) занимался 1 человек.
  • Техническую поддержку осуществлял 1 человек от Правительства (LMS WebTutor установлена на базе Правительства ЯО), ну и мы были на подхвате, в случае возникновения сложных вопросов.

В целом получился достаточно уникальный опыт электронного обучения госслужащих. Я надеюсь мы напишем более развернутую статью по этому поводу (коллеги из МУБиНТ и Правительства нам в этом обязательно помогут).

Напоследок немного статистики:

1

пятница, 10 декабря 2010 г.

Обучение на рабочем месте…

…без отрыва от производства.

Многие вкладывают в понятие обучение на рабочем месте – прохождение электронных курсов (или иных учебных материалов) прямо на работе в установленное или удобное для себя время.

Нашел на портале Тренинги в Украине нашел интересную статистику (вероятно посетители в основном украинские, но сути не меняет) , утверждающую что популярнее всего в 2009 году было именно обучение на рабочем месте.

result_opros

Судя по себе, обучаться и развиваться в процессе выполнения задач (будь то рутинных или творческих) мне как то привычнее и обыденнее других форм обучения.

Понятно, что есть известные формы обучения на рабочем месте (самообучение, консультации, наставничество, коучинг, временное замещение и прочее).

Что делаю я при обучении на рабочем месте – я аккумулирую все возможные и доступные в данный момент способы познания и тренировки навыков. Вот некоторые способы (понятно, что они общеизвестны, я пишу про то, что удобно и эффективно для меня) развития и обучения без отрыва от производства:

Решение задачи, которая часто возникает в рабочем процессе, отличным от обычного способом.

Интернет-ресурсы (не новостные): блоги (чаще это англоязычные – таким образом я развиваюсь в том числе и в языковом плане), форумы (чаще технического плана), статьи.

Участие в мозговых штурмах не по своей тематике (очень люблю участвовать в совещаниях программистов и художников).

Выполнение не своих  задач – многие считают это нагрузкой, а мне кажется иногда, это очень даже полезно. Приобретая новый навык становишься более увереннее в себе.

А еще у меня есть уникальнейшая возможность, завидуйте…

При разработке электронных курсов через меня проходят практически все :) ! Таким образом обучение без отрыва от производства для меня почти тоже самое, что и употребление алкоголя дегустаторами.

среда, 8 декабря 2010 г.

31 совет по e-learning к Новому году!

Елена Тихомирова @Elenatikh попросила написать совет для сборника советов “31 совет по e-learning к Новому году!” сообщества e-learning PRO.

Все советы можно видеть тут.

Публикую то, что советую я:

Всем нам известно, что основой любого дела является планирование. Наше дело - e-learning и без плана здесь не обойтись.
Если вы и ваша организация стоите на пороге решения о запуске электронного обучения или его реструктуризации, первое с чего вы должны начать - составление бизнес-плана.

Пожалуй не буду учить вас основам бизнес-планирования, отмечу лишь некоторые аспекты планирования электронного обучения:

  1. Целеполагание
    Тут ничего советовать не буду. Главное ставить не идеалистические цели, а достижимые и не уходить в формализм.
  2. Календарное планирование
    Распишите на полгода (более длительный период достаточно сложно спрогнозировать, будет серьезная погрешность) план мероприятий. Но при этом надо помнить, план на то и план, чтобы его можно было корректировать (при составлении плана лучше воспользоваться специальным софтом, например MS Project). На основе планирования можно будет расписать бюджет. Важна планировать внедрение дозами (помните, что слона кушают по кусочкам).
  3. Бюджетирование
    - Затраты
    Серьезный вопрос, требующий первичного анализа рынка, а также (особенно в крупных компаниях) проведения аналитики организации на предмет потребностей в обучении. На основе этих данных необходимо сформировать смету расходов, которые могут возникнуть при внедрении e-learning, и расписать график расходования средств (важно, что при внедрении не цель потратить все средства так, как расписано в смете:)).

    - Статьи сокращения бюджета
    Дабы понять где можно сэкономить с внедрением обучения, необходимо расписать те статьи существующего бюджета на обучение, на которых можно будет экономить (командировки, тренеры, аудитории).

