Поиск по этому блогу

пятница, 30 апреля 2010 г.

Права читателей

Даниэль Пеннак выделяет 10 прав читателя:

1. Право не читать.

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать до конца.

4. Право перечитывать.

5. Право читать что попало.

6. Право на боваризм.

7. Право читать где попало.

8. Право втыкаться.

9. Право читать вслух.

10. Право молчать о прочитанном.

Коллеги, вы уж пожалуйста учитывайте эти права когда делаете текстовый контент… ага?

P.S. ссылка.

P.P.S. наткнулся тут.

четверг, 29 апреля 2010 г.

Онлайн инструмент разработки электронных курсов

Все наверное слышали о таком понятии, как SaaS (Software as a service). На данный момент есть различные решения (интернет-бухгалтерия, CRM, электронная почта и даже ERP-системы), в том числе и российские. Насчет электронного обучения пока в меньшей степени, хотя есть сервис MyLMS.ru (система электронного обучения) компании WebSoft. Сейчас SaaS сквозь терни (сознание и менталитет наших граждан и юридические аспекты) пытается войти на российский рынок. На данный момент в России представлено несколько (до 10) решений (по данным smart-edu.com), которые подразумевают аренду СДО. Но большинство из них на данный момент не являются полноценными проектными решения, которые бы закрывали задачи клиентов и приносили прибыль.

Что касается средств создания электронных курсов, здесь опыт не велик, хотя те же WebSoft в этом году планирует выпускать CourseLab 2010 в вебе.

Что же удалось найти из существующих продуктов?

Есть такой онлайн продукт myUdutu.com, с помощь него можно создавать электронные курсы (SCORM 2004 поддерживается) прямо через Web-браузер. Бесплатно.

Я сам испробовал, показалось очень даже ничего, все предусмотрено, и интерфейс дружественный, выделю несколько моментов, которые понравились:

  • Можно править (создавать свои) шаблоны проигрывателя.
  • Экспорт SCORM-пакета на компьютер.
  • Хостинг  курсов на сервере Udutu ($1 за курс в месяц).
  • Есть возможность вставлять встроенные сценарии (очень порадовало). Картинка
  • Есть возможность импорта из Power Point.
  • Есть инструмент глоссария, тестирования.
  • Удобный инструмент создания структуры курса.
среда, 28 апреля 2010 г.

Обратная связь, эмоции и не только

Я уже многократно запевала песню на тему эмоций в электронном курсе.
В этом посте введу разграничение между эмоциями, которые испытывает пользователь во время изучения курса,  и эмоциями, которые остаются у него после изучения курса. К сожалению, очень сложно отследить первый тип эмоций – здесь только догадки, так  как проводить исследование (наблюдать реакцию пользователя, отслеживать его физиологические реакции) дорогое и хлопотное занятие.
А вот отследить эмоции, которые остаются у пользователя после изучения курса – проще. В этом случае разрабатывается анкета/опросник для пользователя по итогам изучения курса. Для такой анкеты важно несколько параметров:
1. Возможность количественной и качественной оценки.
2. Оптимальное количество вопросов – чтобы выяснить необходимую информацию, и не напугать пользователя большим количеством вопросов.

Пример анкеты:

Коллега! С целью получения обратной связи по курсу и внесения корректив просим вас ответить на несколько вопросов.
Оцените изученный курс по ряду параметров, для этого выделите жирным выбранный вариант ответа (где 1 – крайне плохо, 10 - превосходно) и прокомментируйте, почему вы выбрали именно эту оценку. Это займет несколько минут.


  Вопрос  Варианты ответа  Комментарии 
1 Оцените актуальность полученной информации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
2 Оцените необходимость полученных при изучении курса навыков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
3 Оцените, насколько удобна была навигация (клавиши управления) курса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
4 Оцените цветовую гамму в курсе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
5 Удобство чтения шрифта (размер, стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
6 Оцените практические задания (актуальность, необходимость) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
7 Оцените уровень сложности практических заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
8 Оцените использование интерактивных компонентов курса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
9 Мне понравилось в курсе …  
10 Мне НЕ понравилось в курсе …  
11 В курсе стоит изменить …  

При чем на последние 3 вопроса пользователь дает развернутый ответ без бальной оценки.
вторник, 27 апреля 2010 г.

Сложное на простом языке (plain english)

Многие наверное слышали словосочетание “plain english”, в обиходе это – “на простом языке”. Как применить в обучении, да еще и в электронном? Запросто:

Пример (долго выбирал, что же лучше вставить, Share Point 2010 in Investing Money plain english)

На мой взгляд гениальная идея, настолько ПРОСТО и КРАСИВО в реализации и результативно в обучении…

Еще одна мысль – plain english - отличная возможность интернационализации обучения.

