Поиск по этому блогу

пятница, 28 мая 2010 г.

Насколько сценарист должен знать область материалов, с которыми он работает?

Проще говоря, он должен владеть материалом в той или иной степени, либо быть к нему нейтральным?

ist2_908023-blindfolded-horseЧасто от клиентов приходиться слышать о том, как мы можем разрабатывать сценарий по какой-нибудь к примеру Фотограмметрии. Вопрос адекватный и правильный. Но, как правило, мы разрабатываем курсы по материалам заказчика (в том числе материалами можно назвать держателей знаний - экспертов), поэтому для сценариста в данном случае самый ответственный этап - правильно прокаскадировать цели и задачи заказчика на учебный курс.

Что дальше?

Завидую (или наоборот?) я сценаристам, они пропускают через себя столько экспертных знаний, что к концу свой жизни смогут стать гуру в любых отраслях знаний:) Поэтому одна из рекомендаций, которые я даю сценаристам, это погружение в контент (т.е. изучение проблематики). Как правило это происходит с помощью эксперта. Так же важно либо делать паузы между курсами, либо разрабатывать курсы похожей тематики.

Отсюда возникает потребность в интервьюировании. Мы не так давно стали проводить комплексное интервьюирование (очное) экспертов для формирования полной картины содержания курса (иногда, если эксперт является заказчиком обучения, и учебных целей курса). На самом деле очное общение дает очень много ответов на вопросы, которые возникают в ходе погружения.

Самый скверный и деликатный момент – удаление лишнего материала, или его трансформация. Понятно, что эксперт за свои материалы горло перегрызет, но часто часть материалов абсолютно не соответствует необходимому содержанию для достижения поставленных целей курса.

Кроме того очень важно разделять контент на некоторые куски, к которым можно прикрепить достижение учебных задач и получение определенных навыков. Учебный анализ для сценариста обычное дело и со временем, набив руку, это делать проще.

Так как же теперь ответить на вопрос, поставленные в заголовке поста? Я думаю, что сценарист может быть абсолютно нейтрален к области материалов по которым он пишет сценарий.

Медведев и айпад

41d2fc99844773790913 Вот нравится мне, как активно Медведев поддерживает свой имидж человека современного, прогрессивного и не чуждого технологиям. Краткое содержание: на встрече со студентами Киевского Университета в числе прочего президент поделился с аудиторией, что использует айпад и даже скачивает из интернета книги (интересно, из бесплатных ли библиотек).

Конечно, фраза «Не знаю, есть ли у вас айпад» из уст президента звучит очень трогательно, учитывая доходы его среднестатистических подданных, но сам факт того, что первое лицо государства вовсю пользуется продвинутыми гаджетами и не стесняется об этом сообщать, - это серьезный разрыв шаблона. Кроме того, Медведев признал, что за информационными технологиями будущее и достаточно ультимативно приравнял компьютерную безграмотность к неумению читать и писать (что, разумеется, и так понятно, но ведь САМ сказал :)

Да и вообще то, что правительство кривокосо, но все же постепенно прописывается в интернете, радует – наконец пристальные взоры властей предержащих обратились в светлое информационное будущее.

четверг, 27 мая 2010 г.

Мотивация преподающего

Мы сегодня много говорим о мотивации обучающегося, проводим тесятки вебинаров, пишем сотни постов, чтобы выяснить и выявить наиболее эффективные (эффектные?) способы и приемы, которые позоляют нам добиться желаемого результата от обучающегося.

Это безусловно здорово и полезно. Но мне подумалось - а какова должна быть мотивация автора материала? преподавателя, лектора, гуру, эксперта. Что должно быть его движущей силой для того, чтобы выдать тот самый контент, в тех самых дозах и пропорциях, которые будут адекватно и максимально эффективно восприняты обучающимися?

Я, как человек, который достаточно регулярно проводит очные семинары, могу предложить буквенную трансляцию собственных обущений: глубинные мотивы представляют из себя смесь знаний (умений и навыков), желания их интерпретировать, боязнь быть непонятым, азарт донести до публики свои грани знаний, умений и навыков и радость или разочарование от чувствования обратной связи (негативной или позитивной) от аудитории.

То есть, на первое место выходят чувства и ощущения в первую очередь обучающего.
А как померять/передать их в e-Learning?

Формирование активной жизненной позиции в e-курсе


Чаще всего при формулировании запроса на электронный курс заказчик требует формирования определенных знаний и навыков у обучаемых.

