Поиск по этому блогу

суббота, 27 февраля 2010 г.

Нужен ли компьютерный класс для дистанционного обучения?

Часто приходится слушать дискуссии о том, нужны ли компьютерные классы для дистанционного обучения. Не так давно поступил вопрос (акция “Задай вопрос эксперту” приуроченная к предстоящему ElearnExpo) “Нужно ли создавать компьютерные классы”?

Естественно есть два полярных мнения, одни утверждают, что классы нужны, и в распределенных географически компаниях необходимо создавать авторизованные центры, другие, заверяют, что дистант – по определению должен быть удаленным сервисом, т.е. не зависеть от географического положения пользователей. Лично я себя отношу ко вторым.

Да, кстати, вот, что я ответил задающему вопрос:

Насчет того, нужен ли компьютерный класс, то в моем опыте такие решения практикуют компании или учебные заведения, в которых контроль (тестирование) является важной составляющей обучения, и необходим строгий надзор над прохождением тестов. А так же в тех случаях, когда у какой-то части аудитории нет домашних или рабочих компьютеров.

Как вы считаете, нужны ли при дистанционном обучении компьютерные классы?

четверг, 25 февраля 2010 г.

Lose control

На одном из недавних вебинаров Владимира Наумова поднимался вопрос о целесообразности контроля в электронным курсе. Участники были опрошены на этот счет, и большинство из них, что неудивительно, дали вполне ожидаемые ответы (на опрос и его результаты можно взглянуть в блоге Websoft). Тут сенсации, конечно, нет. Однако в числе прочего автором была озвучена та парадоксальная мысль, что использование контроля обучаемого, ни больше, не меньше, недопустимо. Мол, это унизительно для пользователя. И что такой подход вполне себе популярен у забугорных коллег. А нам, само собой, до таких продвинутых материй надо дорасти.
Не скрою, этот тезис несколько взорвал мне мозг. =)
Унизительно. Скажите пожалуйста! Давайте придерживаться жизненных реалий: так уж сложилось, что все наше обучение с малых лет происходит из-под палки. Не суть важно, с чем это связано: русский менталитет, национальная склонность к халяве («по щучьему веленью», да-да); так исторически сложилось и это, наверное, очень плохо, однако - факт, с которым мы имеем дело. Любой нормальный ребенок воспользуется возможностью не учить урок, если такая возможность представится. Любой нормальный студент не будет готовиться к экзаменам, если выпадет счастливый шанс воспользоваться шпаргалкой или мобильником с гарнитурой. Со взрослением, конечно, включаются и более зрелые мотиваторы, однако отвыкнуть от механизма, столь эффективно работающего в детстве и юности, большинству людей не хочется и не можется. А механизмом этим, как мы понимаем, выступает та самая любимая палка: в школе – диктанты и контрольные, вызов родителей, риск остаться на второй год; в студенческом возрасте – сессия, лишение стипендии, отчисление; в зрелости – выговор, штрафы, увольнение. Без палки люди просто не привыкли: не научены.
Есть, конечно, исключения. Бывают и высоко замотивированные, амбициозные, ставящие перед собой цели и достигающие их, успешные люди, жадные до новых знаний и умений – и их немало. Бывают трудоголики с высокой корпоративной ответственностью и развитым чувством команды, - это тоже случается. Однако тем, кто предпочитает априори видеть в пользователях курсов именно таких сферических обучаемых в вакууме, стоит задуматься о смене дизайна своих очков.
Без контроля в курсе можно обойтись лишь тех случаях, когда мотивация обучаемая настолько высока, что никакие проверки ему попросту не нужны. Откуда берется такая мотивация? Надо думать, из личной заинтересованности.
Хочу я, скажем, научиться играть на флейте. В музыкальную школу мне идти поздновато, да и нечего там делать, - я открываю курс «Школа игры на блок-флейте», занимаюсь по нему, дудю с утра до ночи и наконец услаждаю слух окружающих виртуозным исполнением главной темы из «Титаника». Нужен в таком обучающем продукте контроль? Полагаю, что нет.
И другой пример. Работаю я, скажем, мелкой сошкой в крупной конторе. И дают мне в рамках повышения квалификации курс – чтобы росла профессионально и крепла духом. Ничего такой курс, в общем даже неплохой и интересный, но если я его не пройду, то в нашей гигантской конторе этого обстоятельства никто и не заметит. Наверное. К тому же мне предлагают его чуть ли не обеденное время учить - очень мне это сдалось. Ну и как, нужен тут контроль? Полагаю, что да. Иначе в конце курса вместо усвоенного материала в головах обучаемых будет шуметь прибой и петь птицы, а следовательно, грош ему цена.
На эти небесспорные примеры можно привести тысячу возражений, но мысль моя, надеюсь, понятна. Контроль может быть совершенно необходим (чаще), а может быть и вовсе не нужным (реже). Зависит от задач курса и его целевой аудитории. Но категорическое утверждение о недопустимости контроля в курсе представляется мне утопичным по сути.
Переубедите меня, пожалуйста.


2+2=4. Надо ли говорить просто об очевидном?

Давеча наш коллега (я надеюсь) lern21 прокомментировал пост Натальи, в котором упрекнул нас в том, что мы пишем очевидные вещи и посоветовал обратиться к иностранным источникам.

Я задумался - действительно, а надо ли? Может сконцентрироваться на том, что интересно относительно небольшому количеству пользователей "спецов" и говорить про тонкости форматов, методик пед. дизайна, версий стандартов и практих их применения? Да, об этом писать надо и безусловно этому кругу людей такие посты будут более интересны (при этом не факт, что с ними будут соглашаться :)).

Тут я вспомнил одно свое выступление перед разношерстной аудиторией в администрации города N. Я, пытаясь донести основую мысль доклада, постоянно говорил: "Ну это понятно и так ... тут мы пропустим... это очевидно....", при этом успел высказать, как мне показалось основное, что было сутью моего доклада. После выступления был ммм .. банкет :). Слово взял один авторитетный товарищ, который сказал примерное следующее: "...и все бы хорошо, если бы не один очень умный коллега, который в своем докладе постоянно говорил ну это понятно. А мне вот например вообще непонятно."

