Поиск по этому блогу

пятница, 30 июля 2010 г.

Как я ридер выбирал

На днях приобрел себе устройство для чтения электронных книг. Его обычно ридер (reader) называют. Выбрал себе Nook от компании  Barnes and Noble. К слову сказать для России его не выпускают, так что прошивку пришлось ставить неофициальную (благо софт на андроиде, да и умельцы у нас хорошие). В штатах он стоит - 150 баксов за аппарат с Wi-Fi (до России он только-только дошел, я его сразу и взял), и 190 за Wi-Fi и 3G (в России не работающий). Я приобрел через интернет магазин в России в 2 раза дороже :(

Параметры, по которым выбирал аппарат:

  1. Стоимость: в районе 10-12тыс. рублей
  2. Экран E-Ink, сенсорный
  3. Минимальное количество кнопок на девайсе
  4. Wi-Fi
  5. Легкий
  6. Качественная сборка
  7. Частота обновления прошивок + понятная платформа
  8. Красивый и удобный дизайн
  9. Не бликовый экран

Из чего выбирал:

  • ONYX BOOX 60 (судя по отзывам wi-fi пока что неживой в аппарате, тяжелый корпус, плохое качество сборки)
  • PocketBook 302 Cookie (глянцевый экран, плохая сборка)
  • Qumo Libro WiFi (так и не дождался в продаже)
  • Sony (нет не одного аппарата с Wi-Fi, бликующие экраны)
  • Amazon Kindle 2 (без Wi-Fi, правда есть GPRS, QWERTY мне не особо нужна, нагромождает девайс)

i

четверг, 29 июля 2010 г.

РПГ-учёба

1263288839_1 Вычитала в «Игромании», что в Индианском университете запущен восхитительный эксперимент: обучение студентов по образцу компьютерной игры. Например, сданный тест – это пройденный квест. За него учащийся получает не оценки, а очки и опыт – прокачивается.

Цель эксцентричной затеи – облегчение процесса обучения. Предполагается, что молодое поколение, пестрящее эльфами восьмидесятого уровня геймерами всех цветов, воспримет такую форму обучения с энтузиазмом (и я не вижу причин, почему бы нет).

Очень похожую идею (только касающуюся школьного обучения) я видела у известного блогера Фрицморгена, у которого каждый второй пост посвящен разгромлению традиционной формы школьного обучения. То есть сама идея-то не нова, но он ее сформулировал достаточно подробно и выдвинул очаровательную концепцию кибер-школы, где ученики вместо обучения прокачивают скиллы, проходят квесты и делают все прочие вещи, полагающиеся приличной РПГ. Концепция эта, конечно, носит глубоко теоретичный характер и вообще страдает массой недостатков; но вот американцы, в силу разных причин гораздо более склонные к креативным экспериментам, чем мы, взяли и частично эту кибер-школу реализовали.

Вот уж game-based e-learning, так game-based e-learning.

Разработка сценария: между Сциллой и Харибдой

Прошло больше года, как я погрузилась в мир электронного обучения. С тех пор мои представления в отношении процесса разработки сценария несколько изменились. В начале был вольный полет мыслей, метафоричность представления материала. В процессе получения опыта поняла, что лучше при разработке сценария учитывать ряд ограничений, которые влияют на конечный результат.

1. Возможности дизайнера. При написании сценария выясняю - кто будет отрисовывать иллюстрации и флеш в курсе (зависит от целей и содержания курса). Дабы сразу представлять, каких "наворотов" следует избегать. Например, у одних лучше получаются абстрактные картинки, дизайн, интерьер, у других - лица, передача эмоций персонажа.

2. Возможности движка курса. Например, для использования сложных схем в CourseLab их необходимо отрисовывать как отдельные объекты.

3. Пресловутый человеческий фактор (без этого никуда :) ). Сюда могут быть включены предубеждения, представления, разность в понимании одних и тех же слов и понятий.