Ну YouTube можно найти побольше.

Про то, как я преподавателем экспериментировал.

Не так давно мы с Сашей писали про то, как мы решили испробовать на себе то, что предлагаем преподавателям вузов. А именно очное преподавание с активным использованием технологий Web 2.0

Я в прошлую пятницу принимал зачет у студентов 4 курса очной формы обучения, так что вроде бы как время поделиться опытом на эту тему.

Сперва история вопроса:

в Академии МУБиНТ, из которой мы собственно и получились как компания по поставке eL решений, очень большой упор делается на автоматизацию процессов организации обучения и собственно использования технологий электронного обучения.

В частности правилом для каждого преподавателя является наличие сайта преподавателя.
Устроено всё довольно просто (Таня Рицкова впрочем скажет, что вовсе непросто :) ). В качестве платформы поставлен MS Sharepoint Portal Server 2007. Он является основой для студенческого кампуса, к которому подключены все другие информационные сервисы. Подробно останавливаться на этом не буду, так как мы сейчас завершаем работу по интеграции и преображению SPS, лучше отдельно :). Так вот, для каждого преподавателя создается его персональная рабочая зона (технически создается дочерний узел), в которой он админ. Т.е. царь, бог и воинский начальник. Для начала ему дается шаблончик с преднастройками, но в будущем может делать что и как хочет.

Функции сайта преподавателя весьма разнообразны. Основная идея в том, чтобы на сайте преподавателя аккумулировались неформальные знания по дисциплинам, которые преподаватель ведет и активности студента (работы, коменты, результаты его учебы и т.д.). Они (эти знания) должны дополнять три другие составляющие: очное общение с педагогом, электронный учебник с тестами и материалы электронной библиотеки. 

Что я попробовал сделать

Мой курс по Тайм-менеджменту для Outlook 2007 – микрокурс. Всего 6 часов: 2 лекция, 2 практикум, 2 зачет. Это ровно столько, чтобы я не очень сильно отвлекался от основной своей работы.

Как организовал обучение по курсу:

  1. Определил основной целью курса: заинтересовать ТМ тематикой на самом что ни на есть прикладном уроне.
  2. Не буду читать лекцию нудно и скучно – молодые ребята просто не будут слушать. Буду максимально неформален и открыт. Постараюсь удивить их, заставить забыть, что они находятся на “паре у препода”.
  3. Не буду заставлять писать в тетрадках. Бесполезно, лучше пусть внимательно слушают и смотрят. Так как выступал с презентацией – по результатам и теории и практики выкладывал ppt файлы для скачивания на сайте преподавателя.
  4. На сайте преподавателя буду вести блог. Цели ведения определил так:
    • хронология чтения и фиксирование мыслей по ходу преподавания,
    • рефлексия от проведенных занятий. причем как моя, так и студентов,
    • обязательная отметка активности моих студентов после проведенных занятий.
  5. После теоретического занятия на блоге в коментах к специально созданному посту студенты должны ответить на два простых вопроса: что им больше всего понравилось на лекции и что больше всего не понравилось. Это первая аттестационная точка для сдачи зачета.
  6. Практику не начну, пока те, кто не написали комент по теории не сделают этого на практическом занятии. Время потом изыму из их отдыха :).
  7. На практическом занятии тоже не дам ничего делать :). Пусть опять смотрят, а я попляшу, понастраиваю MS Outlook. Решил я так в бОльшей степени из за времени. 2 академ. часа это ничто. По результатам практики тоже ppt на сайт.
  8. Основанием для получения зачета я решил, что будет работа, которая уместиться на листе А4 – кейс с описанием того, как они видят применение полученных знаний в своей жизни. Причем к сдаче принимается как положительный ответ (да, буду использовать потому что), так и отрицательный (нет, не буду использовать потому что). Ответ должен быть прислан мне по электронной почте или размещен в специальной библиотеке на моём сайте по желанию студента.
  9. Уже после того, как я прочитал весь курс мне достаточно спонтанно пришла в голову мысль, что раз уж я ставлю эксперимент, то буду последователен до конца – направлю часть авторского гонорара на призы. Кароче,  объявил конкурс, о котором писал Саша.