После этого я постарался в докладах объяснять всё, что в них написано и подразумевать, чт людям вообще ничего непонятно.

Так вот мне кажется, что:

1. Есть смысл писать простые вещи, так как это расширит аудиторию наших читателей, да и просто пользователей, которые не знакомы со спецификой темы e-l. Простого много не бывает. Знаешь/неинтересно - пропусти.
2. Чем больше мы пишем простых вещей про e-learning, тем большее количество не погруженных людей перестают смотреть на нас со странным прищуром. Примерно как на алхимиков. Или на шаманов :). Для них все эти наши стандарты, подходы и схемы до лампочки, они хотят "шоб работало".
3. Читать зарубежные специализированные статьи обычные пользователи (да и многие специалисты кстати) едва ли будут. Им нужна простая и понятная трансляция смысла e-l, положенная на русский язык.

Ну и потом. Это частный блог, в котором мы транслируем те мысли и темы, которые ближе в данный момент времени именно нам. Тут см. п.1 :)

Так что я думаю, что появление большого количества простых постов про e-learning - это скорей плюс для нашего блога, нежели чем минус. В тоже время разумеется надо анализировать международный опыт и при описании простых вещей находить подтверждение в иностранных источниках.
среда, 24 февраля 2010 г.

Влияние эмоций на обучение

     Я часто сталкиваюсь с тем, что у людей, тесно работающих, и мысли начинают двигаться в одном направлении. Как раз в праздники мне пришла идея порассуждать в рамках блога на тему влияния и управления эмоциями пользователей, привести классические исследования влияния эмоций на память и свести к некоторым рекомендациям работы с контентом. Александр уже начал эту тему, ну что ж… перенимаем эстафетную палочку. :)

Приведу описание эксперимента Бима.

     Эмоции оказывают избирательное действие на процесс научения, способствуя установлению тех связей, которые каким-то образом соответствуют содержанию испытываемой эмоции. Об этом говорит, в частности, эксперимент, проведенный Бимом. Испытуемые в его опытах выполняли два вида заданий: заучивали ряд бессмысленных слогов, и, кроме того, у них вырабатывали условную эмоциональную реакцию на световой раздражитель, который предвосхищал болевое воздействие (выработка условной кожно-гальванической реакции); условным раздражителем было зажигание лампочки, а безусловным (подкреплением) — удар током. Второе задание, которое заключалось в усвоении того, что световой сигнал предвосхищает опасность, отличалось от первого тем, что его усвоение было опосредствовано тревогой (человек учился бояться света).
    Исследование проводилось в двух разных условиях:
в нейтральных, а также в условиях, вызывавших тревогу. Источником тревоги был университетский экзамен или участие в представлении перед большой аудиторией (исследование проводилось непосредственно перед экзаменом или выступлением).

Рис. 4а(слева) Первое задание в эксперименте Бима – ассоциативное научение (слоги)

Рис. 4б (справа) Второе задание в эксперименте Бима – эмоциональное научение(тревога); выработка условной кожно-гальванической реакции

     Основной результат, полученный в этих исследованиях, заключался в том, что в условиях тревоги заучивание слогов происходило хуже, чем в нейтральных условиях (больше ошибок, больше повторений), тогда как усвоение сигнала опасности — лучше, чем в центральных условиях. Можно предположить, что повышение уровня тревоги облегчает заучивание таких реакций, выработка которых опосредствована тревогой (Beam, 1955). Однако это не означает, что облегчающее влияние тревоги обнаруживается только при заучивании реакций, опосредствованных тревогой (или страхом). Как считает Спенс, тревога способствует усвоению всех реакций, если заучивается легкий материал.

А теперь некоторые выводы, что из этого мы можем использовать в рамках e-learning.

1. Эмоции, как уже было отмечено Александром, действительно влияют на эффективность запоминания материала.

2. Контент, который совпадает с испытываемой пользователем эмоцией, запоминается лучше. А так как основная цель электронных учебников – передать информацию, научить, то эффективность запоминания чрезвычайно важна.

Жаль, что указанный эксперимент проводился при формировании негативных эмоций. Результаты действия положительных эмоций были бы очень интересны (но негативную эмоцию искусственно в целях эксперимента сформировать легче).

Исходя из описанных экспериментов, например, в курсе по пожарной безопасности предаваемая и информация усвоится лучше, если предварительно сформировать у пользователя тревожное состояние (при помощи иллюстрации какой-либо реальной истории, которая стала результатом отступления от инструкции).

Но насколько это гуманно? Где гарантии, что пользователь воспримет это погружение в эмоциональное состояние именно так, как предполагал разработчик?

Если все таки удаться погрузить в это состояние, то что делать дальше? Оставлять пользователя в состоянии тревоги не стоит.

Безусловно, вопросов множество и найти универсальный способ их разрешения, к сожалению, невозможно.

P. S. Описание и графики эксперимента взяты отсюда.

Задействуем нейроны при разработке электронных курсов

Отниму немного хлеба у Натальи Долговой…:)

На первом вебинаре Натальи, один из пользователей активно писал в чат, что главное, чтобы контент на слайде не вызывал отрицательных эмоций. А так уж и плохо ли это?

Самое интересное, мы очень часто говорим об эмоциях в курсе, об их важности и необходимости, но тем не менее в большинстве курсов (в том числе и иностранных разработчиков) включение эмоций отсутствует (иногда сами разработчики не решаются или им просто не хватает компетенций, иногда к этому не готов заказчик).

Пока видно, что основным аргументом необходимости эмоций является скорее интуиция (по крайней мере так у меня). Но интересно знать, что же там на уровне мозга и его нейронов, миндалин и прочего, а также какие есть реальные способы включения эмоций в электронных курсах.

Amygdala

Пока нашел свеженькую статейку на theelearningcoach.com. Статья первая из трех, поэтому надеюсь вынести из этого что-нить. Интересные мысли:

  • Повышенное эмоциональное возбуждение после обучения влияет на силу памяти для изученного события (во всем виноваты миндалины:)).
  • Чтение эмоций других людей происходит за счет мимики, жестов, поз и тона голоса (уже что-то, реально можно использовать в электронных курсах).
  • Уж померить то эмоции в ближайшем будущем (пока не появятся компьютеры с измерителями давлений, температуры, строения мозга:)) в электронных курсах  не сможем…

Принятие решений по принципу “Верховенства пальца”

P.S. Наталья, если пользуешься какими-то способами, обоснованными с точки зрения нейрологии, поделись…

P.S.S. Рисунок взят из вышеупомянутого поста.