Например, по итогам изучения курса обучаемый должен Знать: 1..., 2..., 3...., и Уметь: 1...,2..., 3...

Меньшей пулярностью пользуются такие феномены какустановки и представления. Либо, например, лояльность персонала считают побочным продуктом узнавания информации о компании, либо считают эти слои человеческой психики наиболее сложными для изменения.

Спорить не буду, что узменить установки непросто, и наиболе сильным фактором в этом случае является гибкость психики человека, его способность принимать иную точку зрения.

Поговорим о такой установке как активная жизненная позиция. Возможно ли с помощью электронного курса поменять установку отношения к жизни?

Мне кажется да, но далеко не в 100% случаях, так как слишком сильно влияние индивиндуальных различий.

Каким образом это делать?


  • Формировании мотивации достижения (за счет постепенного повышения сложности заданий)

  • Формирование принятия ответсвенности (например, за счет коммнетариев героя, направленных на это)

  • Согласование эмоциональной сферы (выявление личных и общественных мотивов и их согласование по возможности)

Такими способами, в том числе в электронном курсе, можно формировать активную жизненную позицию.

ps Картинка скопипастена отсюда.

вторник, 25 мая 2010 г.

Бизнес-игра по моделированию поведения сотрудников внутри фирмы

Чем больший опыт управления компанией я приобретаю, тем чаще думаю, что было бы здорово разработать конструктор моделирования поведения сотрудников внутри отдельно взятой фирмы.

Цель – моделирование возможного поведения сотрудников в той или иной ситуации, не связанной напрямую с основными бизнес-процессами компании. Проще говоря – облегчить задачу подбора, развития и поддержания команды в максимально сбалансированном, рабочем состоянии.

Задаешь исходные параметры по каждому сотруднику (проф. характеристики, их выраженность, личностные характеристики и т.д.), задаешь возможные взаимосвязи внутри коллектива, обязательно указываешь коэффициент случайностей и начинаешь моделировать возможное поведение сотрудников в “семейной” жизни фирмы. Подчеркиваю, что интересует именно аспект взаимодействия и роста сотрудников в личностном плане.

Не хватает скажем тебе неформального лидера – смоделировал ситуацию, получил на выходе профиль человека, который тебе нужен (или которого ты можешь вырастить из числа имеющихся у тебя). Хочешь нагрузить сотрудника новыми объемами? Ввёл его его профиль, задал тип и характер нагрузки – на выходе получил или заявление об увольнении или руководителя нового подразделения. И так далее.

Мне кажется в этой области – непаханое поле, где можно трудиться нам, психологам, тим-билдерам, экспертам по описанию процессов и экспертам по описанию компетенций.

А может такой софт уже есть? Подскажите ссылки.

понедельник, 24 мая 2010 г.

Блоги - в правительство!

На днях с Александром читали семинар по эффективному использованию Outlook для сотрудников правительства Ярославской области.

Я, продолжая персональный эксперимент преподавания с активным использованием блогов (тут и тут), как средства для вовлечения в процесс самообучения, решился на небольшую авантюру. А именно: в качестве инструмента всё того-же фидбэка сделал блог и включил работу с ним в программу семинара.

Вскоре у нас будет следующая встреча из серии семинаров. Вот, жду активности и плодов.

А и да и проклюнется практический интерес у наших государственных менеджеров? :) Впечатления и результаты - в конце недели.
среда, 19 мая 2010 г.

Как научить произносить букву Р?


Не так давно моя очень хорошая знакомая, молодая мама, спросила меня (как дипломированного специалиста в области психологии) как научить детей произносить сложные звуки. Ее малышу до этого еще далеко, но, вероятно, стратегическое мышление молодой матери рисует картинки будущего.

Меня сей вопрос заинтересовал в том числе с позиции электронного обучения. И, задав соответсвующий запрос, получила немало ссылок с советами по этому поводу.

Хочу поделиться парой источников.

1. Статья, написанная от имени мамы, которая делиться практическим опытом обучения произносить букву Р с видеосюжетами. Посмотреть ее можно здесь.

Наиболее интересным мне показалось упражение "Дразнилка", где малыш на уровне подражения любимым героям (Никогда бы не подумала, что с помощью мультфильма "Том и Джери" можно научить произносить звуки) учиться управлять артикулярным аппаратом.