Что удалось:

  1. Мне удалось заинтересовать (!) студентов тематикой, что было видно из коментов в блоге. Это было шикарное чувство, наблюдать за их лицами, эмоциями, коментами на блоге.
  2. Все 100% пришедших на занятия были включены в процесс обучения так как: не отвлекались на очных занятиях, обязаны были быть минимально активны на блоге.
  3. Все 100% должны включить мозг для написания кейса, так как личное отношение к предмету трудно стырить, его проще написать.
  4. Я дал студентам право на отличную от моей точку зрения при выполнении аттестационного занятия, что видимо окончательно их раскрепостило.
  5. Я постарался быть честен со студентами относительно требований к ним и к себе. Писал, выкладывал, коментировал, принимал, читал и ставил :).

Что не удалось:

  1. Иногда, мне кажется, я перегибал палку “со свободным изложением материала”. Некоторым, особенно заочникам (как более взрослым людям) это не вполне понравилось, так как лектор и лекция у меня были не совсем тем, к чему они привыкли :).
  2. Честно говоря в тайне мечтал об обратной связи “без задания”. Просто чтоб написали в свободное время комент в блог или письмо :) Пусть даже гневное.
  3. Привлечь бОльшее внимание студентов к материалам блога. Хотя утверждать этого с полной уверенностью нельзя, так как еще остались заочники, которым предстоит сдавать кейсы.
  4. В следующий раз (в подобных мероприятиях) обязательно буду давать заполнять анкеты, включу их как обязательный элемент для аттестации :).

Ну и напоследок.

Несколько скриншотов из моего сайта преподавателя. Думаю, что частичная публикация материалов с моего закрытого ресурса не нарушит ничьих авторских прав.

Ну и напоследок напоследок :)

Публикую один, из присланных мне кейсов с разрешения студента (так что © Сандюк А.А, pdf, 66kb).
Ну разве не мечта педагога?!.

PS: Как я написал вначале – это промежуточные, пусть и достаточно подробные комментарии к моему опыту преподавания, постараюсь дополнить их деталями в своих последующих постах.

пятница, 23 апреля 2010 г.

Как выбрать поставщика e-learning

Без предисловия, просто мысли…

  1. Опыт работы на рынке Электронного обучения. Сейчас многие компании, занимавшиеся все время своего существования предоставлением IT-услуг различного характера (в основном веб) отличного от e-learning стали смотреть в сторону рынка электронного обучения. Что это значит? То, что предоставляя решения e-learning, как побочный продукт компании с большой долей вероятности не держат у себя в штате специалистов педагогической и методической направленности. Факт. Очевидно, что без такого рода специалистов e-learning – либо красивая картинка, либо прогрессивные технологии. Т.е. компания должна работать на рынке достаточно длительное время (хотя это не главный показатель) и основным направлением должно быть именно электронное обучение.
  2. Наличие портфолио. Не важно публичное это портфолио или предоставление по запросу, оно у поставщика должно быть, желательно в виде кейсов. Отзывы, как правило, носят заказной характер «Напишите, что-нибудь хорошее о нас…». Портфолио – это лицо компании, точка.
  3. Состав команды разработчиков. Поинтересуйтесь о том, кто работает у исполнителя в команде, о его штате исполнителей. Как минимум (в п. 1 об этом тоже сказано) в штате должны быть:

    a. Человек отвечающий за методическую составляющую (т.е. фактически специалист по обучению). Это может быть педдизайнер, сценарист и т.д.

    b. Грамотный менеджер (при чем лучше чтобы с Вами работал один менеджер, в этом случае со временем уберутся ненужные формальности)

    c. Художник (иллюстратор, не путать с дизайнером).

    d. Дизайнер интерфейсов.

    e. Программист.

    f. Технический редактор.

    g. Ну и руководитель, который должен знать всё:))

    Я не упомянул корректора и редактора, но они вполне может работать удаленно, если есть в штате – хорошо.

  4. Уровень клиентов. Просто узнайте, с какими клиентами работала компания, это полезно, для понимания уровня компании. Хотя, как правило, чем круче клиенты, тем круче ценник (хотя я думаю, что вы сможете договориться:)).
  5. Технологические решения. Решения «на заказ» - дороже, дольше и сложнее. Если поставщик имеет в своем арсенале готовое решение (причем лучше, если это была бы продаваемое решение, хотя это конечно тема отдельного поста) это означает, что у Вас не будет проблем с установкой и настройкой.
четверг, 22 апреля 2010 г.

Это убьет то? (с)

829d22da2f3be533c6027b5ad7f0130f_full Вот к этому, собственно.

Недавно у меня состоялась дискуссия с одним решительно отсталым в технологическом отношении оппонентом, которому я безуспешно пыталась доказать, что скоро мобильные электронные носители информации окончательно вытеснят из употребления носители бумажные.