понедельник, 22 февраля 2010 г.

Мечта школьников

Я помню те времена, когда учась в школе, в математическом классе, заходя в тупик при решении каких то задач обращался к силе интернета и рыскал в поисках решений (помню даже фрилансеры отыскивались по решению задач).

Что сейчас? Те же форумы? На хабре наткнулся на статью в которое описывается некий ресурс “+пи”, позиционирующий себя как интернет-решебник. Решебник, естественно, реализован в форме вики?

Теперь вопрос, нужно ли это? Полезно ли это? “Он помогает только лентяям”? “Это место, где одаренные школьники могут проявить себя”?

Как вы относитесь к таким вот начинаниям?

суббота, 20 февраля 2010 г.

Как можно делать деньги на SCORM

Некая компания располагающаяся по ту сторону океана на своем блоге опубликовала список из 30 доменных имен содержащих в себе… аббревиатуру SCORM.

В посте автор кратко объясняет что такое SCORM и какое у него светлое и доходное будущее…

Популярность стандарта на лицо:) Так что выбирайте SCORM –это ваше будущее.

четверг, 18 февраля 2010 г.

Искусственный интеллект на службе у e-learning

Вообще принято считать, что в e-learning использование различных форм интерактивности очень ограничено. В самом деле, каким образом можно дать пользователю реальную возможность проявить себя и свою индивидуальность в курсе? Он может разве что ткнуть куда-нибудь мышью, перетащить объект с места на место, ввести с клавиатуры несколько слов - вот и все. Для каких-то более сложных интеллектуальных манипуляций требуется живой человек, который был бы способен анализировать активность обучаемого и адекватно реагировать на его действия. Однако с развитием современных информационных технологий и искусственного интеллекта дело вполне может подвинуться к тому, что этот живой человек и не понадобится. Скайнет наступает, да. =)

Для иллюстрации своей мысли мне бы хотелось рассказать о любопытной находке, недавно сделанной мной на просторах интернетов, - весьма необычной и казуальной игре «Faςade», разработанной в жанре «интерактивная драма». Игра выглядит намеренно упрощенной и явно сделана за три копейки, но зато прекрасно демонстрирует небезынтересное для e-learning применение искусственного интеллекта во взаимодействии компьютера и пользователя.

facade screencapПо сюжету персонаж игрока попадает в самое пекло семейного скандала между своими женатыми друзьями, которые призывают третью сторону конфликта в свидетели и судьи. В зависимости от его реплик супруги могут либо помириться, либо разругаться окончательно, либо просто выставить постороннего за дверь, как это произошло со мной не надо было говорить мужу, что это он во всем виноват. Никакого выбора из нескольких предложенных вариантов ответов - пользователь совершенно самостоятельно вводит свои реплики с клавиатуры, стараясь применить все отпущенные ему дипломатические способности для спасения незаладившегося брака. В свою очередь, персонажи-собеседники очень живо реагируют на любые ваши фразы и ведут с вами вполне осмысленный диалог, в чем можно легко убедиться (игра распространяется бесплатно).

Вывод, в общем, понятен: с помощью подобного «симулятора общения» можно создавать обучающие продукты для отработки любых коммуникационных навыков, будь то ведение переговоров, общение с клиентами, продажи, проведение совещаний/собеседований или что угодно еще. Ведь в реальном общении не ограничишься тремя-четырьмя вариантами выбранных фраз, а алгоритм, примененный в «Faςade», предусматривает практически любой вариант развития диалога. Увы, примеров подобных курсов мне найти не удалось, хоть я не сомневаюсь, что забугорные коллеги наверняка что-то такое ваяют (буду, конечно, очень благодарна за ссылки на подобные продукты - гугл ведь тоже не панацея).

Главные сложности, которые видятся мне на светлом горизонте этого направления – потребность в очень серьезном и качественном анализаторе текста, который на коленке не напрограммишь, и, как следствие, длительная разработка (та же «Faςade» создавалась на протяжении нескольких лет). Но даже если такие проекты существуют на правах эксперимента – это огромный шаг для e-learning в общем и индустрии serious games в частности.

среда, 17 февраля 2010 г.

Анализируя вебинар про традиционный пошаговый электронный курс

Несколько часов назад провела свой первый в жизни вебинар.

Расскажу об ощущениях: сначала было необычно и несколько страшно, так как не видишь аудиторию, которой вещаешь, не видишь их реакции. Обратную связь получаешь не сразу, и это может быть заметно по активности участников вебинара.

С моей стороны проявлялось волнение… ощущение, что мысли куда-то быстренько разбежались… Но ничего – Собралась! И как мне кажется, вебинар удался. И очень рада, что технические моменты нас не подвели.

Теперь о содержании. Посмотреть презентацию вебинара можно здесь:

Само понятие традиционной пошаговой формы нами было определено как пошаговое предъявление слайдов, содержащих текстовую и графическую информацию. То есть описана наиболее часто встречающаяся форма электронного курса и обозначена как традиционная.

В результате проводимых опросов выяснили, что изначально 70% участников вебинара не считают традиционную форму банальной, к концу вебинара количество таких мнений возросло до 95%.

В рамках вебинара была собрана копилка способов, с помощью которых мы можем привлечь пользователя к активности.

Е. Ю.: в тексте использовать вопросительные предложения
Т. К.: дискуссия по проблеме
В. Г.: тестирование
Е. Ю.: интерактивность - лучший способ дискуссии с курсом
В. Л.: харизма автора и талант разработчиков :)
Т. Л.: предложить восстановить смысловую последовательность текста например
А. Г.:выбрать нужное, чтобы вставить в определение и т.п.
О. Г.: переход к дальнейшему изучению только при условии ответа на некоторые тестовые вопросы.
С. Я.: включать интерактивные объекты (тренажеры, симуляторы и т.п.)
В. Г.: решение каких-либо задач
А. Р.: разрушить стереотипы обучаемого...
О. И.: попросить разложить предложенные идеи по порядку с его точки зрения
Ю. Т.: тестирование заданного уровня освоения материала
Т. Л.: приводить собственные примеры по теме

Видим, что ответы участников касались как конкретных способов привлечения пользователей к активности, так и изначально заданных параметров (харизма автора и талант разработчиков). Это замечательно, что указанные вопрос был рассмотрен с разных сторон.