2. Форум, который ведет профессиональный логопед. На запос мамы малыша о том как научить выговаривать букву Р, предложена подробная инструкция с упражнениями.

Вот описание одного из них.

«Парус». Цель - развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом состоянии.Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

Сколько раз потребуется прочитать это, чтобы попробовать сложить язык в нужном направлении?

А все это по-прежнему доказывает эффектиность иллюстрации описываемого материала.
ps Картинка взята отсюда.
вторник, 18 мая 2010 г.

Английский через фильмы

Еще один заслуживающий внимание сервис для изучения английского. Идея не нова – изучение через фильмы, клипы и аудиокниги. Но при этом она достаточно продуманна и обернута в очень красивую обертку.

lingualeo.ru

Для начала предлагают просмотреть видео-ролик Jay Walker on the world's English mania (Video on TED.com).

Что делать:

  1. Прослушать-просмотреть, не смотря в текст.
    Цель — научиться улавливать отдельные фразы, слова и звуки.
  2. Прослушать-просмотреть, глядя в текст.
    Цель — улавливать все отдельные слова.
  3. Прослушивая, кликнуть по незнакомым словам, перевести.
    Цель — понимать смысл.
    Кликайте по словам в тексте — они будут добавляться в контекстный словарь с переводом. Прослушайте-просмотрите ещё раз, следя за текстом и переводами.
  4. Прослушать без текста и перевода.
    Цель — воспринимать речь на слух и понимать её смысл.
  5. Громко прочитать вслух.
    Прочитать, опережая диктора.
    Если читать вслух получается не очень уверенно — прослушайте ещё
  6. Громко прочитать вслух.
    Прочитать, опережая диктора.
    Если читать вслух получается не очень уверенно — прослушайте ещё разок.

Стоит заметить, что проект условно бесплатный. В нем есть “фрикадельки”, которыми нужно подкармливать Лео (сопровождающего персонажа), для того, что бы он мог “запоминать” новые слова.

Untitled-1

пятница, 14 мая 2010 г.

Школа в интернете

Вот тут некие сообразительные люди организовали интересный проект «Российская Интернет-Школа», предполагающий удаленно подтягивать школьников по предметам, которые не даются им в очном режиме - небесплатно, конечно ну а кому сейчас легко?. Суть проста: специально набранные школьные преподаватели разъясняют бестолковым школьникам непонятные нюансы ЕГЭшных предметов в онлайн-режиме.

Интерфейс пробного урока чрезвычайно порадовал своей узнаваемостью:

Безымянный

В общем, вебинар как он есть. Учитель у себя дома рассказывает тему, ученик у себя дома погружается в волшебный мир знаний. Обратная связь с преподавателем, соответственно, осуществляется в режиме веб-конференции.

Идея, конечно, лежащая на поверхности, но такой обстоятельной реализации в секторе российского образования мне пока видеть не приходилось. Судить об эффективности стартапа пока трудно: предполагается, что эти онлайн-бдения все же не полноценная замена учителю/репетитору, а лишь дополнение к очным занятиям.

В комментариях к хабровскому посту об этом ресурсе было даже выражено мнение, что неплохо было бы всю систему российского образования перевести в подобный режим, потому что современная школа не являет собой ничего выдающегося. Что думаете, коллеги? =)

четверг, 13 мая 2010 г.

Обучить работать в команде

На одном из недавних вебинаров Владимир Наумов еще раз подтверждал свою точку зрения о том, что электронные курсы могут научить практически всему. Что и натолкнуло меня на размышления о формировании такого навыка как работа в команде.
Что же могут web-технологии для решения этой задачи?

Начнем с того, что выделим несколько разновидностей IT продуктов для обучению навыкам командной работы.

1. Электронный курс, например, "основы командной работы". Его особенность заключается в том, что человек обучается один на один с учебником, не имеет выхода ни в чат, ни в вики и т.д. Курс сможет пердать теоретическую информацию в отношении командного взаимодействия, протестировать особенности того как ведет себя человек в команде, дать некоторые навыки оценки способностей других людей и распределения обязанностей среди них. Как такового навыка командной работы здесь нет.

2. Разработка кейсов, направленных на решение Командой людей, которые находятся друг от друга на расстоянии и используют web-технологии для общения и совместного решения задачи. В этом случае идет распределние ролей, и прочие процессы, свойственные командной работе. Также к этой работе может быть подключен тьютор/консультант, который даст анализ командного взаимодействия.