  4. Описание тестового запуска e-learning
    Описать процедуру запуска пилота e-learning (это могут быть не все сотрудники, или к примеру ситуация, когда всем все разрешено и все обучаются хаотично). По сути это и будет фокус-тестирования. Обязательно запланируйте работу над ошибками.
  5. Распределение штатных единиц
    Распишите, кто чем будет заниматься. Идеально расписать функционал (связанный с e-learning) каждого сотрудника.


И если останутся силы, то можно расписать:
- Внутренний маркетинг
- Применение лучших практик

Я уверен, найдутся знатоки, которые смогут составить структурированный и хороший бизнес-план, но цель совета, обратить внимание на необходимость планирования и важнейшие аспекты которые необходимо учитывать при планировании e-learning.

вторник, 7 декабря 2010 г.

IT-шник IT-шнику брат

Так уж случилось, что за последнее время в суете большого количества самых разнообразных e-learning проектов особняком для меня стоят три проекта по разработке электронных курсов IT-направленности.

В целом если говорить о масштабности проектов ничего особенного (хотя для меня почти каждый проект особенный), один софтверный курс, другие два курса по информационным технологиям. Все три проекта с достаточно известными и крупными российскими компаниями (в том числе два банка).

Так вот во всех случаях мне повелось взаимодействовать с людьми из IT-подразделений. И скажу честно, работа с этими людьми доставляет большое удовольствие, и вот почему:

  1. Владение понятийным аппаратом. Большое удовольствие разговаривать на своем, "птичьем", языке, при этом делая вполне конкретную работу и достигая видимых результатов.
  2. Увлеченность целью. Так уж получается, что почти во всех случаях разработки проектов по обучению IT (будь то курсы, консалтинг или проведение обучающих семинаров), сам проникаешься поставленной целью, начинаешь дополнять и развивать идеи.
  3. Удачная постановка целей. Когда собираются эксперт в прикладной области, держатель процесса и педагогический дизайнер, постановка цели обучения наиболее адекватна и понятна, как для обучаемых так и для разработчиков.
  4. Экономия на экспертах. :) Привлечение внешних экспертов к разработке почти не требуется (за исключением случаев, к примеру, обучения по специфическому софту).

The_IT_Crowd_S02E04_war_on_terror

Справедливости ради стоит сказать и о минусе такого сотрудничества, такого как опасность увлечения IT-тематикой для рядовых сотрудников (как правило, именно для них разрабатываются такие кусы). То что тебе кажется важным и частоупотребимым в повседневной жизни для кого то лишний напряг.

ЗЫ: картинка из сериала The IT Crowd.

пятница, 3 декабря 2010 г.

Соцсети. Зависимость

Не будем скрывать тот факт, что социальные сети прочно проникли в образ жизни жителей планеты.

Не будем также скрывать, что для кого то это стало настоящей зависимостью, и, возможно, когда-то этот вид зависимости будет включен в список заболеваний.

Причем уровень проникновения в соцсети растет, помимо фотографий и общения,  теперь это игры и видео – мощные мультимедийные инструменты влияния на сознание.

Вот неплохая инфографика про зависимость соцсетями:

Social-Media-Addiction

Забавно неправда ли?

11% опрошенных младше 25 лет прервут секс (казалось бы), при полученном сообщении.

48% проверят твиттер, выходя из пастели :)

На мой взгляд, причина одна – удачное сочетание удобных инструментов с интересным контентом!

Инфографика отсюда.

eLearning: Достижение результата

Всё таки большая разница между пониманием процесса и результата обучения у нас и у западных коллег.

Для нас важен сводный отчет, типа обучили в среднем стока то и стока то, средневзвешенная температура по больнице включая морг. И даже если мы говорим о том, что нам важен каждый сотрудник со всеми его особенностями, то больше лукавим и не думаем так, как говорим.

У западных коллег поражает искренняя убежденность в том, что важен каждый человек обязательно со всеми его особенностями и тараканами. И именно вокруг этого строятся все подходы к электронному обучению, исследования и акценты при подведении результатов.

