Поиск по этому блогу

среда, 31 марта 2010 г.

Вебинар "Управление эмоциями пользователей электронных курсов"



Мы снова решили поделиться накопленным опытом в области разработки электронных курсов. И в этот раз поговорим об эмоциях пользователей.

Вопросы, связанные с эмоциями, их влиянием на усвоение материала меня, как профессионального психолога, интресовали давно. Я уже раскрывала часть этой темы на страницах блога.
А особенно интересно - как же этими эмоциями можно управлять, да и можно ли? Ведь каждый человек индивидуален, как бы банально это не звучало, каждый имеет свой накопленный жизненный опыт, оценку тех или иных ситуаций. И, к сожалению, а может быть и к счастью, по-разному реагирует на разные стимулы. Мы, как экспериментаторы, можем предполагать ту или иную реакцию.
К вебинару я подготовила коллекцию способов управления эмоциями и возможных реакций и предложу их на ваш суд.

Вебинар "Управление эмоциями пользователей в электронном курсе" состоиться 7 апреля в 12.00


Ссылка для регистрации
вторник, 30 марта 2010 г.

5000 рублей за "актуальные решения"

Вот тут.

Интересно-интересно. Это получается аж 50 страниц наиполезнейшей информации про смешанное обучение всего за 5000 рублей.

Взглянем на содержание:

1Введение3
2Актуальные тенденции на рынке бизнес-обучения3
3Организация смешанного обучения в компании (Blended Learning)6
4Области применения смешанного обучения10
5Внедрение e-Learning в компании13
Локализация e-Learning13
Разработка контента20
Технологии e-Learning26
Задачи, которые решает внедрение e-Learning33
6Словарь терминов39
7Источники

В этом пособии на 6 страницах вы узнаете про разработку контента, офигеть!
Пособие скорее не для менеджеров, а для лентяев. Да и посоветую пролистать буклетик WebSoft "Примеры проектов" (или на сайте), а потом связаться с теми у кого эти проекты внедрялись, гораааздо полезнее будет.
Кому не жалко 5000 рубликов и кто купит это, дайте знать, очень интересно, что там.

Забугорные вебинары в апреле

Тем, кто хоть чуть-чуть знает английский язык (презентация и эмоции ведущего уверен будут на первом месте), вебинары, которые пройдут в апреле.

Своими тернистыми путями

image3656 Так случается, что часто приходится бывать в различных компаниях, организациях, вузах, государственных учреждениях. Сами рассказываем, других слушаем…

Для обогащения практическим опытом и систематизации знаний на пару с Александром даже взял небольшой курс почитать в Академии МУБиНТ, по тайм-менеджменту. В частности проверить на себе и своих (как звучит то :)) студентах влияние этих самых технологий на усвоение материалов и мотивацию студентов и преподавателя (меня то есть).

Как следствие – сталкиваюсь с различными информационными решениями, в том числе для поддержки обучения.

В большинстве из них поражает один и тот же факт – у каждого свои, уникальные разработки в области скажем электронного обучения. Да что там разработки – терминологическая база :). А уж подходы к пониманию того, что есть электронный учебник, где его место в учебном процессе, как мотивировать преподавателя, как извлекать выгоду из технологий электронного обучения – тут прямо букеты на тачке.

В общем это не может не расстраивать. Почему так? Зачем тратить столько сил, средств, нервов, когда можно на первых порах просто скопировать чужой опыт или нанять эксперта для построения готового решения. На круг это обойдется в десятки раз дешевле, чем выращивать своих специалистов с нуля.

Например: у меня заболел зуб. Буду я его вырывать сам? Нет. Даже если я дантист, все равно не буду. Неудобно как минимум. Доверю я его вырывать лучшему другу Васе, при условии, что Вася не дантист? Ну едва-ли. Вася сделает мне больно и непрофессионально. А если вырвет вообще не тот и не тем инструментом :) В общем Вася не вариант. Дальше потоньше: Пойду ли я к дантисту-протезисту вырывать зуб? Ну наверное нет, профиль не тот. Да и сам протезист мне скажет что он не вырывает, он протезирует. Пошлет в общем меня к нужному специалисту. Казалось бы, всё очевидно. Зуб надо вырывать именно у дантиста, который знает, как рвать зуб.

Однако эта очевидная логика почему-то перестает срабатывать, когда дело доходит до такой области, как организация электронного обучения. Так случилось, что большинство специалистов в этой области – выходцы из ИТ (вон, коллеги даже опрос подвесили с результатами – больше всего программистов). Не потому-ли, что в своё время (да и сейчас чаще всего) почетное задание на внедрение электронного обучения выдавалось системным администраторам, программистам, дизайнерам? Кстати сказать в 1997 году и ваш покорный слуга получил такое важное поручение будучи в статусе начальника отдела веб-разработок :). Ну так сколько времени то уже прошло? Уже даже выражения устаканились примерно такие “дедушка российского еленинга”.

В общем месседж мой на сегодня таков: давайте использовать готовые решения в электронном обучении там, где это возможно, нарабатывая на их базе свой уникальный методический и предметный опыт, сокращая сроки внедрения и приближая реальные выгоды. Ну и не увеличивая и без того наш могучий и великий новыми терминами: ЕУМ, ЭУЧ, ЭОС, УУМО, ЕУМК. Загадочно конечно, но так уж надо ли?

PS: Симпатичное колесо любезно предоставлено сайтом www.td-master.ru

Technorati Теги: ,
понедельник, 29 марта 2010 г.