- Книги уже практически никто не покупает, - авторитетно вещала я. Ридеры, КПК, нетбуки и прочие айфоны вытеснят бумагу так же, как она же вытеснила папирус.

- Ну да, конечно, - заметил собеседник, - не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение. Слышали уже. Россия – слишком большая страна, чтобы прогресс проник во все ее закоулки.

Аргументация железобетонная – отъедьте на 40 километров от вашего большого и чертовски продвинутого города, и столкнетесь не с электронными ридерами вместо школьных учебников, а с отсутствием учебников вовсе – хоть электронных, хоть бумажных, хоть папирусных. Пока космические корабли бороздят просторы большого театра и мы рассуждаем о высоких технологиях и прогрессе, в совхозе «Смерть оккупантам» Урюпинского района все еще большим почетом пользуется единственный на всю округу справочник пчеловода-любителя 1959 года выпуска.

Сколько времени реально пройдет, прежде чем электронные носители информации окончательно и бесповоротно вытеснят бумажные? Произойдет ли это вообще? И когда вы, коллеги, в последний раз покупали настоящую бумажную книгу?:)

PS. Картинка.

среда, 21 апреля 2010 г.

3D текст - не только Photoshop?

Несколько недель назад меня познакомили с интересными идеями построения текста. Текст строиться слоями, а каждый последующий слой есть сжатое (краткое) содержание предыдущего.

Концепция "объемного" (рельефного) текста заключается в том, чтобы представить текст в виденекоторго рельефа, восприятие которого позволяло бы сразу "на вскидку", без углубления в сам текст, оцеить его смысловое содержание ,степень новизны, выббрать необходимые для более подробного ознакомления фрагменты, иметь возможность знакомиться с нимим на разных уровнях детальности и по различным схемам.

Полный текст статьи можно посмотреть здесь.

Такой подход мне кажется интересным с точки зрения построения курсов для специалистов разных уровней (от поверхностных представлений к глубокому изучению).
Картинка скопипастена отсюда.
вторник, 20 апреля 2010 г.

Практический опыт интеграции Moodle c информационной инфраструктурой учебного заведения

Не так давно мы, с Валерием опубликовали статью для ежегодного сборника приуроченного к очередной конференции «Информационные технологии дистанционного обучения. Применение LMS Moodle». Публикую полный текст ниже…

Преамбула

Любой сервис, если он востребован, может стать продаваемым и коммерчески успешным. К сфере электронного обучения вообще и, к реализации идеи платного доступа к учебным материалам в частности это относится не в последнюю очередь. В современном мире, если ты не двигаешься вперед, ты обязательно двигаешься назад, поэтому любое успешное начинание, не став законченным решением грозит так и остаться хобби без конкретной цели и будущего. Наверное, с этим сложно спорить и в современном мире, с его рыночной экономикой это утверждение необходимо. В любом случае принято считать, что платные услуги качественнее бесплатных. Конечно, на деле это не всегда так. Ирония состоит в том, что за бесплатные услуги все равно кто-то платит, просто делает это не конечный потребитель.

Идея

Как известно, запрос заказчика не всегда является окончательно сформировавшейся идеей. Как правило, идея, а в последствие и техническое задание, окончательно формируется исполнителем во взаимодействии с заказчиком.
К нам обратилась учебная организация Х, которая уже накопила достаточно опыта в реализации услуг e-learning имеющимся у неё слушателям, имела мотивированных и обученных преподавателей, перечень необходимых курсов, тестов и распределенную филиальную сеть.
Имея такие результаты, логически верным было сделать следующий шаг – начать продавать доступ к курсам внешним пользователям в произвольном порядке, не опираясь только на внутренние учебные планы. По принципу: «Что захотел, то и изучил». Так вот, начальный посыл был примерно следующего содержания: «Хотим продавать курсы в Moodle через интернет-магазин». Moodle у заказчика был, следовательно наша задача стояла из следующих этапов:
  • организация интернет-магазина,
  • интеграция магазина с Moodle,
  • описание процесса продажи и процесса покупки курсов (в реальности – доступа к курсам).
Так как задачи были связаны с денежными транзакциями, передачей персональных данных и облегчением процедур доступа, то к разработке были предъявлены следующие требования:
  1. Безопасность;
  2. Простота интерфейса для покупателя;
  3. Минимум дополнительных действий для администраторов процесса.
Для организации интернет-магазина была выбрана платформа «1С-Битрикс: Управление сайтом», так как отвечала всем поставленным требованиям в области продаж, возможности интеграции с Moodle и потенциальной возможности прозрачной интеграции с бухгалтерским ПО.
В ходе проработки технического задания, было принято совместное решение автоматизации процесса до логически законченной связки с 1С-Бухгалтерией (для сокращения действий исполнителей в данном бизнес-процессе).
В итоге получилась задача по интеграции, изображенная на схеме.

