Поиск по этому блогу

вторник, 24 августа 2010 г.

Видео-контент в курсах

Используете ли вы видео в своих электронных курсах?

Во-первых нужно определиться принципиально, вы за или против.

Как правило встречаются 2 полярных мнения, видео – это “основной контент для э-курсов” или “видео громоздкое и вообще дорого стоит”. Относительно второго мнения, я думаю, даже если каналы будут настолько широки, что гнать видео не будет проблем и стоит оно будет копейки, все равно видео использоваться не будет. Это не основной аргумент, как кажется.

На самом деле, надо изначально разделить понятие – видео-курс и элементы видео в электронном курсе. Я безусловно говорю о втором случае.

Так когда же нужно видео в электронном курсе:

  • Восприятие личности. Мы когда то экспериментировали с говорящими головами в электронных курсах (живыми:)), сейчас ушли от этого, но иногда есть реальная необходимость (особенно в длительных и значимых курсах) вставить личность с напутственными словами. Это может быть топ-менеджер, либо ректор, либо видный деятель по данному направлению (к примеру Траут в маркетинге).
  • Иллюстрация высокотехнологических, сложных процессов, которые нельзя иллюстрировать без использования 3D технологий, которые в свою очередь могут на порядок дороже стоить видео-ролика (одинакового хронометража).
  • Живые человеческие эмоции. Практически невозможно иллюстрацией передать ЖИВУЮ эмоцию, как человек тушуется, или нервничает (что не с первого взгляда можно уловить). Анимацией можно передать эмоцию методом “в лоб”, смеется, грустит, недоумевает, но эмоций то скрытых полно, которые можно только прочувствовать увидев живой пример.

Безусловно, можно привести еще множество аргументов в защиту и против использования видео, но, боюсь, этот пост никто не дочитает до конца.

Направления курсов, в которых мы использовали видео: техника продаж, академические курсы (говорящие головы), курс по противопожарной безопасности (в итоге пришли к 3D)… Не так много…

Во-вторых, несмотря ни на что технология, в случае использования видео, является очень веским аргументом. Тут на ум приходит следующий ассоциативный ряд Flash, HTML5, кодеки кодеки кодеки… Сколько людей не увидели видео в электронных курсах из-за отсутствия кодеков? Ну и конечно - качество и широта канала.

Untitled-1Не буду рассуждать о возможностях тех или иных технологий, а также о прогнозируемой гибели флэша (во что я отказываюсь верить, с точки зрения платформы приложений флэш – КРУТ!, и никакой сильверлайт пока так себя не проявил с точки зрения Best Practice). Но идея использования видео в html5 мне очень по душе (главное, чтобы производители браузеров договорились насчет кодеков и стандартов).

 

Пример видео в html5.

P.S. мне кажется использование видео в курсе это достаточно тонкий выбор, с одной стороны дешевым видео можно испортить дорогой курс, а с другой стороны живой видео пример просто необходим.

понедельник, 23 августа 2010 г.

Каждый раз в начальной школе

Не буду я говорить про обучение первоклашек с помощью eL как это могло показаться из названия поста.

Хочу поделиться следующим наблюдением. Практически каждый раз при встрече с новым клиентом, который хотел бы внедрить у себя технологии электронного обучения для тех или иных целей, я чувствую себя так, как наверное чувствует себя учитель начальной школы или даже воспитатель старших групп в садике. А именно – придется начинать с самого начала, с азов, с терминов и понятий. Особенно любят свою, персональную терминологию придумывать в высшем образовании (типа электронки, еуч, еумк и проч.).

Поясню. Совершенно не хочу затронуть чьё либо самолюбие. Это нормально, что такой в общем нетривиальный продукт как eL (прямо скажем не семечки и даже не утюги) требует некоторого осознания и времени для понимания его роли и места.

Однако как и всем, мне порой хочется более спокойного входа к клиенту, когда в целом решение осознанное, персонал мотивирован, а тебе остается лишь въехать на белом коне, поставить систему, интегрировать скажем с AD, разработать учебники и смотреть как всё это богатство множится и приносит плоды :). Мечты мечты ..