Новые версии Moodle

Описание релизов тут -  Moodle 1.9.8, Moodle 1.8.12.
Из интересного - в 1.9.8 обновлен модуль SCORM, теперь корректно работают (после восстановления из резервной копии) следующие значения: Метод оценивания (Grademethod), Максимальная оценка (Maxgrade), количество попыток (Maxattempt).
суббота, 27 марта 2010 г.

Мечты, мечты

eca26c5e5777e1c19e64f18ccbc Во время обучения в школе и, особенно, вузе в самое большое уныние меня приводила необходимость тщательного штудирования многостраничных истрических трудов и источников. Боже, вздыхала я ровно два раза в год, пошли мне флешку со всеми этими житиями и чудесами_Дмитрия _Солунского, которую можно будет просто вставить себе в голову и и добавить функцию поиска, в нужный находящую для меня любой фрагмент этой абракадабры почтенной литературы.

Этот ностальгический эпизод из своего прошлого я вспомнила не просто так: кажется, дело уже движется к тому, чтобы светлая мечта любого студента исполнилась. =) IBM запустила проект по разработке искуссственного интеллекта к 2029 году. Нет, само собой, разработкой искуственного интеллекта сейчас занимаются все, кому не лень, но вот что привлекает внимание конкретно в этой новости, цитирую:

«При удачном исходе проекта Blue Brain Project разработанные искусственные имплантаты смогут быть вживлены в живой мозг, и человек сможет получать доступ как к естественной, так и искусственной памяти.»

Звучит любопытно – может, с внедерением подобной технологии и обучение как таковое людям уже не понадобится? Вживил в мозг чип с инструкцией по любой дисциплине - и пожалуйста: память тренировать не надо, тратить время на освоение информации и получение знаний не надо, учиться – не надо.

Вот тогда-то Скайнет нас и завоюет. =)

ЗЫ. Картинка.

пятница, 26 марта 2010 г.

"Красивый e-learning"

Я так полагаю, что читатели блога, это, в основном поставщики e-learning или его сопроводители. Скажите, кому-нибудь из вас приходилось быть в роле обучаемого в среде электронного обучения?

Мне пришлось (надо было и хотелось в очередной раз попробовать на вкус сапоги, как сапожнику).

Многие "антиЕленингцы" утверждают, так, что по кой черт в электронном обучении картинки? Зачем говорить о шрифтах и цветах? Вы знаете, а наверное они правы, там где нет ни того ни другого, об этом говорить и не приходится.

Вобщем дело такое - мне мотивируемому (как минимум оплаченное обучение=)) обучаемому, где-то раньше середины дистанционного обучения, обучаться расхотелось, расхотелось, потому что мрачно - смотреть не на что, в основном нужно читать с экрана, причем читать а-ля форумы на bb.

Скажу так, те кто раздумывает, насколько важна картинка в электронном обучении - делайте выбор в пользу затрат на картинки и, как говориться "лучше потратить сейчас и попереживать денёк, чем сэкономить, и жалеть всё оставшееся время".

Web 2.0 - фикция, концепция или технологии?

Как я уже недавно рассказывал, веду занятия по использованию Web 2.0. На каждой первой лекции в самом начале провожу опрос среди слушателей - "С чем вы ассоциируете слово Web 2.0?". Варианты ответов:
  • концепция
  • технологии
  • фикция
Как вы думаете, какой ответ в абсолютном лидерстве?
Технологии.

Не претендуя на последнюю инстанцию, но все-таки кажется, что в первую очередь Web 2.0 - это философия. Философия восприятия веба, отношения к нему. При это философия подкрепляется технологиями, которые совершенствуются и отличаются друг от друга.

Да, и фикция, кстати, не для разбавки, есть и такое мнение и оно небезпочвено, согласитесь? Web 2.0, 3.0 и т.д.
среда, 24 марта 2010 г.

Развитие психических процессов: память

Зададимся вопросом: надо ли взрослому человеку, который обучается посредством электронного обучения, тренировать память?

Отмечу, что на эффективность работы памяти каждого конкретного человека воздействует множество факторов:

  • образ жизни
  • кругозор
  • анатомические и физиологические особенности
  • перенесенные заболевания
  • другие факторы

Современные средства нашей жизни позволяют нам использовать такой инструмент как память все реже. Теперь нет необходимости запоминать наиболее востребованные номера телефонов, так как каждый мобильный телефон снабжен электронной телефонной книгой.  Нет необходимости запоминать дела, которые предстоит выполнить за день, – аутлук всегда об этом напомнит, не приходится запоминать даты дней рождений друзей и родственников – социальная сеть об этом напомнит.

Психика человека имеет свойство – отказываться от неиспользуемых инструментов, навыков, знаний.

Вы можете мне возразить, сказав, что в жизни современного человека слишком много информации, которую необходимо держать в голове и если достижения технического прогресса помогут нам в этом – великолепно!

С одной стороны, сам феномен электронного обучения направлен на то, чтобы передать знания и навыки. Наш обучаемый должен это запомнить. И контрольные мероприятия в том числе несут функцию стимулирования процесса запоминания и воспроизведения материала.

С другой стороны, взрослый человек на то и взрослый, что свойства основных психических процессов у него уже сформированы.