Механизм

Итак, мы описали идею, описали задания для наших программистов. В путь.
Дабы не раздувать данную статью, мы опустим описание процедур интеграции интернет-магазина с бухгалтерией. Схематично процесс взаимодействия LMS (Moodle) и интернет-магазина можно представить следующим образом:
Таблица 1. Схема взаимодействия систем

Система
Этап взаимодействия
Moodle
  1. Добавляется или создается курс.
  2. Копируется ID курса.
1С-Битрикс
  1. В инфоблоке (структурированный каталог однотипной информации) указывается ID курса (скопированное из базы Moodle).
1С-Битрикс
  1. Со стороны пользователя происходит заказ курса.
  2. После произведения оплаты пользователем (сообщается из 1С-Бухгалтерия) курс отмечается оплаченным.
Moodle
  1. Происходит генерация набора ключей (набор символов), которые прикрепляются к определенным курсам.
  2. Ключи передаются в 1С-Битрикс.
1С-Битрикс
  1. Битрикс оповещает пользователя о поступлении ключа и выдаёт его на специальной странице со ссылкой на Moodle.
Moodle
  1. Пользователь активирует ключ на сайте.
  2. При активации ключа Moodle добавляет пользователю роль слушателя для привязанного к ключу курса.
  3. Можно обучаться :)

Проект был успешно реализован, отлажен и запущен. Заказчик активно пользуется сервисом.
К настоящему времени данный процесс требует модернизации, в том числе и с точки зрения юзабилити, тем не менее, на тот момент он явился хорошей отправной точкой для выхода нашего клиента на новый рынок и реализации дополнительного сервиса для уже существующих слушателей.

Резюме

Реальная потребность обучающих организаций в интеграции сервисов интернет-продаж, систем доставки контента и бухгалтерских задач, а также положительный опыт выполнения проектов на базе свободно распространяемого ПО (в данном случае мы говорим о Moodle), позволяет обучающим организациям, в том числе и в академическом секторе (данный проект осуществлялся именно для академического сектора – одного из московских учебных заведений), убедиться в возможности успешной реализации своих курсов и учебных программ для внешних заказчиков с минимальными периодическими затратами на содержание системы.
Данный сервис может работать в полуавтоматическом режиме (вы отдыхаете на море, а у вас покупают курсы(= ) формируя тем самым дополнительный доход, который может быть направлен на совершенствование системы и учебных материалов.
пятница, 16 апреля 2010 г.

Moodle вместо BlackBoard

Международный университет Флориды переходит на новую систему управления обучением (LMS) - Moodle. Стоит отметить, что до этого в университете стояла система BlackBoard.

Насколько я понял из статьи причины перехода 2:
1) Стоимость (ну это очевидно)
2) Ограниченность Bb(!)
Так же стоит отметить из статьи, что после поглощения Bb WebCT, уровень обслуживания несколько упал.
Вобщем тихой сапой тенденция завоевания Moodle академического сектора на лицо.
Кабы Bb не подключил административный ресурс:)

PS: Картинка отсюда.
четверг, 15 апреля 2010 г.

Инфографика, на которую стоит равняться

О пользе и содержательности хорошей инфографики знают все. Визуальное представление информации в идеале значительно упрощает смысл и делает материал привлекательней и интересней: одна грамотно составленная схемка способна заменить пять листов сплошного текста. К тому же мы, как известно, поглощаем информацию глазами и никогда не против их эстетически порадовать.

Инфографика – это целый журналистский жанр, родившийся в одной из нью-йоркских газет в 1982 году. Со временем она получила распространение и в вебе, а уж для e-lerning-a это важнейший аспект изложения материала: ни один э-курс не обходится хотя бы без ее простейших форм (табличек, диаграмм, схем, карт, графиков). Практически во всех инструментах разработки электронных курсов есть средства визуализации – где-то лучше, где-то хуже. Однако я хочу привести примеры не автоматических пирамидок и диаграммок, а кропотливых «ручных» инфограмм, от которых прямо-таки нельзя оторваться.

Забугорные товарищи очень поднаторели в вопросе и иногда выдают просто блестящие образцы, попускать слюни посмотреть на которые можно здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и особенно здесь.