В общем, учитывая все эти и многие другие факторы сценарист сочиняет сценарий электронного курса, чтобы курс получился и красивым и выполнял поставленные цели, то есть учил чему-либо.
ps картинка скопипастена отсюда.
вторник, 27 июля 2010 г.

Second Life + Moodle = Sloodle?

SL как среда обучения и иных полезных для человека сфер деятельности пока под большим вопросом и все идет к тому, что она, возможно, скоро будет использоваться только для виртуального порно (что в контексте электронного обучения немного не в тему:)).

Тем не менее существует такой проект, как Sloodle, что в концепции Web 2.0 является результатом mashup (интеграции сервисов). Некоторые возможности:

  • Web-intercom. Чат комната.
  • 3D-Drop Box. 3D-моделирование задач.
  • Presenter. Простой и быстрый функционал показа слайдов преподавателем.
  • Регистрационный стенд.

Если честно необходимость таких проектов для меня пока под вопросом, мне кажется SL развращает электронное обучение своей сутью (виртуальный мир – “уход от реальности”) и примитивным 3D (меня лично эстетически раздражающим). Многие говорят о том, что lms в нынешнем понимании потеряет свою актуальность, а наворотить графики и утяжелить загрузку на существующий формат – тупик, ИМХО.

четверг, 15 июля 2010 г.

Любите ли вы Твиттер так, как не люблю его я?

twitter-bird-1 Хочу сознаться в страшном: чем дальше, тем больше меня недоумевает эта модная чирикалка – твиттер, особенно в контексте его использования в дистанционном обучении. Вообще я очень люблю формат блога, веду личный ЖЖ, со стягом наперевес холиварю под постами тысячников и вообще считаю себя неотъемлемой частью блогосферы, из которой извлекаю не только большинство мировых новостей, но и море практической информации и незаменимых знаний. Польза блогов для обучения для меня очевидна, более того, я считаю, что способ обучения эффективней этого надо еще поискать.

Но микроблоггинг?..

Следуя всеобщему веянию, я завела твиттер и долго пыталась убедить себя, что нужно просто втянуться в этот формат и что в нем непременно есть какой-то профит, раз уж миллионы людей с таким удовольствием в нем чирикают. Не убедила – не обнаружила ничего такого, что в твиттере было бы делать удобнее, чем в обычном блоге; всей пользы – несколько интересных ссылок от зафренженных (зафоллоуинных?) коллег по e-learning. Попытки привязать сию штуковину к корпоративным нуждам тоже оказалась не особенно успешной. Твиттеры публичных личностей считать не будем – к нашей теме это никаким боком, если только не считать ценным сведением то, что Том Круз почесал левую пятку.

В общем, пользы не вынесла никакой – скорее даже наоборот, потому что упихивание мысли в 140 символов, по-моему, расслабляет и лишает стимула мыслить развернуто.

Между тем, многие тематические блоги вовсю поют о том, что каким-то магическим образом твиттер уже вовсю пора использовать в обучении. Особо, правда, не конкретизируя, как. Кидая друг в друга ссылками?

Если среди читателей есть любители микроблоггинга, то пусть они поделятся своими впечатлениями от этого сервиса. Есть ли в нем, действительно, какие-то преимущества, которые не дано познать всем? =)

вторник, 6 июля 2010 г.

Бумага vs Экран (битва продолжается?)

Сколько уже сказано о противопоставлению электронных книг бумажным, в том числе и на нашем блоге. Почти всё прогрессивное человечество, вроде как, склоняется к электронным книгам (хотя это никак не измерено, да и что за “прогрессивное” такое человечество?).

А вот компания Nielsen Norman Group провела эксперимент в котором приняло участие 24 добровольца, которым давалось задание прочитать небольшой рассказ Хемингуэя на бумажных и электронных книгах. Выяснилось, что те из них, кто читал произведение на iPad, справились с заданием на 6.2% медленнее тех, кто читал обыкновенную книгу. Результаты пользователей Amazon Kindle 2 были уже хуже – скорость чтения снизилась на 10.7%. (c-news)

Вот как.