Тем не менее, я считаю, что в рамках электронных курсов стоит стимулировать память пользователей, как оперативную (для кратковременного запоминания информации, необходимой для выполнения задачи), так и долговременную (эффективность долговременного запоминания можно проверить только через определенный промежуток времени).

Инструментами решения подобных задач становится практические задания, тестирование и мониторинг знаний через определенный промежуток времени.

p.s. Картинка с узелками на память скопипастена отсюда.

вторник, 23 марта 2010 г.

В городе может случиться всякое…

В продолжение темы с курсами для клиентов

Untitled-1

Это по сути, несколько иной ракурс такого рода курсов, т.е. не как можно воспользоваться, а что может привести. Росно пошли дальше, прямо в игрушке можно заказывать услуги.

воскресенье, 21 марта 2010 г.

Sharepoint 2010 Обратно недоWeb 2.0?

1256047206 Сперва стал писать комент к посту Саши про его опыт использования Sharepoint 2007 как соц. сети. Затем подумалось, что мои мысли могут быть логичным продолжением его поста, а также ответом на коменты Анонимного (надеюсь он таки представится :)).

Итак, из того что было сказано в коментах и самом посте следует, что текущая версия SPS неудобна как инструментарий Web 2.0.

Постараюсь структурировать свои мысли в отношении поста и коментов к нему:

  1. SPS, как сказал Саша мы используем давно и по назначению, для которого он и был рожден - совместная работа с документами и проектами. Тут он полностью оправдывает ожидания.
  2. Как инструмент Web 2.0 (скажем в нашем случае мы вынуждены работать в нём как в виртуальном кампусе вуза) он слаб и неудобен, хотя потенциал у него большой, это бесспорно. Но уж больно все не для людей сделано. Я это как пользователь и как администратор говорю.
  3. По поводу выхода нового SPS 2010.
    • Нашел сайт, посвященный его выходу. Есть много видео, можно ознакомиться что там и как. Согласен с Анонимным в том, что можно ожидать от 2010 редакции лучшей реализации сервисов для конечных пользователей, а также более глубокой проработки заявленных web 2.0 сервисов.
    • Также нашел учебный сайт про SPS 2010
    • На Youtube тоже полно демок.

Насмотрелся вдоволь, не берусь пока дать комментарии по поводу отсмотренного. Возможно позже. Однозначно есть мега крутые вещи типа Sharepoint Designer, Редактирования шаблонов, единой, как в Office 2010 навигационной панели.

Впечатление по горячим следам – накопали ребята очень много, в том ли направлении – вот вопрос :).

Technorati Теги: ,,
пятница, 19 марта 2010 г.

10 правил для вопросов с множественным выбором

MultipleChoice Мы в последнее время все чаще стали обсуждать вопросы педдизайна, новых веяний в технологиях электронного обучения, но, судя по работе с материалами заказчиков, которые приходится перерабатывать надо не забывать про понятные (вроде как) вещи, такие как, к примеру, тестовые вопросы с множественным выбором.

В одном из регулярно читаемых мною блогов, Connie Malamed опубликовала статью с 10ю правилами для вопросов с множественным выбором. Тема с тестами вроде как изъезженная, но на деле я вижу несколько иную картину, я выделил несколько действительно важных, на мой взгляд правил (курсивом мои комментарии):

Проверить понимание, а не поверхностные знание.
Тут вроде все понятно, важно не выдирать фразы из текста и не приводить какие-то определения, а, к примеру, интерпретировать факты по разному (правильно и не правильно).

Простая структура предложений и точные формулировки.
Без комментариев. Главное – не запутать!

Правдоподобность неправильных ответов.
Не давайте очевидно не правильных вариантов, есть риск, что правильный ответ будет выбран методом исключения.

Сохраняйте длину ответов одинаковой
ВАЖНО! Я, признаться, когда прохожу тесты (такое тоже бывает), всегда использую правило – если не знаю ответа, выбираю самую длинную формулировку (процент попаданий впечатляет скажу вам).

Распределение правильных ответов по тесту не должно поддаваться правилам
Здесь мне кажется должен думать таки за вас принцип random (сами не мешайте).

Избегайте двояких формулировок
Еще одно правило из серии Главное – не запутать!

Коллеги, есть ли еще какие-то очевидные рекомендации для вопросов с множественным выбором, зафиксируйте их пожалуйста в комментариях.

PS: картинка отсюда.

Все ADDIE, да ADDIE...

Как известно, ADDIEявляется самой популярной, но далеко не единственной моделью педагогического дизайна. Даже немного обидно за другие, незаслуженно обделенные нашим вниманием. =) Сегодня, вооружившись всеми отпущенными мне познаниями в английском языке, я попытаюсь очень вкратце коснуться так называемой модели Дика и Кэри (Dick and Carey model), или модели системного подхода (Systems Approach Model). Она была разработана в 1978 году и названа, как нетрудно догадаться, пи именам своих создателей - Уолтера Дика и Лу Кэри, которые внесли значительный вклад в развитие педагогического дизайна, впервые рассмотрев процесс обучения не как сумму изолированных частей, но как целостную систему, сфокусировавшись на взаимосвязи различных элементов обучения. Согласно Дику и Кэри, такие составляющие процесса обучения, как преподаватель, обучаемый, материалы, учебная активность, подача материала, его усвоение и среда обучения взаимодействуют друг с другом и работают на достижение желаемых результатов.

Так выглядят компоненты модели системного подхода:

1. Определить учебные цели

2. Провести учебный анализ (Какие действия смогут совершать учащиеся после окончания обучения? Какие навыки они приобретут по достижении желаемых целей?)