Нам бы такие картинки в курсы, м?.. =)

В России, по мнению некоторых авторитетных брюзг, хорошую инфографику не умеют делать в принципе, но обратный пример мне все ж таки удалось. Вот здесь находится сайт с замечательными инфограммами от студии дизайнера Артема Горбунова, а здесь – любопытный сайт об экономике, делающий упор на визуализацию скучных финансовых выкладок.

PS. Ну разве не прелесть? =)

24

среда, 14 апреля 2010 г.

Неформальные знаки

В продолжении поста Юлии хочу озвучить свои рассуждения.
Недавно пришла рассылка от hh о проведнном к 1 апреля исследовании об использовании юмора на работе (в котором я, кстати, тоже принимала участие).

Мне показались интересными результаты в отношении использования смайликов в деловой переписке. Смайлики отражают отношение человека к той информации, которую он получает и передает.

Показательным является то, что почти 40% людей обязательно отреагируют на послание, содержащее эмоции, таким же образом. А почти 70% людей используют смайлики при переписке с хорошо знакомыми людьми.

То есть современный человек стремится отражать свои эмоции и в деловой переписке.

Возможно, меня обвинят в cкоропалительности выводов, тем не менее использование смайликов и прочих знаков, выражающих отношение к излагаемой информации снимет ряд барьеров, препятствующих ее восприятию, человек отнесется к ней, как предоставленной хорошо знакомым человеком.
Но с другой стороны, не ислючаю возможности, что они могут внести некоторый "ярлык несерьезности" предлагаемой информации.

Тем не менее, я за использоание неформальной символики. :)
P.S. Картинка скопипастена отсюда.
вторник, 13 апреля 2010 г.

Зачем людям мобильник и обучаются ли они с помощью него

Интересная интерактивная диаграмма статистики использование мобильного телефона по разным назначениям. Причем интересна как реализация, так и содержание.

Как видно обучение не на последних ролях, особенно "Быть в курсе событий". Ребят, иленингцы, чем не способ накачки знаниями, а?

Атака и защита. Всё как в eL.

Для начала не могу пройти мимо Юрия, который доблестно сражается против сразу трех оппонентов в течение вот уже пяти дней на страницах нашего скромного блога :). Ребята, вы не на того напали, бывало и похлеще, и все равно наш коллега не сдавался, добивался (?) своей, известной лишь одному ему цели.
В общем, с одной стороны интерес к нашим опусам несомненно приятен, с другой стороны от троллизма на нашем блоге хотелось бы уйти. Есть аська, имэйл, курьерская доставка, поезда наконец. Средств донести своё мнение до конкретного оппонента много.

Теперь к сабжу данного поста. 77719342CF006_Pele_Attends_
Я в юности играл в футбол. У нас был тренер, который брызгаясь слюной часто и с жаром повторял прописные в общем-то истины: "лучшая защита это нападение" и "хороший вратарь пол команды стоит".

Мне как то подумалось, что мы - специалисты, которые разрабатывают электронные курсы, организуют всяческие хитрые комбинации по эффективному запихиванию знаний в неокрепшие умы слушателей/студентов/пользователей играем как бы в нападении на поле электронного обучения. Т.е. у нас есть преимущество, мы можем подготовиться (на спонсорские - заказчика средства :) ) к нападению, придумать хитрый финт, подготовить домашнюю наигранную комбинацию, а иногда просто случайно удачно протолкнуть мяч между ног. Похоже на наши жаркие обсуждения пед. технологий, поиск определения того, кто же такой - этот педдизайнер (форвард, нападающий, а может хавбек)?

Одно несомненно - если наша роль - нападение, у нас есть как преимущества (время на подготовку, тяга к созиданию, эффект неожиданности, домашние заготовки), так и недостатки (мы можем сколько угодно атаковать, но если не забьем гол - команда не победит, как минимум будет ничья, что в нашем случае равносильно поражению; нам могут поломать ноги; финт может не сработать и мяч будет потерян).

Что насчет защиты? Тут аналогия еще более прозрачна. Типичный защитник по натуре своей разрушитель, этакий консерватор от футбола. Для него самая хорошая ситуация, когда на его половине поля ничего не происходит. Нет курсов? В этом месяце не надо проходить тесты? Мы не едем на конференцию? Не надо осваивать новые технологии? Так это же здорово! Чего еще желать, работа и так идёт своим путём.

Полная правда однако состоит в том, что большинство атак начинается со своей защиты, т.е. первый пас, перехват мяча начинается от своих защитников, который консервативно отработав в защите и не пропустив чужие идеи чужих нападающих передали нам мяч.