В реальности все немного иначе. Как правило вначале есть неосознанное желание со стороны заказчика внедрять. Четкого понимания ЗАЧЕМ и КАК нету. Возможно есть желание “снизу” или приказ “сверху”. Поэтому для начала между нами идет процесс освоения как всё устроено и зачем оно может пригодиться. И этот первый этап ты проживаешь КАЖДЫЙ раз. От него невозможно ни открутиться ни отказаться. Иначе дальнейшие движения не будет мы просто не будем понимать друг друга.

Вопрос, который меня самого занимает: проходить каждый раз весь процесс от терминологии до анализа конкретных результатов вместе с заказчиком – это призвание или суровая необходимость рынка?

Думаю есть смысл спросить у педагогов начальных классов раз уж у нас столько общего. Как раз старшей в школу 1 сентября :).

суббота, 21 августа 2010 г.

Коннективизм, как теория обучения

Мы очень много говорим о соцсетях и соцмедиа в контексте обучения, года 2 назад, помню, слово "web 2.0", в контексте обучения, не говорил только ленивый. Сейчас как мне кажется у многих есть понимание, но мало у кого есть реальный опыт. Но... Задумайтесь! Опыт то вот он, перед глазами...

Вы читаете этот пост, значит вы получаете знания (нужные/ненужные, актуальные/устаревшие, интересные/скучные), которые вы можете отфильтровать (прочитав пару строк вначале, можно отказаться от прочтения или продолжить). В этом смысле, кстати, мне нравится подход Игоря Манна к прочтению книг: у него есть тесты "50 страниц" "100 страниц", если книга на этих стадиях начинает быть неинтересной, неполезной или неактуальные, она не проходит тест. Так же и в соцсетях.

Есть такая теория обучения Коннективизм (Connectivism), разработанная George Siemens (автор книги Knowing Knowledge) и Stephen Downes. Теория обучения в цифровую эпоху.

По сути, как мне кажется, коннективизм является выражением, или лицом онлайн обучения. Все те принципы, что мы закладываем при использовании в обучении соцмедиа являются ничем иным, как получением знаний (необходимых, но недостаточных в положительном смысле) здесь и сейчас в нужной дозе и, самое главное, АКТУАЛЬНЫХ знаний.

Вот несколько МЕГАхитовых принципов этой теории:

  • Обучение и знания лежат в многообразии мнений.
  • Постоянное обучение за счет налаживания новых связей (полезных естественно).
  • Принятие решений, как процесс обучения.
  • Варьирование ПРАВИЛЬНОСТИ ответов в зависимости от изменений окружающей среды.

В контексте этих мыслей хочется отметить, что наверное, использование инструментов соцмедиа должно быть на уровне восприятия этих инструментов, как благо, и нечто, несущее пользу. В этом случае процесс обучения становится эффективным. Убежден, что если мы сгоним всех в блоги или заставим пользоваться твиттером - ничего хорошего из этого не выйдет. Мысль созвучна с предыдущим моим постом.

Важной частью коннективизма является концепция Personal Learning Networks (перевести грамотно не получается, и так понятно:)) #PLN. Есть простая презентация (на англ.) - очень понятная и грамотная:

четверг, 19 августа 2010 г.

О самотивации учения и ее контроле


Последнее время много говорят о мотивации учения, что нормальный взрослый человек в состоянии самостоятельно оценивать свою работу, а также участие в учебном процессе, он в состоянии мотивировать себя к извлечению новых знаний.

Когда человеку интересно учиться? Ответ довольно банален - когда он может применять полученные знания на практике (в отличие от детей и подростков, когда интересен сам процесс познания).

То есть в рамках автономного электронного курса нам, как разработчикам, необходимо создать эту потребность - узнавать, анализировать, думать. Как вариант, это может быть близкая к совершаемой деятельности пользователя ситуация (кейс) с предложением проанализировать и предложить свое решение.