И вообще хочется поблагодарить участников за их активную работу и поддержку.

До встречи в виртуальном пространстве :)

вторник, 16 февраля 2010 г.

Что такое учебный портал, вернее как туда попасть? Часть 1. Плакаты

Итак, вы внедрили таки себе систему электронного обучения. Что теперь? Теперь нужно, чтобы пользователь зашел на портал:)
Этим постом я начну небольшую серию про то, какие существуют методы внутреннего продвижения учебного портала.
Плакат (постер). Относится к офлайн рекламе и расклеивается в офисах и других помещениях компании. Существует несколько видов плакатов, которые хорошо подходят к заданной тематике:
  • Агитационные
  • Интригующие
  • Информационные
  • Рекламный (в том числе имиджевые)
Агитационные
Думаю здесь сразу на ум придут старые советские плакаты (которое являются передовиками в своем виде). Касаемо учебного портала можно просто копировать лозунги слегка изменяя содержание.

…которые легко можно интерпретировать на нашу тематику. В первом примере, в вверху “Неграмотный сотрудник – позор для компании”, низ оставить, для недосказанности. Во втором примере внизу “ОПЫТ в форумах и блогах”.
Также это могут быть плакаты направленные не на весь портал в целом, а к примеру на агитацию одного из курсов.


Интригующие
На мой взгляд один из самых эффективных и креативных способов рекламы портала. Заинтриговать = замотивировать на первой стадии (чего в полне достаточно для клика).

Примеры:
  • Иллюстрация диалога сотрудников (типа “А Васечкин то даже курс не прошел”) – т.е. иллюстрация идеалистической ситуации, которая может задеть пользователя.
  • Кто первый найдет ключ в курсе по “Внутреннему маркетингу”, тот получит приз – т.е. материальная завлекаловка.
Информационные, рекламные, имиджевые
С точки зрения примеров здесь проще, вы рекламируете продукт (прямая реклама). Это круто потому что… Здесь можно сделать то-то то-то… Порталами на таком-то ПО пользуются сотрудники таких то крутых компаний.

Итак, плакат – это один из самых эффективных и дешевых способов рекламы учебного портала.
Ссылки на картинки: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
P.S. в данном посте речь идет именно о том, как завлечь на портал, а не удержать там.
понедельник, 15 февраля 2010 г.

Подготовка материалов. Всё для лентяев.


Собираясь написать очередной пост, а написать я его хотел про программное обеспечение для проведения вебинаров, своего рода обзор доступного софта, наиболее заметных ресурсов с уже накопленным багажом проведенных выступлений, рекомендациями по эффективному проведению вебинара, а также собственными мыслями относительно эффективности данного тула, подумал о такой штуке: когда некто вроде меня готовится написать пост или выступить с рассказом о том или ином направлении (к примеру, про те-же самые вебинары) аудитории, которая о предмете ничего не знает, или знает очень мало, что он (я :)) начинает делать?

А начинает он делать следующее – он начинает искать информацию по теме, делать подборки ссылок, скриншоты, попутно тестируя объекты выступления, изучая их в неком приближении. В итоге получается пост (презентация, статья). К найденному добавляются собственные впечатления и отношение. Ура.

Теперь мысль: начиная с момента, когда принято решение о написании (формировании материалов для выступления) автор начинает невероятно активно обучаться, исследовать уже накопленный чужой опыт, аккумулировать свой, имеющийся у него на данный момент и за короткое время узнает столько, сколько нужно для выстраивания логически законченного материала и даже более того. После чего публикует его (рассказывает на своем очном выступлении).

Так вот, те, кому он рассказывает (кто читает) выступают в роли «лентяев», у которых нет энергии найти и обобщить самостоятельно, они готовы выслушать чужой опыт, чужие мысли и чужое отношение к объекту исследования. В самом деле, когда меня просят рассказать, что же такое вебинары (к примеру) мне это не сложно, но ей богу сделать вот так и вот так очень очень очень просто :). В этой связи мне очень нравится выражение «погугли».

В контексте сказанного мне представляется, что самое эффективное обучение – самостоятельное исследование, тогда как пассивное выслушивание (чтение) чужих мыслей – более гхм … скромный способ получить эти самые знания.

В контексте e-Learning это может означать вовлечение обучаемого в процесс исследования знания (портфолио), написание своего отношения к этому знанию (эссе) а также подача материалов не в явном, «разжеванном» виде. Всё остальное – «для лентяев» :).

PS: Теперь собственно про вебинары – вот несколько ссылок, которые возможно самостоятельно исследовать, определить своё к ним отношение, сформировать своё уникальное знание о предмете и поделиться с окружающими :)
  1. Определение вебинара на Wikipedia
  2. Каталог инструментов и сервисов для проведения вебинаров (pdf), опубликованный компанией Smart-education
  3. Пособие по проведению вебинаров
  4. 10 советов по организации успешных вебинаров (настолько успешный пост, что будучи написан в 2006 (!) году подвешен также и на портале v-class.ru)
  5. Другие статьи по организации вебинаров на v-class.ru
  6. Каталог вебинаров (странно, ссылаются вроде на v-class, вместе с тем в анонсах нет заявленных на v-class вебинаров)
PPS: Картинку скопипастил с этого блога. Правда не уверен в авторстве именно этого молодого человека :).
пятница, 12 февраля 2010 г.