Так может в наших поисках наиболее эффективных методов доставки мяча в створ ворот другой команды знаний слушателям почаще обращать внимание на свою оборону, принимать от них мячи и атаковать атаковать… :). Не занимаясь при этом не свойственным нам делом – добыванием мяча на своей половине, и уж тем более разрушением.

PS: А в футбол я 11 лет отыграл вратарем, вот какая штука :).

За фотку – спасибо, очень четко отражает суть поста.

пятница, 9 апреля 2010 г.

Moodle-надстройка для Office

Microsoft выпустила новый плагин, который позволяет пользователям Office напрямую взаимодействовать с Open Source системой управления обучением Moodle.
Предназначенный для Office 2003 и 2007 плагин (Office Add-in for Moodle) позволяет пользователям открывать, редактировать и сохранять файлы в Moodle, не открывая браузер. Вместо этого, пользователи могут работать с файлами непосредственно в Excel, PowerPoint или Word.
Стоит добавить, что плагин взаимодействует (по крайней мере гарантировано) только с 1.8 и 1.9 версиями Moodle.
Штука интересная, т.к. среди школ и небольших образовательных учреждений много используют Moodle для электронного обучения.

Как все это дело происходит в реале не смотрел, но сделаю это в ближайшее время и обязательно поделюсь с вами.
Качать тут.
четверг, 8 апреля 2010 г.

Неформальный подход к формальным курсам

Пришлось давеча разрабатывать сценарий весьма непростого (в содержательном плане) курса для серьезной компании с достаточно строгими корпоративными стандартами. Испугавшись сухости и сложности контента, мы решили рискнуть и немного разбавить материал ненавязчивыми провокациями, небольшими анимационными вставками юмористическо-вдохновляющего характера и скромными пасхальными яйцами в духе «а вот тут агент начнет раздеваться скажет что-нибудь интересное и отвлеченное». Нет, мы не собирались нарядить персонажей курса в клоунские парики и заставить их плясать джигу-дрыгу после каждого тестового задания, как кто-нибудь может подумать – просто предприняли попытку придать всему этому благолепию некоторую живость, не более.

Однако вся эта добрая воля была быстро пресечена деликатной, но твердой рукой заказчика, резонно аргументировавшего свое видение учебного продукта: целевая аудитория курса – люди серьезные, руководители, времени на ерунду у них нет, да и вообще сабж курса – важная часть стратегии компании, так что хиханьки, знаете ли, здесь неуместны.

Что характерно, с подобными комментариями от заказчика я сталкиваюсь уже не первый раз и понимаю, что не согласиться с этими доводами трудно. Но вот чего я не могу понять и во что не могу поверить – так это в то, что «взрослые, серьезные люди» – это по определению корпоративные терминаторы с суровым взором, которым чуждо все человеческое с 9.00 до 18.00. Буквально днем ранее моя коллега поднимала тему управления эмоциями на вебинаре и в блоге. Очевидно, что эмоции, особенно положительные, позитивно влияют на усвоение материала; но чем же их еще вызывать, если не нестандартным, чуть-чуть раскрепощенным подходом к его изложению? Усвояемость/содержательность курса – это, разумеется, его самый главный аспект, но почему бы не разнообразить трудный материал, даже если обучаемые - большие и серьезные дяди и тети? Неужели это им обязательно не понравится и снизит авторитет курса и его авторов?

Мне кажется, что в разумных дозах неформальный подход уместен даже в тех курсах, которые преследуют самые серьезные цели и задачи.

среда, 7 апреля 2010 г.

Электронное обучение и отрицательные эмоции

На вебинаре на тему “Управление эмоциями пользователя” зашла речь о сознательном формировании отрицательных эмоций у пользователей электронных курсов.

Мне показалось весьма интересными суждения участников вебинара. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Стоит ли использовать целенаправленное формирование эмоции отвращения?

 

А. Е.: думаю, без этого всегда можно обойтись
С. П.: например, про фашизм
Л. Б.: зачем? Не лучше ли формировать положительные эмоции?
П. К.: да, в провокационных курсах
С. Я.: да, через обучение через противодействие. Например, курс по этике составить только из "вредных советов"
С. Я.: есть классная реклама. Показывают отвратительное поведение пьяных людей (вызвали отвращение у зрителя), а потом на этой эмоции сказали - но им хватило ума не сесть в таком состоянии за руль. На такой сильной эмоции и не предсказуемом повороте получилось действенно

Как видим, одно из предложений участников – построение курса по методу от противного.

Стоит ли использовать целенаправленное формирование чувства страха?