Вообще же помимо очевидных плюсов и минусов есть и более глубокие, такие, как продажа электронных книг (многие ли их покупают? за себя скажу, что 50/50, хотя уже ближе к 70/30 в пользу покупки). Где-то я слышал, что эра бумаги подходит к концу и вскоре (3,5,10 лет?) бумажная книга будет антиквариатом, так ли это?

Лично мне думается так: кто-то читает книги и наслаждается процессом (начиная содержанием книги, а также перелистывание, типографский шрифт, кегль, отбивка качество бумаги, даже запах), как я лет 5 назад, а кто-то делает это с утилитарной  потребностью (в меньшей степени это относиться к художественной литературе), как я сейчас. Мой недавний эксперимент (купил книгу на озоне и читал ее аж месяц) дал мне понять, что мне удобнее читать с коммуникатора.

Подумываю о e-book, но пока не понятно в чем ее таскать, да и стоимость понравившихся мне экземпляров пока не вызывает особого энтузиазма для покупки (может вы что посоветуете?).

четверг, 1 июля 2010 г.

Больше лиц – хороших и разных

Будучи сценаристом электронных курсов, я иногда испытываю трудности с подбором и описанием персонажей, которые фигурируют в повествовании. В общем-то, внешне эти персонажи не так уж часто принципиально отличаются друг от друга - поскольку продукты, как правило, ориентированы на бизнес-сектор, это в основном "деловые люди в строгих костюмах", одетые и держащие себя среднестатистически (не без исключений, конечно). Так что форма одежда и позы не вызывают особенных трудностей – зачастую они стандартны.

Между тем разнообразия все-таки хочется – хотя бы в мимике и артикуляции персонажей, тем более что гамма эмоций у них иногда бывает преобширная. Словесные описания в духе «лицо Штирлица выражало скептицизм» весьма неэффективны, потому что иллюстратор может иметь совершенно отличные от моих представления о том, как именно скептицизм отражается на лице человека. =) Выходом из ситуации, конечно, могут служить клипарты, но вот не люблю я просиживать джинсы перед монитором, перелистывая картинки с тегом «emotions». А вот тут, например, конструировать лица можно самостоятельно, выбирая черты лица, прически, мимику, артикуляцию и получая каждый раз совершенно разных и исключительно богатых эмоциями персонажей.

Untitled-3 copy Untitled-4 copy

Рекомендую поиграться, вещь совершенно прелестная. Чем-то напоминает составление фоторобота.

Почему взрослые люди не хотят учиться?

Сейчас на каждом углу слышим о том, что нужно постоянно развивать себя, не останавливаться на месте, изучать, открывать новое.
Да, такой паттерн поведения формируется в нашем обществе. Но, скажите, неужели при внедрении системы обучения (будь то очное обучение или электронное) все сотрудники восприняли ее "на ура"?
Почему же так происходит? Почему все наши рвения изменить мир к лучшему очень часто рушаться?
Все это пресловутый человеческий фактор. В свох размышлениях я постаралась выявить ряд причин почему человек нелояльно настроен в системе обуния.
1. "Я хорошо справляюсь со своей работой и все про нее знаю". Такое убеждение связано с самооценкой человека. "Если меня хотят чему-то учить, значит сомневаются в мойе компетентности". Преодолевать сопротивление, если оно вызванно такими причинами нужно только показав человеку - что ему дадут полученные знания и где он сможет их использовать.
2. "Я основную работу не успеваю сделать, а руководство еще и обучение придумали". Такое отношение к обучению можно преодолеть на оранизационном уровне - планируя время работы сотрудника с учетом обучения.
3. "Сколько раз был на обучении, ничего нового мне не рассказали". Это похоже на первую формулировку, но несколько отличается - наличием негативного опыта. Наиболее сложно преодолеваемая форма сопротивления, так как человеку свойственно доверять исключительно своему опыту.
Мне кажется, какие-то причины были мною не замечены. Предлагаю обсудить в комментах.