3. Проанализировать учащихся и среду, в которой происходит обучение.

4. Описать учебные задачи (Каким образом потребности и цели превращаются в детализированные задачи?).

5. Разработать инструментарий оценки (Какие предварительные условия нужны для приобретения новых навыков? Как проконтролировать результаты учащихся в течение обучения и предоставить эти результаты ему?).

6. Разработать учебную стратегию (Какого родаактивность нужно задействовать для достижения учебных целей?).

7. Разработать и отобрать учебно-методические материалы.

8. Разработать и провести оценивание на смысловом уровне (Какую информацию можно переработать, чтобы усовершенствовать учебные материалы? Каким образом можно сделать обучение эффективным для большего, чем в данный момент, количества учащихся?).

9. Переработать процесс обучения (Что можно сделать по результатам предыдущего этапа)?

10. Разработать и провести суммарную оценку (Работает ли разработанная система? Достигнуты ли желаемые результаты?).

.. а вот таким образом это выглядит на схемке:


Материал утащен отсюда и отсюда, а схемка - отсюда.


среда, 17 марта 2010 г.

Развитие психических свойств: внимание

Обычно в e-курсах ставится цель, которая диктует научить навыкам, передать знания, сформировать представление о чем-либо у пользователя курса. При этом у каждого человека есть индивидуальные психические свойства, различные по количественным и качественным параметрам. Но многие из них поддаются тренировке и развитию до необходимого уровня.

Обыкновенно менеджеры по персоналу отбирают кандидатов с соответствующими параметрами психических свойств на первом же этапе.

При этом многие свойства подлежат развитию и тренировке почти в любом возрасте.

Как ни странно, в источниках литературы есть эксперименты, упражнения по развитию внимания у детей школьного возраста.Упоминаний о развитии внимания у взрослых значительно меньше. При этом на внимании основываются многие навыки, которые человек получает в дальнейшем.

Напомню немножко теории общей психологии.

Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Внимание обладает рядом свойств.

  • Устойчивость – способность сосредотачиваться на одном и том же объекте некоторое время.
  • Концентрация – степень сосредоточенности внимания на этом объекте.
  • Объем – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.
  • Переключаемость - как способность перемещать внимание с одного объекта на другой.

Первые три пункта вполне успешно тренируются.

Приведу пример, к чему я все это описываю. В курсах, предназначенных, например, для операционистов или кассиров, чья профессия заключается во внимательном исследовании документов. Как мне кажется, было бы полезно включать элементы, направленные на развитие внимания как психического свойства индивида.

Благо развитие современного прогресса позволяет это сделать. Существует множество программных продуктов для развития внимания памяти у детей, почему бы их не адаптировать для взрослых? И внедрять элементы в обучающие электронные курсы?

Здесь несколько ссылок на интерактивные игры по развитию внимания для детей.

http://www.baby-gamer.ru/razdel.aspx?id=1

http://www.diagora.ru/txt-theplumber.php

Или лучше работать с теми психическими свойствами, которые есть, которые успели развить за детство? Есть ли смысл тревожить основания Личности?

вторник, 16 марта 2010 г.

SharePoint - недоWeb 2.0

На этой неделе работаю преподом в вузе:)

В этом вузе в качестве ресурса поддержки используются так называемые сайты преподавателей (на SP). Идея конечно хорошая, но, боюсь может навредить…

Вот почему:

Дисциплина, которую я веду, связана с тематикой Web 2.0, что обязывает конечно при передачи знаний использовать все что можно.. Ну и решил я создать на сайте, все, что позволяет SP:

  • блог
  • wiki
  • rss (на блог)

вроде бы это все, что позволил мне сайт.

По итогу: блог я создавал где-то минут 20 (!), с учетом того, что я в IT чуток так шарю. Там же оказалось, что категории (теги) заводятся в другом месте и к одному посту можно прикрепить лишь один тег. RSS создать не удалось т.к. “тип аутентификации не поддерживается” (с учетом того, что сторонних программ и сервисов я не использовал).

В общем впечатление такое – SP может и имеет в себе инструменты Web 2.0, но с точки зрения концептуального восприятия Web 2.0 это совсем никуда не годится.

понедельник, 15 марта 2010 г.

Истинные причины заказа электронных курсов

В одном из предыдущих постов я затронул причины, по которым иногда принимаются решения о покупке заказной разработке курса.

Знатно поспорили на эту тему :). Владимир Наумов даже подвесил у себя на блоге как пособие для начинающих покупателей заказных решений.

В общем и целом подобным образом выбираются многие продукты. Взять супермаркеты. Планируешь купить одно, выходишь с существенно более другим набором товаров. Иногда того, что хотел купить среди них вообще нет...

Ну да ладно, оставим злободневный и деликатный вопрос в покое, а поговорим вот о чем: а каковы истинные причины, которые побуждают клиентов заказывать у провайдеров eL курсы?

Давайте сперва перечислим вообще причины, которые могут побудить заказчика на такое прямо скажем затратное предприятие:

1. Качество. Большинство заказчиков не являются профессиональными разработчиками (и даже очень большие и "толстые", имеющие у себя штат соответствующих сотрудников, не являются профессиональными разработчиками). Вродеб как да, отдельно взятая команда, которая только и делает, что разрабатывает курсы дни напролет, сделает продукт быстрей и качественней. олрайт - это может быть причиной. Тем более, когда задача идёт от бизнеса, где качество обученных напрямую зависит от количества продаж новой линейки скажем машин.