Возникает резонный вопрос, как с помощью инструментов электронного курса проверить, оценить поток мыслей пользователя? у меня родились несколько вариантов (если у Вас появиться что-то еще - прошу в комменты).

1. Задать ключевые слова, которые пользователь должен использовать в своих рассуждениях. Оценку производить на уровне: сколько из ключевых слов совпало с текстом. Или дать разным словам разный вес в итоговой оценке. Но это механистический подход, который не обеспечит эффективного результата, так как каждый человек имеет свой лексический запас и частотный словарь (те слова и выражения, которые чаще всего использует в устной и письменной речи). Лексический запас зависит от многих критериев - местность (то что в Москве, например, называю бордюр, в Питере - поребрик :) ), национальная и половозрастная принадлежность, профессия, образ жизни и т.д. Поэтому на среднего обывателя здесь рассчитывать не приходится.

2. Задать объем знаков "не менее, чем...". Это тоже довольно утопический способ, так как продвинутый пользователь может это понять (или ему расскажут другие обучаемые, что очень свойственно обучаемым в нашей стране) и ввести набор символов в поле для ввода ответа.

3. Предоставить пользователю самому оценить себя, показав ему правильный, по мнению автора, вариант ответа. В этом случае разработчик полагается исключительно на честность на добросовестность пользователя. и такой механизм можно использовать для людей, которые уже перестали страдать "синдромом студента", когда есть желание "получить зачет на халяву".

Как видите, ни один из методов контроля и оценивания самостоятельной деятельности пользователя в электронном курсе не является идеальным и его выбор зависит от целевой аудитории и целей курса.
ps картинка взята отсюда.
вторник, 17 августа 2010 г.

Дайте им альтернативу!

Блоги в обучение!

Электронные учебники – основа электронного обучения!

Форумы, симуляторы, твиттер, SL, вебинары, что еще? Да много всего… весь спектр инструментов электронного обучения и не охватить за несколько минут.

Все что я перечислил это всего лишь ИНСТРУМЕНТЫ. Это не основа обучения, это средства, которые могут помочь достичь поставленных целей.

У меня есть знакомая преподавательница в ВУЗе, она проводит свои занятия в основном в форме дискуссий, дебатов, мозговых штурмов. Я был у нее на занятии, было круто – активная форма обучения мне очень импонирует, но, подчеркну, МНЕ. Я наблюдал (20% наверное) за студентами, которые откровенно скучали, им было не интересно, они не участвовали, а соответственно теряли время свое, т.к. суть такой формы обучения – активность. Эти же студенты, весьма усидчивы на лекциях и очень хорошо впитывают информацию под запись.

Таки примеров много. Абсолютно та же картина и в электронном обучении.

1243958786_1212429025_assorted.graphic.graffiti.vectors_1

Не так давно я предложил одному заказчику детально проработать курс электронного обучения, с использованием нескольких АЛЬТЕРНАТИВНЫХ (на выбор) инструментов. Обучаемый, после пробного прохождения курса с использованием разных инструментов, обучаемый волен выбрать себе наиболее подходящий инструмент, к примеру это может быть: электронный учебник, вебинар, вики (или глоссарий), ведение и комментирование учебных блогов и прочее. В принципе каждый из этих инструментов может быть самостоятельным и исключительным.

Как вы считаете, стоит ли давать обучаемому альтернативу, либо же, в большинстве случаев можно навязать (при грамотном подходе) ту или иную форму обучения.

понедельник, 16 августа 2010 г.

Электронные курсы: про мотивацию

Постараюсь быть последовательным.

В предыдущем своем посте я попытался представить учебные цели, которые могут ставить перед собой заказчики следующих категорий: корпоративная, образовательная, государственная.

Закончил я мыслью о возможной мотивации к изучению электронных курсов в рассматриваемых мной категориях.