Авторский инструмент разработки для реальных авторов

Есть ли у авторов учебного контента, АВТОРский инструмент разработки курсов?
Под авторами я понимаю реальных людей которые пишут контент, являются экспертами или преподавателями в различных областях знаний, т.е. те люди, которые в большинстве своем, имеют слабое представление о технологиях разработки электронных курсов (по крайней мере в реалиях нашей страны).
Мне очень понравилось высказывание Игоря Манна в его книге “Маркетинг на 100%”:
Интернет – это лишь один из маркетинговых инструментов. Агентство, с которым вы работали, на данном этапе следует перестать слушать. Они - фанаты Интернета. Для них Интернет это всё. Для вас лишь часть маркетинга.
В принципе тоже самое можно переложить и на автора курса, которому необходимо знать технологии ровно столько, сколько требуется.
Работая продолжительное время “около” ВУЗа я сложил для себя образ современного (реального) автора курса. В нем, к сожалению, использование передовых технологий далеко не сверкает. Однако, есть и иная сторона медали – у автора есть потребность в инструменте разработки! Это уже хорошо!
Как вы считаете, каким инструментом (программой) автор (как правило преподаватель) обязательно должен владеть (и по большей части владеет) для создания учебных материалов? Правильно, MS PowerPoint.
Во многих современных средствах разработки есть собственный импортер из PP. Это благо, но, как правило, сами авторы не пользуются сторонними инструментами, и если кому-то нужно создать курс из его PP презентации, то это делают определенные специалисты, от чего соль этого импорта – быстрота создания курса пропадает.
У Adobe есть собственный разработчик быстрых курсов (не тренажеров, Captivate его я не беру в расчет) – Presenter, который устанавливается как надстройка на PP. Скачал себе триальную версию, что бы проверить, что за зверь.
Зверь оказался добрым и ласковым:) С дружным интерфейсом от MS. И минимальным набором необходимых инструментов.
Не буду расписывать плюсы и минусы, пост и так получается большим, скажу, лишь, о приятностях:
  • на лету можно записывать аудио-комментарии,
  • управлять импортированными swf-ками
  • вставка тестов
  • возможность импорта (SCORM, PDF)
  • мгновенная публикация на сервер (правда только на Adobe Connect)
  • настройка отправки отчетов в LMS
Пожалуй все, не беру в расчет захват видео, он менее популярен.
В целом – неплохой инструмент для автора.
Идем смотреть в прайс. Ба.. 500 баксов за надстройку… Многовато по-моему (хотя у Adobe весьма солидные скидки для образовательных учереждений), если учесть, что нужно иметь под рукой PP.

P.S. кстати, проверял работоспособность SCORM-пакета в WebTutor, работает нормально, результаты тестов передает.
P.S.S. выходной формат плеера курса, если публиковать в SCORM – флэшевский (SWF), т.е. iPad не потянет:))))
четверг, 11 февраля 2010 г.

Историческое значение игр

Все ли дети любят школьные уроки истории? По моему собственному школьному и преподавательскому студенческому опыту – нет, совсем даже не любят. Их можно понять: бесконечные даты, короли с одинаковыми именами, вереница неинтересных нудных событий, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Зато дети, особенно те, что постарше, любят игры, особенно те, что компьютерные. И это тоже вполне объяснимо.

Почему бы не совместить приятное с полезным?

Можно прекрасно выучить Гражданскую войну в США по учебнику, можно – по "Унесенным ветром", а можно – по стратегиям-реконструкциям South Mountain, Gettysburg, Antietam. Я говорю не о специальных образовательных проектах, а обычных, коммерческих играх, основанных на реальных исторических событиях - как правило, военных, поэтому и жанры у них соответствующие: в основном это стратегии в реальном времени (RTS), варгеймы, шутеры. Есть и глобальные стратегии, где пользователь получает возможность не только воевать, но и созидать: управлять государством в определенных исторических условиях (Europa Universalis, Total War). Реже встречаются симуляторы – например, авиационные («Красный Барон» - леталка на тему I Мировой Войны) или градостроительные (Imperium Romanum - реконструкция Древнего Рима). Отдельно можно упомянуть игру «Age of mithology», по которой можно смело восстанавливать события древнегреческого эпоса. Перечислять, в общем, можно долго.

Игры такого рода, разумеется, не относятся к категории "серьезных". Просто иногда разработчики тщательно подходят к созданию игровой легенды: в помощь сценаристам и художникам привлекаются консультанты-историки, в играх фигурируют реалистичные географические карты, аутентичное оружие и форма, реконструированы правильный порядок расположения войск и реальный ход военных операций.

Конечно, доскональная историческая точность соблюдается в играх довольно редко (хотя такие примеры есть) - все-таки здесь она не является первостепенной целью. Лично мне не доводилось видеть исторические компьютерные игры, специально разработанные с исключительно учебными целями. Возможно, плохо искала. =) Поэтому получение знаний является лишь побочным, хоть и крайне полезным эффектом игрового процесса и целиком остается на совести создателей. Многие разработчики, к счастью, не забывают об образовательно-просветительском аспекте и включают в геймплей и энциклопедическую часть, давая игроку очень даже исторические сведения о событиях, которые разворачиваются в сюжете. Но самое главное - каково вовлечение! Неинтересные персонажи с ничего не говорящими, наполеонотамерлановскими именами оживают и начинают творить историю, а игрок получает возможность окунуться в атмосферу былых героических подвигов и повернуть время вспять. Даже самый харизматичный учитель не добьется подобной отдачи на обычном уроке.

Практически вся мировая военная история охвачена игровой индустрией. Ни одна заметная эпоха, ни одно крупное противостояние не укрылось от внимания ушлых геймдевелоперов – начиная с античных войн и заканчивая чеченскими кампаниями. Ну а раз так, почему бы учителям не поставить детские развлечения на службу душеспасительным образовательным задачам?

балун2

Если серьезно, то тема эта перспективна и вовсю поднимаема во всем своем историческо-культурном контексте – как-никак, даже диссертации пишутся.

Картинка с прогрессивной учительницей утащена отсюда.

среда, 10 февраля 2010 г.

Остались интеллектуальные навыки

В предыдущих своих постах я начала развивать тему о формировании навыков с помощью электронного обучения.

На основе приведенной классификации осталось рассмотреть формирование интеллектуальных навыков.

Видится мне, что с помощью электронных курсов сформировать определенные способы решения интеллектуальных задач значительно легче, чем двигательные навыки.

Наиболее очевидным мне кажется пример изучения математики или геометрии. Когда я училась в школе, изучая геометрию, я могла объяснить решение каждой задачи – на основе какой теоремы строиться ее решение. Несколько лет спустя я пришла работать в школу. По роду своей деятельности зашла в конце урока в 7 класс, шла контрольная работа, на доске были написаны задачи. Дожидаясь окончания урока, смотрела на доску и пришла к выводу, что я могу решить указанные задачи, даже объяснив почему (например подсчет смежных углов), но я абсолютно не помнила на основе каких теорем и аксиом должно решаться именно так.