2. Скорость. Курс нужен завтра и не абы какой а вполне смотрибельный, который бы выполнил, возложенные на него задачи. Тут уже спорно - в ряде случаев большие компании столько времени тратят на междепартаментные согласования, тендеры и проч., что быстрей сделать курс своими силами. Пусть он даже и сильно проиграет в качестве. Хотя иногда под скоростью понимается такая разница как: не сделаем вообще своими силами - сделаем с помощью внешней команды разработчиков. В этом случае да - скорость причина :)

3. План. Такое тоже бывает. По плану надо разработать N-ное количество курсов. Своими силами не успеть, привлекаем внешних разработчиков.

4. Дальше больше. Бюджет. Есть бюджет и его необходимо освоить именно на электронные курсы. Такое сплошь и рядом в государственном секторе. Там за неосвоение бюджета наказывают даже больше, чем за его нецелевое использование.

5. Опыт. Заказывают разработку одного-двух курсов с тем, чтобы перенять опыт, скопировать модель разработки и запустить такое-же у себя, пусть хуже, но зато на порядок дешевле с потенциалом "на вырост". Запросто. Видали и такое.

А теперь причины, о которых многие забывают, но которые иногда бывают истинными причинами разработки электронных курсов с привлечением внешней команды разработчиков. Помнить об этом ауторсинговой компании крайне важно для того, чтобы её разработка "прошла" и проект был успешно начат и не менее успешно сдан :).

Прежде чем их назвать, давайте посмотрим на историю вопроса.

Разработка курсов, да и вообще eL в ряде случаев прорастает "не с низу", а "спускается сверху".
Т.е. руководство решает, что им дозарезу необходим eL. Создают отдел или расширяют функционал уже существующего подразделения. И хоп - готово у нас уже есть еЛЁнинцы (© by lern :) атомное название - понравилось), которые еще вчера и знать не знали про электронное обучение, и вообще ...
Бывает конечно и не так мрачно и команда подбирается крепкая, дело своё знают туго и хлеб свой не зря кушают, т.е. дают вполне измеримые результаты.

Итак причины, при выявлении которых разработчикам надо быть крайне осторожным с заказчиком:
1. Руководителю показалось, что для полного счастья его команде надо знать историю его компании в его же изложении. С тем, чтобы её грамотно представить - конечно на такое святое дело денег жалеть грех - поэтому "давайте по полной программе". Скажите не бывает? Никто альбомчики из кожи на юбилей не таскал? :). Опасность - заказчик никогда не будет доволен - разработчик погрязнет в чек-листах, или вообще в середине разработки заказчик в лице руководителя возьмет "паузу" на "редактирование материалов". История не такая гладкая оказалась :).

2. Васе, в соседней компании фирма "Самаякрутаяконтора"сделал наикрутейший курс по продажам. И этот самый Вася в на крайнем совместном чаепитии рассказал (Показал? не поверите, но и такое бывает. Представьте сюжет: баня, проектор, экран и один одетый и потный, который показывает :)) этот курс. А как же мы? Пофиг на контекст, пофиг на результаты - надо срочно делать такой-же иначе отстанем от Васи. Истинная причина - у Васи есть что-то чего нет у меня - непорядок. Кстати по этой-же причине и eL начинают внедрять в особо продвинутых конторах :). Опасность - разработчику могут предъявить претензию типа "Вон у Васи то - работает, а у нас - нет".

3. В родном отечестве пророков нет. Иными словами руководство не доверяет разработку важных продуктов своей команде из-за уверенности, что люди, которых он по три раза на дню распекает за некомпетентность просто неспособны сделать что-то пристойное. Опасность для разработчика - вас затюкают правками эти самые, затюканные. Иными словами - на вас сорвут злость и обиду на своё начальство. Сюда же можно отнести, хоть и с меньшим "коэффициентом вредности" курсы, которые без видимой необходимости были "спущены" для внедрения сверху.

Ну вот, я назвал по крайней мере три истинных причины, которыми может быть вызвано желание компании разрабатывать электронный курс с привлечением внешней команды. Я думаю, что можно и продолжить, равно как и о том, что я вкладываю в понятие "качество" ... например в следующем посте.

Как представитель стороны разработчиков скажу, что конечно приятней (и продуктивней) всего работать, если причиной заказа курса п.1 из "вообще причин", т.е. качество. Заказчику кровь из носу надо получить качественный курс. Это просто песня, а не заказ.
пятница, 12 марта 2010 г.

Micro learning

Что такое быстрое электронное обучение? У нас (на постсоветском пространстве) по крайней мере никто ВНЯТНО не может объяснить о “rapid e-learning”. Кстати трудности перевода в терминологии электронного обучения всегда проявляются, вспомним хотя бы Instructional Design и Педагогический дизайн.
Вот несколько ресурсов, где грамотно написано о rapid e-learning:
Семь аспектов быстрого e-learning’а
What is Rapid eLearning? : eLearning Technology (англ)
Насколько я понимаю, вопрос стоит в том, насколько быстрое электронное обучение – это технологический термин. Т.е. как только появился термин, так появилось куча сообщений, что именно “наш” инструмент является самым крутым для быстрого обучения. А в инструменте ли дело? Что такое быстрые e-elearning? Для кого он? Для обучаемых или разработчиков, тренеров или контент менеджеров?
Не так давно на круглом столе клиентской конференции WebSoft тема быстрой разработки затрагивалась и мне надо было направить коллег в нужное русло в обсуждении, так вот тогда стало ясно, что разброс мнений настолько высок, что обсуждать тему несколько бессмысленно до тех пор пока не будет менее-более единообразное мнение о rapid.
Вернусь к теме поста… Тут вот наткнулся на презентацию на тему того чем отличается e-learning от rapid learning и немного про micro learning. Презентация на английском с голосом, но картики достаточно понять, чтобы понять суть сообщения.
231Информация к размышлению, коллеги. Чтобы вы привели в пример быстрому электронному обучению, и, возможно у вас уже был опыт – микрообучению.
четверг, 11 марта 2010 г.