Постараюсь развить эту мысль. На первый взгляд мотивы, которые двигают слушателей в рассматриваемых мной группах вполне очевидны: в корпоративной это могут быть такие мотивы, как: основание для приема на работу, подтверждение квалификации, основание для улучшения своих знаний и умений, необходимых для лучшего выполнения прямых рабочих обязанностей (а стало-быть и своей стоимости в компании); в образовательной это очевидно в бОльшей степени основание для получения положительной отметки в зачетке (или как вариант достаточно удобного инструмента для подготовки к экзамену/зачету); соответственно для государственного сектора это могут быть мотивы, связанные с подтверждением квалификации или переходом на новую должность.

Однако наш скромный опыт работы во всех трех категориях умноженный на многообразие подходов в электронном обучении, где электронный учебник лишь один из способов доставки знаний и от части приобретения умений, говорит о том, что истинные мотивы зачастую могут быть весьма неожиданны и способны удивлять нас как со знаком минус, так и со знаком плюс.

Ну про негативные примеры вроде “для галочки” и “сосед за меня прошел” я говорить не буду, таких примеров масса и они на мой взгляд просто неинтересны, как предмет для обсуждения, а про некоторые позитивные хотелось бы рассказать.

Например: мой личный (весьма скромный) опыт использования средств электронного обучения в высшей школе (материалы тут и тут) говорит о том, что мотивом студентов дневной формы обучения (как это ни странно звучит) может выступать собственно желание получить знания основанное отнюдь не на боязни предстоящих квалификационных испытаний, а на осознании полезности и применимости этих знаний в реальной жизни.

Другой пример из опыта работы с гос. структурой (мы разработали электронный курс по эффективному использованию корпоративного информационного портала для Органов Исполнительной власти). В этом случае мотивом также может стать чистое и незамутненное желание изучения курса слушателем (оформленного кстати по всем правилам пед. дизайна, а значит сопровождающего слушателя в процессе изучения материалов), находящегося перед осознанием того факта, что бумажного оборота  том виде, как он привык его видеть и ощущать уже не будет и надо как то работать в новых условиях, для этого проще всего изучить курс. Так выгодней и с психологической точки зрения. Никто не обвинит тебя в некомпетентности, можно анонимно повысить свои знания и обрести внутреннюю уверенность в себе и способности ориентироваться в новой информационной среде.

Еще один пример – разработка игрового курса для школьников 1-4 класса. Достаточно забавный факт состоит в том, что в эту игру любят играть представители заказчиков и просто люди, которым мы показываем этот продукт. Интересно, что мотивом тут может быть как спортивный интерес вроде “интересно, а что будет дальше” или “ну-ка посмотрим, что они тут напридумывали”, так и более глубинная мотивация, связанная с переживанием собственных прошлых детских ощущений, связанных с обучением типа: “эх, в моё бы детство так преподавали математику/физику…”.

Резюмирую могу сказать, что одной из важных задач разработчиков курса является способность учитывать как мотивы, поставленные заказчиками, так и мотивы, которые могут быть истинными двигателями при изучении материалов (кстати, как показал мой опыт в высшей школе, не всегда дорогие и красиво поданные материалы играют существенную роль в мотивации). Идеально, когда “назначенные” заказчиком и истинные мотивы совпадают или по крайней мере пересекаются, хуже – когда о мотивах при разработке/использовании вовсе не думают.

Напоследок у меня вопрос: А какие “заказные” и “настоящие” мотивы можете предложить вы?

PS: Забавно и по детски - “мой понедельничный пост”. Дело в том, что я пишу пост в этот блог по понедельникам и вот уже несколько лет по понедельникам соблюдаю пост.

пятница, 13 августа 2010 г.

Бумага vs Экран (битва продолжается?). Часть 2

1280849255449

Источник.

Бумага vs Экран (битва продолжается?). Часть 1

E-комиксы

imagesКомиксы – это штука, которая, безусловно, далеко не является частью российской массовой культуры, но в числе прочего была занесена к нам на бурной волне западных ценностей. Замечу, что, не являясь поклонницей этого жанра в принципе, я с удовольствием отдаю ему должное: роскошные графические новеллы от Marvel или Dark Horse – это настоящее искусство. Это вам не хлипкие брошюрки с «Утиными историями», которые вспоминаются мне из босоногого детства. =)

Само собой, с многолетними богатыми традициями буржуям грех не использовать стилистику комикса в индустрии обучения: мы как-то пример подобного курса приводили. Это действительно стильно и впечатляюще (при том, что достаточно несложно в реализации).