В этом и заключается смысл интеллектуального навыка – мы настолько “привыкаем” к определенному способу решения задач, что со временем не задумываемся как и почему именно так решается.

НО: есть обратная сторона этого процесса. И заключается она в гибкости мышления каждого отдельного человека – его способности решать одну и ту же задачу разными способами. Этим во много человек отличается от машины, способностью решать задачи разным способом.

Что-то я увлеклась… вернемся к формированию интеллектуальных навыков с помощью e-курсов. Я думаю, мы, как разработчики, ДОЛЖНЫ давать пользователю навыки решения определенных задач, по крайней мере на это направлены большинство (как мне кажется) электронных учебных курсов.

На сем этот многосерийный фильм заканчиваю…

P.s. картинки взяты отсюда и отсюда

вторник, 9 февраля 2010 г.

Без очереди. Выбор Twitter клиента для коммуникатора


Пролезу пожалуй без очереди :)

Влез в Twitter, оторваться немогу. Не думал, что настолько интересная штука окажется. Так, для баловства пробовал.

Оказалось - настолько удобный инструмент отслеживания новостей, мыслей, действий людей и сообществ, которые тебе интересны. А также быстрого вброса информации от себя.

Ну да разговор не про прелести твиттера, и даже не про его связь с процессом обучения :) Про это может позже.

Хочу поделиться опытом. Я - активный пользователь коммуникаторов. Люблю, когда всё в одном месте и под рукой. В мой последний дивайс HTC HD2 оказался встроен twitter клиент. Казалось бы - ура. Поначалу и было "ура", но со временем стали выявляться недостатки: нельзя (или неразобрался как) короткие урлы генерить, неудобно тыкать в ссылки твитов пальцем (в HTC HD2 стилуса не предусмотрено, так как экран ёмкостный), ну и ключевой - нельзя вести сразу два аккаунта (мы решили, что у нас также будет один корпоративный твиттер).

Сделал соответствующий поиск в соответствующем форуме.. Выдалось на удивление много различных программ.

Остановился на одной - moTweets. Есть еще ветка, где можно скачать русскоязычную версию.

Всё, что надо есть: поддержка нескольких аккаунтов, удобный интерфейс, скины, очень удобный просмотр сообщений, короткие урлы. В общем всё, что душе ...
Из минусов: бесплатная версия кажет рекламу и вроде ограничивает количество сообщений. Впрочем это решается за 4$. Не так много за радости без рекламы :)

Вот теперь "ура".
Как говорится, если хотите поговорить об этом... :) @100Helsov

Картинка: приехала отсюда

Педагогический дизайн – процесс или результат?

… такой вот вопрос встал у меня, когда я попытался таки дать определение тому самому словосочетанию, которое в последнее время стало предметом жарких дискуссий…

Ну почему за невежество теперь не стыдно? Т.н."е-лернинг".

Фантом «Педагогического дизайна»

Что такое педагогический дизайн?

Педагогический дизайн. Основы. - Модель ADDIE

Правда пока в основном обсуждается, кто ж такой Педагогический дизайнер и что он должен делать?

Но я предлагаю начать с того, что же такое педдизайн. Наверняка у многих уже есть какое-то собственное или переведенное определение данного термина, но тем не менее какого-то консолидированного мнения я пока не встречал.

ist2_7112653-solution

Чтобы не усложнять и для того, чтобы все наши дискуссии приняли какой-либо материальный вид, я предлагаю совместно оформить статью на википедии.

Надеюсь (уверен) статья разрастется, но самое сложное, это дать определение педдизайну.

Я пожалуй и начну.

P.S. пока предположу таки, что это процесс.

P.S.S. картинка отсюда.

понедельник, 8 февраля 2010 г.

Тиражные решения в eLearning


Давайте сегодня поразмышляем о таком направлении на рынке разработки программного обеспечения, как тиражные решения.

На примере разработки веб-сайтов могу сказать, что это направление прогрессирует сочетаясь с рынком SaaS решений. К примеру компания 1С-Битрикс к настоящему моменту предлагает уже аж 4 штуки. Есть мнение, что это только начало. К концу года мы будем иметь тиражное решение "Сайт слесаря 3-го разряда" или "Сайт госслужащего в ранге не ниже заместителя начальника департамента Х" с встроенным калькулятором процентов :).

Кстати, коллеги практически уже начинают наступать на пятки разработчикам eLearning решений.

Хорошо это или плохо? С точки зрения рынка заказных разработок наверное не очень. С точки зрения быстрого и недорогого старта сервиса для узкопрофильной компании, наверное очень.

А могут ли иметь место в eLearning такие тиражные решения? Что можно тиражировать? Куда и что можно узко заточить? Будет ли этот сервис востребован? А в сочетании с SaaS сервисом?

На рынке кстати уже есть подобные примеры. Агентство ВЭП трудится на рынке в том числе электронного обучения, тестирования и аттестации для банковских работников. И SaaS и тиражное решение в одном флаконе. Подозреваю, что если на рынке они с 1998 года, то их бизнес процветает.

Почему бы к примеру не взять не менее многочисленные и обеспеченные отрасли и не сделать решения специально для них? Скажем медицина, фарм-фирма и её туча представителей со своим полагающимся им авто и компьютером? А дилеры производителей автомобилей с их вечной потребностью быстро вникать в преимущества выпускаемых моделей?

Для разработчиков и их вендоров это было бы поводом более дешевого входа к клиенту, ну и для клиента более понятным с точки зрения финансов, сроков и начала конкретных действий.

Каково ваше мнение на этот счет?

Картинка: Не знаю кто автор, взял прямиком отсюда
пятница, 5 февраля 2010 г.