В этом случае навык командной работы вырабатывается, но отсутвуют такие феномены как "чувство локтя", "сПЛОЧеность коллектива", "Эмоциональное взаимодействие". Я не утверждаю, что отсутсвие их - это плохо, просто их нет.

3. Разработка электронного курса для конкретной организации под конкретный коллектив (например, топ-менеджмента). То есть курс содержит информацию и ряд заданий, а Команда выполняет их (возможно даже в очном режиме). Курс должен сопроводжаться тьютором/тренером, который может быть на расстоянии тысячи километров. В этом случае командное взаимодействие будет на более высоком уровне, так как влияние эмоций сохранится.

Каждый из этих продуктов имеет право на существование, они решают различные задачи и разный уровень командности.
PS Картинка рук скопипастена отсюда.
вторник, 11 мая 2010 г.

HTML5, Flash и iPad

Большинство из вас наверняка сталкивались с вопросом выбора платформы для будущего электронного курса. Вроде бы в flash и SL будет отменно работать и выглядеть графика и анимация, да и кроссбраузерность козырь нужный, но при этом с flash'ом не все (администраторы, ИТ-отделы) готовы допускать flash до пользовательских машин (хотя сейчас ситуация меняется). А с другой стороны с точки зрения быстроты правки и доступности html как то ближе "для всех".

Но пост не об этом.

На волне бунта пользователей по поводу "неподдержки" ipad'ами и iphone'ами flash-платформы и при этом огромной популярности озвученных продуктов встает вопрос о будущем (не так пафосно и громко конечно) анимационного, аудио и видео-контента.

HTML5?



Вопрос очень и очень спорный хотя бы потому, что поддержка этого стандарта популярными браузерами IE и FireFox в этом году не анонсировалась, а тонны кода которые представляются мне при проектировании анимации и 3d контента, немного пугают.

В общем поживем, увидим.

Хотя мне, как человеку близкому к html коду, хотелось бы посмотреть на возможности HTML5, вроде как Dreamweaver CS5 поддерживает этот стандарт.

Навеяно.
пятница, 7 мая 2010 г.

Электронный курс для ВУЗа. Каким он должен быть?

Коллеги, мы много говорим о разработке курсов, но все реже уточняем для кого эти курсы. На самом деле и академические и бизнес курсы имеют свои уникальные особенности. Так уж повелось, что мы начали свой путь развития именно с академических курсов, и сейчас хотелось бы немного оглядеться и сформулировать некоторые важные моменты, которые нужно учитывать при подготовке контента и разработки электронных курсов. Пока у меня родились такие мысли:

Модульность
Структура учебника должна быть выверена таким образом, чтобы студент мог изучать темы курса сопоставимо со своей средней вузовской нагрузкой. Как правило академические учебники достаточно объемны, поэтому важно разбить материал на удобные для восприятия дозы (уроки).

Практикоориентированность
Весьма спорное мнение в среде преподавателей и методистов в академическом секторе, но меня пока еще никто не переубедил. Я считаю, теоретико-заумно-малокомунужно изложенные курсы мотивируют к обучению только потенциальных научников да теоретиков. Речь в большей степени об ИТ и Бизнес курсах.

Современность
Я не так давно пересмотрел журнал Elearning World 2004 года, так вот там есть экземпляры курсов, которые конкурентоспособны с некоторыми российскими курсами (по крайней мере в плане интерфейса и картинки) и по сей день. О чем это говорит, т.к. студент - это прогрессирующий персонаж, ему нужно подавать образовательный контент в современном виде (уверен, i-эпидемия положительно скажется на востребованности конечными пользователями электронного обучения, если оно это самое э. обучение сможет войти в iphone и ipad в нужной мере). Кроме того современность должна быть не только в картинке, но и в самом контенте, актуальный контент воспринимается гораздо живее, нежели устаревший.

...

Коллеги, буду благодарен, если вы поможете мне расширить этот перечень.
четверг, 6 мая 2010 г.

Предпраздничное

Untitled-1 copy Поскольку главная памятная дата и лучший праздник нашей страны неотвратимо приближается, поделюсь с общественностью (если кто вдруг не видел) ссылкой на отлично реализованную, очень наглядную мультимедийную карту, раскрывающую ход Великой Отечественной Войны. Прекрасный учебный продукт, интересный как в профессиональном, так и в общепознавательном плане: с подробными комментариями, фотографиями, документами, аудио-вставками с воспоминаниями ветеранов и вообще всем, чем полагается. Да и рассказывает он о вещах, которые в принципе забывать не рекомендуется.:)

Объемы проделанной авторами работы поражают, а исполнение - вполне даже радует.