Почему отечественные разработчики е-learning пропускают этот прекрасный формат мимо себя?

Мне думается, что на это есть несколько веских, но вполне преодолимых причин.

Во-первых, сочинять комикс – это совсем не то же самое, как просто описывать какую-нибудь позу какого-нибудь агента-гида на фоне полок какого-нибудь магазина, которая будет повторяться на протяжении 30 слайдов. Здесь нужно следить за динамикой повествования, заботиться о сюжете, продумывать ракурсы и планы, словом – обладать режиссерскими и операторскими навыками, как бы странно и пафосно это не звучало применительно к статичному электронному курсу. Совсем хорошо было бы уметь немного рисовать, но с этим везет далеко не всем (мне, например, совсем не везет).

Во-вторых, в силу отсутствия соответствующих художественных и культурных традиций иллюстраторы в комиксовой стилистике – явление нечастое. Просто хороший художник комикс, даже если сама графика в нем предельно проста, на коленке не нарисует – там существует своя художественная специфика, которую нужно осваивать.

И в третьих, в нашем сознании прочно обосновался стереотип, что комиксы – это забава детская, несерьезная. Заказчик, памятующий об «Утиных историях», может счесть такую форму чересчур легкомысленной – все равно, что создавать курс о кладке кирпича при помощи конструктора «Лего».

Тем не менее, курсы в стилистике комикса кажутся мне интересным и заманчивым полем для деятельности, которое не заслуживает больше внимания, чем мы ему оказываем.)

среда, 11 августа 2010 г.

Фантазии о развитии электронного обучения


Как-то вошло у меня в привычку перед сном читать несколько страничек тома исключительно художественной литературы (все что связано с учебой, работой предпочитаю читать при думающей голове). Я вспомнила время обучения в школе.

Сейчас в СМИ активно обсуждаются вопросы доступности электронных услуг, электронного правительства, создаются электронные школы. И я начала представлять электронные курсы по биологии (любимый когда-то предмет) - какие потрясающе красивые дидактические материалы с погружением в виртуальные миры животных, растений, одноклеточных... Вспомнилась история - рисование карт, изучение сражений, анализ реформ различных деятелей. Вспомнились огромные карты, которые ребята доставали из больших ящиков перед уроками. Насколько проще было бы, если б эти карты были мультимедийные.

Вспомнилась география - здесь вообще огромные просторы для творчества...

Когда по списку добралась до литературы - стали возникать вопросы. Стоит ли делать электронные учебники по литературе? Литература (хоть и не любила этот предмет в школе) учит нас анализировать, думать, предполагать развитие событий, излагать свои мысли, наслаждаться красотой слова, красотой природы. Сможет ли разработчик вложить все эти навыки в электронный курс?

Или еще забавный сюжет развернулся - из литературных произведений школьной программы создавать электронные курсы. Например, Достоевского реализовать в комиксах :) или "Евгения Онегина" Пушкина реализовать в схемах и графиках, изобразить отношения межу Онегиным, Татьяной и прочими персонажами.

И все таки возможности электронного обучения небезграничны, как нам бы не хотелось думать обратное.

PS Зайдя в родную школу 3-4 года спустя после ее окончания, заметила немалые изменения в техническом плане - в кабинетах появились ноутбуки и проекторы. И это здорово!

PPS Картинка скопипастена отсюда

понедельник, 9 августа 2010 г.

Электронные курсы: такие разные цели

Клиентов, которые заказывают у нас электронные курсы условно можно разделить на три категории:

  1. Корпоративный
  2. Образовательный
  3. Государственный

Казалось бы, все три категории заказывают у нас один и тот-же продукт – электронный курс. Методические, педагогические, визуальные и технологические требования к этому продукту должны быть примерно одинаковы. На практике же это получаются три совершенно разных продукта.