Изменения которые вам должны понравиться

Коллеги, как и обещал в первом посте этого года мы начали потихоньку реализовывать наши планы по повышению полезности данного ресурса. В частности теперь мы пишем в соответствии с днями недели, в следующем порядке и направлениях:

  • Понедельник – Валерий Леонтьев (как самый опытный:) из нашей компании пишет о взаимодействии с клиентами, об интересных случаях из его практике и, возможно размышления о концептуальных темах)
  • Вторник – Александр Рябинин (все что касается педдизайна и разработки курсов, а также идеи связанные с описанием эффективности электронного обучения, и…, возможно размышления о концептуальных темах)
  • Среда – Наталья Долгова (наш психолог:), поэтому, все что касается психологических аспектов электронного обучения)
  • Четверг – Юлия Балинова (вся наша жизнь – игра, эту тему мы не могли обойти, поэтому игровое обучение и визуализация)
  • Пятница – Александр Рябинин (рассматриваем практические ситуации по разработке курсов в различных редакторах, работе в различных LMS, а также подготовка сценариев для электронных курсов) – сегодняшний пост - исключение

Конечно этот график не является каким то законом, подход к написанию статей у нас свободный и мы можем к примеру, если есть мысли которые очень хочется высказать “залезть” в чужой день:)

Пока так, возможно что-то поменяется, но сейчас, если вас интересует какая-то определенная тематика, вы знаете чего вам ждать в какой день:)

Так же мы ввели рубрики, для того, чтобы удобнее было выбирать интересующий материал (облако ушло вниз страницы).

Надеюсь вам будет интересно и комфортно просматривать то, что мы тут пишем:)

Ну очень реальные игры

Мне давно хотелось коротенько написать о таком популярном у них и полудохлом у нас явлении, как Аlternative Reality Game (игры в альтернативной реальности), более известном как ARG.

Как любезно сообщает нам википедия, игра в альтернативной реальности – это «интерактивное повествование с игровыми элементами, использующее в качестве платформы реальный мир». Она основана на определенной сюжетной интриге и объединяет большое количество участников, с которыми взаимодействует посредством различных медиа-элементов: интернета, телефона, sms, электронной почты и любых других средств общения. В ARG виртуальность переплетается с реальностью, где используются различные источники получения информации, виды взаимодействия и локации. Постепенно игроки «раскручивают» сюжетную линию, причем до последнего момента они и знать не знают, что являются частью одного спланированного действа, управляемыми невидимыми кукловодами.

В основном ARG, будучи идеальным вирусняком, создаются для продвижения какого-либо продукта или бренда - от автомобилей до дезодорантов; реже – ради чисто коммерческих целей. Часто ARG призваны баламутить воду вокруг готовящегося к выходу фильма («Монстро», например) или нового сезона телешоу (игра «Lost Experience», подогревающая интерес к сами_знаете_какому сериалу).

Вопрос, каким же образом такие игры могут пригодиться в обучении, можно считать риторическим. В процессе увлекательного приключения, разжигающего любопытство и побуждающего мозг к напряженной работе, человек способен походя, без малейшего труда впитать огромное количество информации и приобрести нужные знания, умения и опыт. Не говоря уже о том, что включается творческая, креативная сторона натуры, чего никогда не добиться с помощью традиционного e-learning; в довершение всего разработка такого рода игр не требует больших затрат и апеллирует скорее к фантазии, чем к деньгам. Я уверена - ARG может поднять обучение как таковое на совершенно невиданные высоты.

Практика показывает, что ARG вполне бывают serious, и еще как. Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров наиболее известных серьезных игр этого жанра, не останавливаясь на подробных описаниях сюжета и геймплея (благо все это можно увидеть на официальных сайтах проектов).

Самая популярная серьезная игра в альтернативной реальности – это «World Without Oil», привлекающая внимание к актуальной проблеме ожидающего нас дефицита нефти. . В том же экологическом направлении действует Tomorrow Calling, посвященная защите окружающей среды и призывающая игроков задуматься о будущем планеты. Футуристическую тематику также развивает игра Superstruct, предлагающая конструировать ближайшее реалистичное будущее (кстати, автор у нее тот же, что и у «World Without Oil» - гениальная барышня Джейн Макгонигал). Пример ARG, прививающей гуманистические ценности - благотворительная игра Traces of Hope: история 16-го африканского юноши, пострадавшего в гражданской войне и разыскивающего свою мать с помощью участников игры. Созданная при поддержке Европейской Комиссии ARGuing была призвана замотивировать европейских студентов к изучению иностранных языков, а The Black Cloud озабочивает участников проблемой качества атмосферного воздуха. Воистину, тематика – бесконечна, сюжеты – неисчерпаемы, перспективы – захватывающи.

И напоследок – небольшой факт, иллюстрирующий применение методики альтернативной реальности в работе крупной корпорации. Остроумное применение ARG в реальной жизни нашел, простите за каламбур, Google, который однажды замутил настоящую интригу с объявлением о приеме на работу. Чтобы выяснить тот простой факт, что компании требуются сотрудники, любопытствующим необходимо было сперва написать программку, потом решить задачку, затем разгадать загадку, сделать ряд каких-то еще не менее захватывающих вещей - и только тогда самые смекалистые выходили на адрес почты, куда требовалось выслать резюме. Прекрасный способ выявления компетентных соискателей, не находите? =)

четверг, 4 февраля 2010 г.

Kindle запрещают для использования в американских колледжах

Не так давно отшумел выход на рынок е-ридеров Kindle. Алексей Корольков в своем блоге не раз писал про этот аппарат и возможность использование оного в обучении.
Но некоторые активисты США так не считают и добились таки запрета использования в классах американских колледжей.. Почему? Аргумент простой - навигация Kindle не адаптированная для слабовидящих учеников.
Вообще там завязалась нешуточное противостояние по этому поводу с участием Министерства Юстиций США, адвокатских контор и активистов.

Источник.

Если отбросить мысли о менталитете американских граждан, то позиция весьма странная, думается для слабовидящих должны разрабатываться специализированные аппараты. Хотя в любом случае, приятно, что о слепых там заботятся.
среда, 3 февраля 2010 г.

Развитие двигательных навыков с помощью электронных курсов


Продолжим размышления о развитии навыков с помощью электронного обучения.
Дошла очередь до двигательных навыков.
Двигательный навык — способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении.
Поразмыслив над тем, каким навыкам вне персонального компьютера мы, как создатели e-курсов, можем научить пользователя, пришла к выводу, что таких примеров почти нет.
Писать, танцевать, управлять автомобилем человек не может научиться с помощью электронного обучения. Точнее мы можем рассказать и показать, как это делать, то есть сформирвать первоначальные представления, а довести эти знания до автоматизма человек может либо самостоятельно, либо в сопровождении тренера, инструктора.