Т. Я.: Да, когда это нужно.
С. П.: для мотивации
Л. Б.: в жизни , наверное ,да для формирования чувства самосохранения. А в курсе зачем?
П. К.: конечно! если ты не выучишь курс, то ты не поднимешь свой социальный статус! страшно, коллеги?
С. Я.: мне кажется, что страх можно использовать только на стадии подачи материала, но ни в коем случае не на контроле
Т. Ф.: Только если угрожает жизни

Таким образом, делаем вывод, что и чувство страха можно использовать при разработке курсов по безопасности.

В рамках вебинара разбирали все эмоции, описанные К. Изардом. Запись вебинара можно посмотреть по ссылке.

Я очень благодарна участникам вебинара за проявленную активность.

P.S. Картинка девушки отсюда.

вторник, 6 апреля 2010 г.

Фоновая музыка в электронных курсах

Примерно год назад один из клиентов попросил вставить в электронный курс опцию фоновой музыки, что вызвала некоторые разногласия, по несколько причинам:
  1. курс во внешней сети, поэтому музыка напрямую бы повлияла на скорость загрузки курса.
  2. мы провели опрос среди потенциальных слушателей (курс вузовский, поэтому слушатели - студенты, правда возраст очень разный), никто не собирался включать фон, т.к. курс проходят либо набегами, либо предпочитают изучать его в полной тишине.
  3. очевидно, что предпочтения в музыке дело индивидуальное, поэтому угадать сложно.
  4. В итоге фоновую музыку в курс включать не стали.
Сейчас я вспомнил об этом, так как заметил за собой, что под некоторых исполнителей у меня повышается (исследований не проводил, мне так кажется) способность к восприятию и генерации информации.

Но вот при самообучении (при восприятии теоретической информации) предпочитаю полную тишину.

Вообще же как мне кажется музыка дело сугубо индивидуальное, но однозначно, что фоновая музыка при восприятии информация должна быть:
-очень знакомой,
-любимой или той, которой симпатизируешь,
-монотонной (трэки должны быть в единой стилистике).

Поэтому мой вердикт такой: в курс можно включить опцию подключения к изучению фоновой музыки, но сама эта музыка должна быть либо из личной библиотеки пользователя либо из общедоступной с достаточно большим выбором.

К сожалению пока не удалось найти стОящего материала по влиянию музыки на восприятие информации.

На воду (структуру воды) вот музыка может влиять:
А как влияет музыка на вас? Слушаете ли вы музыку, когда обучаетесь?

ЗЫ: Писал пост под Manu Chao (на картинке сверху).
ЗЫ2: ссылки - картинка1, картинка2.
понедельник, 5 апреля 2010 г.

Пи-ар

В конце марта боевой командой Академии МУБиНТ летали в славный город Уфа.

Целей было несколько.

Посмотреть на памятник Салавату Юлаеву, погулять по широким Уфимским проспектам и, конечно, прочитать семинар про наше видение организации учебного процесса с комплексным использованием информационных технологий для наших коллег из Академии ВЭГУ.

В рамках поездки сетевое издание "Образование - путь к успеху" взяло интервью у первого проректора по управлению знаниями Академии МУБиНТ - Разумова Сергева Всильевича.

Результат - вашему вниманию.

Картинку - с Википедии.
суббота, 3 апреля 2010 г.

Неожиданный мотиватор для студентов

Поделюсь опытом своего коллеги - Валерия Леонтьева (надеюсь он будет не против).
На своих курсах по эффективной работе в Outlook, Валерий для активизации своих слушателей применил известный вроде бы прием, но крайне редко используемый преподавателями - объявил конкурс.
Причем конкурс в нескольких номинациях...
Конфетка этого приема в том, что Валерий решил потратить часть авторского гонорара на призы по результатам конкурса (обычными зачетами решил не обходиться).

Все результаты принимаются только в электронном виде и только в определенном месте (а среди номинаций есть и такая "Самый оригинальный оригинал", в которой приз вручат лучше всех оформившему и доставившему кейс).
Вобщем, господа преподаватели, вам на заметку (не в смысле траты гонораров).
пятница, 2 апреля 2010 г.

Про плавание

quad_img- Ну хорошо, помнишь, как ты пытался научиться плавать по интернету?
- Я и научился плавать.
- На полу.
- Я освоил технику! Просто мне неинтересно делать это в воде.
(с) «The Big Bang Theory»





В результате бессмысленнейшего вебсерфинга наткнулась на замечательный сайт японского производства, посвященный обучению плаванию. Анимационно продемонстрированы все стили плавания во всех ракурсах – со счетчиком, наглядно, детально, подробно. Хоть сейчас ложись на пол и греби.
Вот он какой – бесплатный е-learning. =)