Я думаю, что кроме вполне очевидных вещей (бюджеты, опыт использования, исходные объемы информации, а также истинные цели :)) есть еще одна причина, по которой готовые продукты столь сильно разнятся – цели, которые ставят перед собой заказчики курсов.

Давайте посмотрим, каковы они могут быть, и как эти цели могут влияют на конечный продукт:

  1. Корпоративный сектор: цели как правило идут от бизнеса и направлены либо на сокращение издержек, связанных с необходимостью обучать, либо на рост прибыли, связанный опять таки с обучением (зачастую вопрос скорости обучения, связанный например с выводом на рынок нового продукта становиться одним из основных конкурентных преимуществ). Проще говоря бизнес никогда не потратит денег существенно больше, чем может извлечь из продукта выгод (ну по крайней мере бизнес точно придет к такой модели путем проб и ошибок). Такой подход обуславливает получение на выходе курсов небольшого объема, взвешенного содержания без “воды”, насыщенный ровно таким количеством практических и тестовых упражнений, какое необходимо для решения задач курса, а значит и конкретной бизнес-задачи. Перекосы конечно бывают, но вызваны они как правило отсутствием опыта у заказчика (давайте сделаем так, чтоб всё летало и кружилось ….. ой, а почему это столько стоит?), отсутствием опыта у исполнителя (а давайте сделаем так, чтоб всё кружилось …. ой, а почему вам не нравится?) или несоответствием целей заказчика и целей курса.
  2. Образовательный сектор: если мы говорим об обучении “наружу” (или как сказали бы медики кнаруже :)), т.е. своих студентов, то в самом радужном и взвешенном случае курс направлен на поддержку или частичную замену процесса очного обучения в высшей школе (Кстати, мой личный неоднократный опыт изучения продолжительного предмета в чисто дистанционном режиме классического ужасного электронного курса, оснащенного по всем правилам: форум, теория, практические задания, написание кейсов, тесты, показал, что дойти до конца можно только путем титанических усилий воли и наличием большого количества свободного времени. достижением учебного результата там и не пахло). Так вот цели этого заказчика могут быть следующие: методическое обеспечение дисциплин учебными материалами, закрытие “лакун” в биб. фонде, увеличение доли самостоятельной нагрузки студента в учебном процессе вуза, относительно дешевый вариант доставить методические пособия в свои филиалы. Цели говорят нам, что на выходе как правило получаются учебники-монстры с большим количеством слайдов, с равноподеленным количеством практических и тестовых заданий (потому что стандарт и план), с достаточно унылым и водянистым содержанием, основанным как правило на прежде выпущенным печатным трудом автора вуза.
  3. Государственный сектор. Как ни странно, но нам попадаются заказы, которые направлены в общем-то на решение конкретных образовательных задач в государственных органах. Понятно, что контент собирается достаточно случайным образом, понятно, что об экономической стороне вопроса тоже как правило не особенно задумываются (типа сэкономить государевы деньги…. прописали в бюджет, исполнили, отчитались за “целевку” и то гуд). Однако сказать, чтоб целей совсем не ставили я не могу. Примеров таких нет :). Как правило цели можно определить так: первая их половина очень похожа на цели бизнеса, зато вторая (связанная с извлечением прямых выгод или сокращением расходов) к сожалению не очень четко выражена или отсутствует как критерий достижений результата. Как следствие, на выходе получаются в общем приемлемые курсы,  достаточно взвешенные, направленные на решение конкретных управленческих задач, но оценка их эффективности на этапе их изучения крайне затруднительна. Впрочем это уже совсем другая песня – мотивация к изучению, к достижением учебных и собственных личных целей через прохождение таких курсов. О мотивации в общем можно поговорить в следующий понедельник.
четверг, 5 августа 2010 г.