Подводя итоги

Вот и я, коллеги, оскоромилась вебинаром. Дурной пример вообще, знаете, заразителен. Спасибо всем, кто потратил час своего времени на этот мутный поток сознания в моем исполнении. =) Мне было приятно наблюдать столь высокий интерес к теме, а также увидеть в числе участников знакомые имена, чье мнение (не имен, конечно, а их обладателей) мне в особенности интересно.

Краткие выводы, сделанные по итогам этого авантюрного мероприятия (вещать подобным образом и на такую разномастную аудиторию мне еще ни разу приходилось):

  1. Тема благодарная и слушателей очень живо интересующая. Об этом можно судить, во-первых, по нереальному для меня количеству слушателей, посетивших вебинар (больше 50, хохо), а во-вторых, по бурной активности участников в чате. Еще раз, уже постфактум, прошу прощения за то, что недостаточно быстро реагировала на реплики в чате, а то и вообще пропускала их: разрываться между основной линией выступления и чтением очень непросто, и такой степени джедайства я пока не достигла. Буду работать над собой.
  2. При всей актуальности поднятый вопрос является очень спорным и дискуссионным – представления об эстетике и удобстве у всех разные, а давить на научные исследования и статистику – подход не совсем корректный. Слишком уж много факторов влияет на комфорт человеческого восприятия, и однозначных аксиом здесь почти нет: в основном только общепринятые мнения, которые иногда уместно соблюдать, а иногда – нет. Тем не менее, выработка неких четких рекомендаций по оформлению, способных облегчить жизнь авторам и разработчикам ЭУ (особенно начинающим), кажется мне необходимой.
  3. В выбранном направлении тем вебинаров есть над чем работать и есть что развивать: текст и графика – только один из аспектов создания крутого электронного курса. Несколько вопросов я уже рискнула проанонсировать – это психология цвета, визуальная организация слайдов, навигация курса, технические особенности его верстки. Насколько я понимаю, потребность в этом есть и интерес почтенной публики – тоже. Надеюсь, что своим дебютным выступлением я ее не распугала и на следующие вебинары, раскрывающих тему оформления э-курсов, кто-нибудь придет.=)

Там и услышимся.

PS. Помидоры все еще жду. =)

Такие разные реакции на электронные курсы

В этом посте позволю себе немножко пофантазировать… на тему реакции пользователей на электронные курсы.

Еще в начале 20 века представители направления бихевиоризма стремились свести психику сначала животных, потом человека к системе стимул-реакция.

Ан нет! Не получилось! Точнее можно с определенной долей уверенности говорить, что в какой либо ситуации человек поведет себя определенным образом. Однако необходимо знать множество параметров ситуации и психологических особенностей личности.

А было бы здорово, если вставляешь мотивационный элемент в курс и абсолютно уверен, что большинство пользователей тут же будут замотивированы на получение знаний и навыков, запомнят всю предлагаемую информацию.

Чтобы предполагать реакцию пользователей с большей долей вероятности изучаем ряд факторов ситуации обучения:

  1. Время, в которое пользователь будет заниматься саморазвитием.
  2. Система мотивации персонала в компании
  3. Организационно-технические условия обучения
  4. Отношение руководства к ДО

Вышеозвученные параметры разработчик может отследить и учитывать их при разработке курсов.

Но существует еще личностная составляющая реакции. Здесь предполагать реакцию сложнее. Каждый пользователь индивидуален, обладает своим уровнем знаний, мотивацией, жизненным опытом, особенностями восприятия и т.д.

На какого пользователя должен рассчитывать разработчик? На среднего? Значит, ни на какого. Так как средний пользователь это иллюзия.

clip_image001clip_image002

Коллеги, а какие еще реакции на электронные курсы вы встречали в своей практике? Может какие-то неординарные реакции?

Поделитесь в комментариях )))

среда, 10 марта 2010 г.