Единственное, что можем отработать до автоматизма - те навыки, которые связаны с работой на ПК, например, скорость печати на клавиатуре, использование софта и другие.

Коллеги, как вы думаете каким навыкам можем реально научить? Приведите примеры.
вторник, 2 февраля 2010 г.

Где брать иллюстрации для электронного курса?

Где вы берете иллюстрации (не логотипы, не фотографии) для разрабатываемого электронного курса? Варианты ответа:

  1. Рисуете сами.
  2. Заказываете на аутсорсинг.
  3. Ищите в интернете.
  4. Скачиваете в специализированных стоках бесплатно.
  5. Покупаете в платных стоках.

Уверен, что все варианты набрали бы некоторое количество голосов.

На самом деле все варианты являются обоснованными, кроме №3. Как мне кажется 3 вариант можно использовать лишь в том случае если случился творческий стопор.

Все остальные варианты имеют свои плюсы и минусы..

Рисуете сами.

doktorДанный вариант возможен (если вы конечно не оканчивали художественную школу или не рисуете от бога) только в случае подготовки схем, диаграмм графиков. Совет – даже не начинайте рисовать иллюстрацию для курса, если вы этого никогда не делали, иначе либо вы убьете уйму времени и ничего у вас не получится, либо вы потратите все ту же уйму времени и нарисуете то, что понравится вам (так как это ваша первая иллюстрация), но, естественно не очень понравится пользователям, что будет являться серьезным демотиватором.

Вывод: рисуйте на досуге, если что-то получится, развивайте навык, но не в курсах (по крайней мере первое время).

Заказываете на аутсорсинг.

ill1

Видимо первое что приходит на ум при слове “аутсорсинг” – это дорого. Это так и не так:) Конечно все зависит от статуса курса и сложности самой иллюстрации, но однозначно то, что если вы заказываете что-то на аутсорсинг, то заказывать нужно все иллюстрации (по крайней мере в рамках одного курса).

К тому же заказать одну иллюстрацию гораздо дороже, нежели брать их оптом.

Вывод: заказывайте иллюстрации на аутсорсинг, если курс редкообновляемый, если курс будет продаваться, если необходима внутренний PR, если у курса ББ (большой бюджет).

Ищите в интернете

Только для пищи размышлений.

Скачиваете в специализированных платных или бесплатных стоках

Главное преимущество – это то, что сам сток вам может подсказать какую лучше иллюстрацию вставить. К тому же это экономит массу вашего времени. Как правило на хороших платных стоках иллюстрации весьма неплохого качества. Поиск можно осуществлять по ассоциациям (полезно при ограниченном творческом ресурсе).

В блоге elearning coach расписаны 10 причин, по которым необходимо пользоваться именно стоковыми иллюстрациями и фотками.

К сожалению в России пока не сильно развито это направление и это очевидный минус, так как искать придется по описанием на английском языке, что может повлиять на результаты поиска.

Вот подборка сайтов, на которых можно найти банки иллюстраций:

Stock Photo and Illustration Sites
Icon Collections

P.S. надо сказать, что мы как правило рисуем иллюстрации собственными силами и это достаточно трудоемко, но наиболее удобно при нашей технологии разработки (готовится иллюстрация по словесному описанию).

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Оффтопик или как мало мы знаем друг о друге


В минувшую пятницу мы ездили на зимнюю конференцию компании 1С-Битрикс, партнерами которой мы являемся на протяжении вот уже пяти лет.

Ездили не просто потусоваться, а по поводу.

Поводов было несколько:
1. Самый приятный - по итогам 2009 года мы были признаны лидерами продаж в центрально-федеральном округе, а также заняли 4ое место по абсолютным продажам среди всех партнеров. Согласитесь, неслабо для небольшой региональной компании.
2. В программе конференции было заявлено выступление Олега Борознова ("Организация времени", школа тайм-менеджмента Глеба Архангельского). Я это дело люблю и уважаю. Послушать и позадавать вопросы было крайне интересно.
3. Выступал с докладом Роман Овчинников компания Individ. (Как расширять бизнес и эффективно преодолевать «болезни рост» в компании). Как всегда крайне интересно и полезно слушать. Кстати, Роман по запросу на почту делится своими презентациями.

Впечатления и ощущения не буду расписывать, скажу только, командой 1С-Битрикс сделано было всё профессионально, крме может быть некоторого нашего личного разочарования, что за 1 место в ЦФО и 4 в абсолюте мы не получили никакого ценного памятного приза :). Ну это только стимул на следующий год попасть в тройку, да ...

Теперь к сути. Так получилось, что мы в компании развиваем два направления - elearning и разработку сайтов.

Вроде бы похожая тематика. Ну что такого - тут веб-сайт и там веб-сайт, ну права, ну модули...на самом деле это вообще два разных мира.
В частности, лидеры в области CMS систем (1С-Битрикс, 46% рынка платных CMS систем) крайне слабо понимают вопросы и специфику электронного обучения, хотя попытки сделать такой модуль у них предпринимались.
На рынке LMS систем ситуация несколько лучше (WebTutor, как CMS система в принципе может закрыть некоторые потребности в управлении сайтом), хотя конечно ставить её тока ради этого будет тока сумашедший :).

Оно и понятно, присутствуют специфические задачи, каждый развивает тот мускул, который является главным козырем.

А вы не находите, что зачастую в иных проектах имееет смысл использовать мощь и функционал CMS систем типа 1С-Битрикс вместе со специализированными инструментами электронного обучения (и прочая...) типа WebTutor?

Думаю, что будущее за теми системами, которые смогут найти возможность прозрачной интеграции друг с другом на уровне готовых компонентов и модулей.
К примеру: захотел модуль тестирования - пожалуйста, скачай из готовой библиотеки за малую денежку, захотел оценку подцепить, опять таки - выбери и скачивай. Да чтоб всё по правилам (там SCORM последней моды, поддержка импорта учебных материалов, тестов и т.д.).

То-то жизнь настанет а? :)