среда, 5 мая 2010 г.

Размышления о материале для разработки электронных курсов


При разработке электронного курса заказчик так или иначе предоставляет материал. Форма этого самого материала может быть совершенно разная. Приведу некоторую типологию (не претендуя на научность).
1. Текст. Это, пожалуй, самая распространенная форма. Заказчик может прислать текст академического учебника; инструкции, диктующие поведение сотрудника; описание организации; принципы работы в организации и многое другое.Работать с текстовым материалом удобно, появляется широкий простор для фантазии.
2. Презентация. Тоже довольно распространенный вид материалов. Имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества - уже довольно структурировано, может содержать эмоциональное отношение к информации. Недостатки - может быть довольно ограниченным источником, так как содержит, в основном, тезисы, и в случае отсутствия пояснений затруднит понимание материала.
3. Запись интервью (аудио). Такой вид материалов встречается не часто. Иногда заказчику проще рассказать, например, о компании, чем создать текст. Такой формат материалов займет время на его обработку, перепечатку, но имеет значительное преимущества - передача эмоции говорящего. А если есть возможность самостоятельно брать интервью - то еще и управлять получаемой информацией можно. А самое главное - информация здесь живая, неформализованная.
4. Видеозапись, например, лекции. Я лично с такой формой не встречалась, но предполагаю, что она возможна. Понимание материала в этом случае будет максимальным, но затраты на его обработку также будут велики.
Вроде все варианты затронула. Если что-то забыла - добро пожаловать в комменты.

Использование блога, как инструмента вовлечения студентов в процесс самообучения

В предыдущем своём посте я описывал свой опыт преподавания в Академии МУБиНТ с применением технологий Web 2.0. По сути бОльшая часть, относящаяся к вовлечению студентов в процесс обучения была отведена богу на моём сайте преподавателя. И действительно, что можно успеть дать за 4 академических часа?

Мне подумалось, что можно только постараться мотивировать студентов узнать о предмете самостоятельно в свободное от занятий время с тем, чтобы потом выразить своё отношение к знаниям. Ключевые слова здесь: самостоятельно и выразить. Как известно знания лучше всего усваиваются, когда их проговариваешь кому-то. Например мне на блоге.

Мой скромный опыт показал, что мотивировать студента к самостоятельному получению знаний возможно. Эффект – колоссальный. Студенты запомнили ЧТО я им говорил и ЗАЧЕМ им эти знания могут пригодиться в жизни, в крайне сжатые сроки.

Правда, для этого преподавателю надо победить злейшего врага нашего высшего образования – демона по имени Формализм.

Сделать это мне на коротком промежутке времени удалось. Я был честен, искренен и, как показала обратная связь, в целом профессионален в достижении поставленной мной цели обучения.

Понимаю, что педагогам сделать это сложней, так как для них сей труд – каждодневная рутина. Но к сожалению без постоянной победы над этим демоном процесс преподавания превращается в то, что мы потом пытаемся исправить при помощи дорогостоящих технологий, электронных учебников, систем оценки знаний и т.п.

вторник, 4 мая 2010 г.

Культура общения с… пуштунским лидером

Мынаши коллеги) частенько приводим в пример применение e-learning для американской армии (не удивительно, истоки то тамошние).
Есть неплохой электронный курс о культуре общения американского солдата (или офицера) с пуштунским лидера (в Афганистане разумеется).
course
Примечателен курс и тем, что он создавался на основе (исходные материалы)  реального диалога прототипов персонажей курсов.
Можно посмотреть каркас курса (сценарий):


Нашел тут.
P.S. мне стиль графики такой импонирует:)
понедельник, 3 мая 2010 г.

Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010-2013.

Юрий Духнич на своем портале продолжает разбираться в основных трендах электронного и дистанционного обучения. В обзоре представлены основные тренды, а так же мнения ряда экспертов по электронному обучению (в том числе вашего покорного слуги:)) о текущем состоянии и будущем e-learning.

Сформулированные тренды мы разбили на 4 группы: 1. Социально демографические, 2. Правила игры, 3. Маркетинг, 4. Технологии .

Читать тут.