Что такое учебный портал, вернее как туда попасть? Часть 3. Директ-мэйл

Пожалуй продолжим начатое
Для начала кратко, что такое директ-маркетинг:
Прямой маркетинг, директ-маркетинг — вид маркетинговой коммуникации, в основе которого — прямая личная коммуникация с получателем сообщения (потребителем (Business-to-consumer (B2C)) или клиентом среды «бизнес для бизнеса» (Business-to-business, B2B) с целью построения взаимоотношений и получения прибыли. (wikipedia.org)
Понятно, что директ-мэйл это прямой маркетинг при помощи письма. Мы будем рассматривать электронные письма.
Несколько особенностей данного способа продвижения портала:
+ Если количество сотрудников в компании более 50 человек, это автоматически означает, что простая рассылка вроде “Коллеги, бла-бла-бла…” будет послана в корзину за ненадобностью, в отличии от прямой рассылки.
+ Априори в письме должна содержаться полезная информация именно для КОНКРЕТНОГО человека читающего письмо (не пугайтесь, вам не придется делать разные тексты для разных сотрудников, достаточно лишь конкретизировать отдел и, желательно, должность)
- Как правило отклики при внешнем директ-мэйле составляют до 5-10%, во внутреннем безусловно эта цифра может быть и больше, но важно:
  • Креативьте! Сделайте письмо забавным, красивым, гиперполезным, к примеру “Твоя зп напрямую зависит от посещений учебного портала”
  • Делайте узконаправленные тексты или иные формы контента (к примеру не стоит завлекать на портал сотрудников курсами никак не относящимися к их должностной деятельности в компании)
  • Заботьтесь о времени ваших коллег, письма более половины страницы читаются по диагонали (что может привести к тому, что сотрудник не уловит нужную информацию) либо не читаются вовсе.
Советов может быть и больше, но я не хочу повторять то, что написано в хороших книгах по директ-мэйл.
Чем хорош внутренний директ-мэйл, тем что вы можете (с определенной долей разумности) экспериментировать, отслеживать, какой процент откликов в зависимости от разных видов сообщений.
Из примеров, приходящих на ум (не сомневаюсь, что вы накреативите гораздо более подходящие для конъюктуры вашей компании идеи):
  • вставка скриншотов (если у вас позволительно присылать картинки по почте, для лучшей эффективности) с портала
  • упоминания о великих мира сего (о топ-менеджменте компании)
  • “бей в слабое место”, вы можете подкараулить какой-то деликатный момент, когда, к примеру, руководство дало по шапкам отделу продаж, а вы тут как тут со своими курсами по навыкам продаж:)
Коллега, если эти советы для вас актуальны, то сделайте что-то из рассмотренного ПРЯМО СЕЙЧАС!
пятница, 5 марта 2010 г.

Описание модели педагогического дизайна - ADDIE

Коллега из Украины - Андрей Кубай опубликовал на своем блоге ряд статей про одну из моделей педагогического дизайна - ADDIE:
  • Analyze (анализ) — анализ характеристик учащегося.
  • Design (дизайн) — разработка учебных целей, выбор подхода к обучению.
  • Develop (разработка) — создание учебных материалов.
  • Implement (применение) — доставка знаний.
  • Evaluate (оценка) — контроль достижения учебных целей.

ADDIE: Анализ(Analysis)
ADDIE: Дизайн(Design) часть 1
ADDIE: Дизайн(Design) часть 2
ADDIE: Разработка (Development)
ADDIE: Реализация (Implementation)
ADDIE: Оценивание (Evaluation)

Хоть модель и считается, несколько устаревшей, тем не мене спасибо Андрею за его труд, который, уверен, поможет начинающим разработчикам и составителям электронных курсов и электронного обучения в целом.
четверг, 4 марта 2010 г.

Вебинар на тему “Оформление электронного курса”

Не так давно мы запустили цикл вебинаров, посвященных прикладным вопросам электронного обучения и в частности разработке электронных курсов. Наш первый, и пока единственный, вебинар, который проводила Наталья Долгова получил ряд положительных отзывов и, как мне кажется, вызвал неплохой интерес у аудитории.

Как и обещали, мы не останавливаемся на достигнутом и предлагаем вашему вниманию новый вебинар на тему “Оформление электронного курса”. Более того, планируется серия вебинаров, посвященных этому вопросу.

Ну а первый из этой цепочки носит название: “Оформление э-курса Часть 1. Текст и графика”.

Ведущий вебинара, один из активных авторов нашего блога – Юлия Балинова расскажет о том, как следует и не следует обращаться с текстом и графикой на экране электронного курса.

Вебинар пройдет 10 марта в 12:00 по Москве.

Зарегистрироваться здесь.

230х230_3

230х230_after

среда, 3 марта 2010 г.

Мотивация учения при выполнении сложных задач

Многие электронные курсы предполагают выполнение каких-либо практических, тестовых, кейсовых заданий. И чаще всего эти задания разрабатываются педагогическими дизайнерами.

Как определить сложность задания? Если оно окажется слишком простым – не реализует в себе педагогических целей: не возникнет мыслительный процесс (а только механическое нажимание клавиш), не создастся нервное напряжение, которое предшествует моменту решения задачи, пользователь не запомнит ни задания, ни способа его решения.

Даже если через некоторое время ему необходимо будет выполнить соответствующую задачу – это может вызвать затруднения. Так как необходимая для решения задачи информация стерлась за ненадобностью, подобных задач в практике больше не было. И снова возникнет поисковая активность, а это временные затраты.

Задачи сложного уровня играют двоякую роль. С одной стороны, если пользователь их решает и оценивает их как “сложные”, то они повышают самооценку пользователя, стимулируют его учебную деятельность, воодушевляют. С другой стороны, если пользователь не решает эти задачи по разным причинам, то могут возникнуть разнонаправленные процессы:

1. Снижение самооценки, потеря интереса к обучению, агрессия на электронное обучение.

2. Бурная активизация поисковой деятельности, так как пользователь воспринимает подобное задание как вызов его личности. В этом случае задача запомниться, будут запоминаться ряд фактов повседневной жизни, которые могли бы быть полезны для ее решения. Такой феномен называют эффект Зейгарник (запоминание незавершенного действия). Но такая реакция сложится только в том случае, если у конкретного обучаемого высокий уровень притязаний.