Статичная графика в э курсе

Статичная графика в курсе – это, наверное, самое популярное, что обычно используется для визуализации электронного курса. Как известно визуализировать можно в зависимости от типов текстов (повествование, описание и рассуждение). Connie Malamed рассматривает об эффективном использовании иллюстраций в курсе.
Вот некоторые случаи, на которые стоит обратить внимание при использовании иллюстраций:
- Эмоциональное усиление сценария, за счет фотографий
- Конкретизация абстрактной информации посредством использования графиков
- Иллюстрация движений, перемещений
- География
- Эстетические идеи (постановочные фото например) – для мотивации и эстетического наслаждения
- Метафоры (очень полезен для облегчения запоминая тяжелой информации)
вторник, 3 августа 2010 г.

Инфографика в электронном обучении

Не так давно удалось пообщаться с Ириной Добровой (основатель блога по инфографике, там можно найти много примеров и теоретической информации) на тему использования инфографики в контексте электронного обучения. В целом поляна непаханая, примеров мало (по крайней мере в отечественном образовании). Есть неплохой (больше маркетинговый) обучающий ролик компании РОСНО, о котором я писал, есть еще такого рода небольшие проекты, но в целом крупных проектов пока нет (я планирую исправить это недоразумение в ближайшем будущем).

Есть же отличная (в том числе и советская) практика инфографики в полиграфии, сделать из этого интерактив – дело не сложное, но помимо курсов повествовательного и описательного типа есть курсы, которые требуют рассуждений… В таких случаях картинки недостаточно, необходимо точно знать маршруты изучения визуальной информации, которые могут привести к ответам или увести от сути.

На блоге Ирины много примеров качественной (в основном зарубежной) практики, я же напомню, как это было (и есть) у нас:

poster_23_ ris7

У меня есть пример обратной ситуации, когда из такого рода контента (по пожарной безопасности) мы делали электронный курс, но почему бы не использовать преимущества такого подхода?

Google-фишки

280 Вчера закончил читать книгу “Google. Прорыв в дух времени.Девида Вайза. Читал по-старинке, с коммуникатора, без всяких там новомодных ридеров и айпадов.

Не буду пожалуй описывать саму книгу, скажу только, что с некоторыми пропусками книгу читать можно и нужно.

В этом посте хотелось бы отметить “фишки” самой поисковой системы, которые для меня ранее не были известны или я просто не придавал им значение. Знаете как бывает, ищешь то, что тебе надо, а на то, что вокруг не обращаешь внимание. Пока кто-то не ткнет тебе пальцем, и не заметишь.

В книге эти самые “фишки” даны в самом конце под названием “Двадцать три фишки поиска на Google”. Все я конечно перечислять не буду, но некоторые думаю будут полезны в быту как рядовому серферу, так и опытному eL специалисту :).

1. Если нужны более точные результаты поиска, поставьте словосочетание в кавычки. Выражение, заключенное в кавычки ищется целиком. Удобно.

2. Для английского языка поиск производится по всем формам слова. Т.е. без разницы, как набирать: dance, dances, dancing, поиск будет производится по всем формам слова. Наполовину практично.

3. Функция “Мне повезет!”. Как то раньше не очень придавал ей значение. Оказалось – преудобнейшая штуковина. Рассказываю: вводим слово или словосочетание, нажимаем на кнопку “Мне повезет!” и гугл переправляет на страницу, занимающую первое место в списке результатов. Поэкспериментировал с словосочетанием “Лаборатория мультимедиа”. Сработало верно :)

4. Гугловский кэш. Под результатами поиска оказывается (кто бы мог подумать блин) находится ссылка “Сохраненная копия”. По ней доступна предыдущая, сохраненная версия страницы.

5. Включить функцию перевода результатов поиска можно слева от результатов, если кликнуть на ссылку “Показать настройки” и далее на ссылку “Поиск с переводом”.

PS: К вопросу о приобретении легального контента. Отметил про себя, что достаточно продолжительное время уже покупаю книжки в электронном формате (мой случай - fb2).

Фактора тут два: 1. это дополнительно мотивирует к чтению, ну и это стало удобней и доступней, нежели чем скачивать с варезных сайтов. Лично мне по душе www.aimobilco.ru. Всё очень для людей.