Поэтому, когда у нас говорят про использование вконтакте, как инструмента социализации – это вызывает в лучшем случае сдержанное одобрение, когда говорят о применении facebook, как инструмента социализации и единственным способом социализировать группу удаленных слушателей, на западе – непременным условием успешного обучения с применением eL.

четверг, 2 декабря 2010 г.

OnlineEduca Berlin день первый

oeb2009-007

Итак, закончился первый день конференции OnlineEduca Berlin 2010. Наиболее масштабное и заметное событие в области электронного обучения в Европе на мой взгляд.

Собственно закончился еще даже не первый день конференции, сегодня были преконференс воркшопы на одном из которых я был. Назывался он “Great Design, Content and Technology Are Important, but Successful Implementation Is Essential”. И открытие выставки. Из выставки я осилил половину.

Сначала о воркшопе. На него я возлагал большие надежды. В самом деле, предпосылок для этого было более чем достаточно: название, ведущий из США, контекст самого мероприятия. Тема признаться для меня архиважная. Найти ответ на вопрос – как успешно внедрить курс не менее важен, чем ответ на вопрос – что же такое хороший курс.

К моему большому сожалению  господин Dublin оказался неплохим аниматором .. но и только. Примерно 1.5 часа мы рассказывали о себе, братались, настраивали его презентацию (человек приехал из за океана и не удосужился должным образом подготовится так, чтобы всё началось вовремя и презентация была показана как надо, а не в маленьком окошке на экране). Затем еще полчаса была “работа с залом” типа “а как вы думаете?”. В общем я мысленно сказал всем спасибо и вышел из этой мекки e-Learning. Видимо я наивно понадеялся за свои 150 евро и полдня выведать секреты внедрения курсов у гостя из за океана.

Теперь про примерно половину выставки, которую мне удалось посетить. Из того, что заставило остановиться и поспрашивать:

1. Компания BlackBoard написала великолепных клиентов для своей системы под iPad и iPhone. Всё красиво, понятно, логично. В общем теперь BB и на iOS. Показывали использование на примере одного из университетов. Молодцы, что и говорить.В AppStore сами клиенты доступны для скачивания бесплатно. Понятно, что для их использования необходима сама BB. Краем глаза заметил, что другой производитель LMS – компания Fronter тоже сделала интерфейс под iPAD.

Алексей, какбэ тренд получается, давайте задумаемся насчет WebTutor то :).

2. Бывают такие стенды, показывают не что-то глобальное и непонятное типа “Комплексное внедрение и поддержка e-Learning”,  а вполне простой и понятный тул или сервис.

В случае с компанией Shakespeak это был именно такой случай. Подошел, рассказали и показали за 10 минут.

Суть: скачиваем с сайта www.shakespeak.com  дистрибутив, инсталлируем, получаем надстройку над PowerPoint, которая позволяет нам вставлять в слайд опрос. Далее самое интересное – опрашиваемые заходят на сайт и голосуют. Результаты в режиме реального времени отображаются на слайде. До 20 голосующих бесплатно, потом 10 центов за голосующего. Со всем конечно можно ознакомиться на сайте этой компании.

3. Компания SuperMemo. Для меня была интересна тем, что сделала клиента под iPhone, скачав который (бесплатно с AppStore) можно тут же разработать для себя курс, который будет включать в себя учебные материалы, тесты и прочее. Можно скачать и языковые курсы уже конечно не бесплатно. Ведется статистика прохождения, тестирования.

Еще один тренд – оболочка предоставляется бесплатно. Денег стоит контент. Над этим стоится задуматься.

У компании как оказалось есть русский дистрибьютор из Екатеринбурга.

Ну и я думаю на сегодня хватит. Дней еще много, информации тоже. Посмотрим что будет завтра на пленаре и на секциях.  Постараюсь вести твиттер с хэштегом #oeb10. Сперва возмущался, потом убегал, как то не сложилось.

Картинку взял с сайта OEB, а личико нашенское :).