Как результат нерешения сложной задачи может быть закрытие курса (особенно если нет возможности изучить его без решения кейса).

Понятно, что сразу возникает метафора “золотой середины”. Но это не панацея.

И возникает ряд вопросов:

Как определить сложность таких заданий и кейсов?

Какой из уровней наиболее адекватно использовать?

Отметим, что на то как пользователь воспримет задачу и как на нее отреагирует, влияет ряд факторов:

1. Материала курса

2. Мотивации пользователя на изучении

3. Особенностей среды – возможности переносить на практику учебные задачи

4. Уровня притязаний и самооценки пользователя

Может, что-то забыла…

P.S. Картинка скопипастена отсюда.

вторник, 2 марта 2010 г.

Что такое учебный портал, вернее как туда попасть? Часть 2. Онлайн реклама

Недавно я начал тему продвижения учебного портала в компании.

Я думаю, что плакаты, о которых я говорил в том посте, это первый этап продвижения, и если вам удалось завлечь публику (сотрудников) на портал, то теперь (по всем законам маркетинга) необходимо удержать его на портале, проще всего сделать это, естественно онлайн способом.

Итак, вот некоторые способы продвижения портала онлайн:

Массовая рассылка по электронной почте
Простой способ – рассылка с рекламным текстом письма, более сложный и эффективный – это креативное письмо, содержащее немного текста и, возможно, графики.. Кроме того, одним из эффективных способов рекламы является нестандартная подпись в электронном письме, типа “Все что я знаю, все есть на учебном портале”.

Доска почета на портале
С одной стороны стимулирующая, но в некоторых случаях и демотивирующая фишка…

Видео-обращение от топ-менеджеров компании
Как правило топ-менеджеры несколько удалены от рядовых сотрудников, поэтому их видео-обращение, выложенное на портале (обязательно необходимо сделать рассылку, о том, что вы выложили) может быть с одной стороны мостиком до самого топ-менеджера, с другой – статуса и важности учебного портала в деятельности портала.

Открытый доступ к электронным курсам
100% действует. Однажды, один из наших клиентов посетовал, что на портал никто не заходит, хотя там столько много всяких фишек и полезностей.. На что мы ему предложили имеющиеся у него курсы (бизнес-направленности) вывести в открытый доступ. И что вы думаете? Когда об этом узнали руководители отделов, они пошли к нам с просьбой дать им возможность назначить эти курсы подчиненным и пройти их самим.

понедельник, 1 марта 2010 г.

Качество электронного курса или что покупают на самом деле?


Уважаемые читатели,

Во-первых: разрешите поздравить всех нас с наступлением весны. Мой понедельничный пост открывет весенний цикл наших заметок про eL.

Во-вторых: О приятном. За этот год у нас существенно прибавилось количество постов. В среднем мы уже написали больше трети постов прошлого года. Соответствует ли количество качеству, это вопрос :).

Теперь к к сути.
Как вы думаете, по каким признакам заказчиком принимается решение о качестве предложения по разработке электронного курса?

Грамотная постановки целей, задач? Пед. методика? Качественный материал? Наличие разветвленной траектории обучения? Соответствие выбранного направления целям? Крутое взаимодействие с LMS?

Тссс ... скажу по секрету - в большинстве случаев Заказчик (тот, кто имеет главное слово - принимает решение) оценивает качество предложения по предоставленной картинке и правильным текстом в этом самом интерфейсе. Т.е. в большинстве случаев описание/сценарий вообще не читается. Смотрят картинку, и пытаются увидеть там своё (еще раз - своё, а не генерилки текстов с яндекса) содержание и контекст.

Не открою штатов, если скажу, что зачастую решение о выборе подрядчика/выделении финансов принимают лица, не имеющие непосредственного отношения не только к электронному обучению, но и к обучению вообще.

Я помню веселые моменты еще со времен, когда я разрабатывал веб-сайты на коленке. Бывало расстараешься, сделаешь концепт-дизайн, наполнишь тестовым контентом, сделаешь модное описание, и ташшишь. Заказчик смотрит и не понимает, почему разделы названы так забавно и откуда у него новостях про ловлю рыбы нахлыстом ... А на Ваши сопровождающие комментарии о том, что "мы обсуждаем концепт дизайна, на текст не смотрите" совершенно не реагирует.

Позволю себе сделать некоторые в общем-то очевидные, но от этого не менее полезные выводы, которыми мы все время от времени пренебрегаем, уходя в профессиональное самолюбование и переходя на "птичий язык":

1. Текстовое описание должно быть минимальным и максимально просто изложено.
2. Не стоит расписывать тонкости пед. дизайна, которыми вы хотите сразить заказчика. В большинстве случаев работать не будет.
3. Если предоставляете визуальные материалы, то они должны быть достаточно детально прорисованы (придется потратить время, а что делать) и содержать если не текст заказчика, то близкую ему тематику.
4. Конечно, представлять проект необходимо лично, если нет возможности это сделать - приложить к картинкам пояснительную записку, составленную в соответствие с требованиями п.1

В связи с этим у меня вопрос к уважаемым читателям: а как вы продаете методику? Т.е. то, что потрогать неподготовленному пользователю в первом приближении сложно. Только давайте честно, без сказок :)

PS: Кто картинки автор - затрудняюсь. Стянул отсюда.