Поиск по этому блогу

пятница, 29 января 2010 г.

Самые эффективные отрезки на дистанции прохождения электронного курса

При разработке курса часто возникает вопрос, в какой момент дать наиболее важную информацию, в какой расслабить, а в какой “добить” пользователя-обучаемого.

Есть мнение, что давать сложную информацию вначале курса – не выигрышный вариант, так как это может отпугнуть пользователя. Как правило в начале должен присутствовать мотивационный элемент.

Если рассматривать курс с позиции рекламщика, то самый вкусный элемент должен быть ближе к концу, для того, чтобы обучаемый шел весь курс за морковкой и в конечном счете получил ее, тем самым получив удовольствие (как от хорошей концовки в книге например).

Если обратиться к психологии, то существует так называемый “эффект края” открытый немецким психологом Г. Эббингаузом. Этот эффект предполагает, что в ряде заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. (более подробно о терминах). Отсюда же появляются и эффект новизны (то что в конце) и эффект первичности (то что вначале).

Serial_positionИтак, в какой момент необходимо использовать ту или иную информацию в курсе (кстати, не только в курсе)?

Лично я бы поверил Эббингаузу и использовал самый важный для запоминания материал в начале и в конце, но… не стоит забывать, что с помощью электронного курса можно развивать и навык, тем самым решая задачи применения полученных знаний, данный отрезок дистанции можно пройти в середине, и, возможно ближе к концу курса, так как интерактив заставит проснуться пользователя и активировать свой думательный аппарат. Далее, после прохождения экватора курса, можно возродить интригу и дать некую наводочку, с помощью которой можно замотивировать пользователя на дальнейшее прохождение курса. Ближе к концу пользователь должен получить обещанную “вкусняшку” (дабы не разочаровывать пользователя).

Так… вроде все? Ан нет.. вспомним, что там говорил Эббингауз об эффекте новизны.. Правильно, необходимо вставить важный для запоминания кусок информации.

Итого, вот одна из версий по распределению дистанции прохождения курса:

  1. Важная информация
  2. Применение полученных знаний
  3. Мотивация
  4. Применение полученных знаний
  5. “Вкусняшка”
  6. Важная информация

Есть предложения?

четверг, 28 января 2010 г.

Живее всех живых


На официальном форуме компании Linden Lab, разработчика виртуального мира Second Life, опубликованы экономические итоги 2009 года для самого известного жизненного симулятора в интернете. Удивительное дело: несмотря на все трудности минувшего года, показатели SL – как экономические, так и социальные - выглядят очень и очень бодро: существенно расширились площади освоенного пространства, увеличился объем находящихся в обращении виртуальных денег; люди стали просиживать внутри игры больше и дольше, а время ее простоя сократилось до десятых процента от общего времени (посмотреть цифры и графики можно здесь или здесь в оригинале). Словом, «слухи о моей смерти были несколько преувеличены» (с). Виртуальная жизнь кипит и бурлит, а пессимистические прогнозы касательно развития Second Life (вплоть до пророчеств о ее скорой кончине) не оправдываются. А это означает, что отмахиваться от нее скоро станет просто неприличным даже в России.:) Многопользовательские онлайновые игры у нас ценят и любят не меньше, чем в любой технологически продвинутой стране; жаль, что пропагандой удобнейшего игрового и учебного симулятора по-прежнему занимаются полтора землекопа энтузиастов.

Картинка отсюда.

среда, 27 января 2010 г.

Перцептивные навыки в e-курсах

…продолжение размышлений. Начало здесь.

Так, перцептивные навыки это своего рода модели, формы, схемы восприятия, которые мы накладываем на окружающий мир.

Особенно важно сформировать определенные схемы восприятия, когда человек приходит работать в компанию. То есть в тех курсах, которые он изучает в первую очередь, мы можем вложить определенные схемы восприятия и обработки информации, принятые в компании.

Скорее всего, не сможем ограничить этот набор схем в одном курсе, так как модели по работе с информацией касаются различных сфер.

Например, в вводном курсе о компании (адаптационном), мы даем схемы «правильного» поведения сотрудника компании, через призму которых, нам хочется верить, он будет воспринимать поведение коллег. В курсах по изучению компьютерных программ мы даем представления о значениях определенных кнопок, чтобы человеку не приходилось долго задумываться, зачем нужна та или иная кнопка (или проверять ее функциональные особенности каждый раз), а сразу представлять, что с ее помощью можно сделать.

Также перцептивное научение сопровождает все курсы, где вначале мы задаем определенные способы восприятия информации и обозначаем, что в рамках этого курса понятия будем определять так и не иначе. Да и само электронное обучение – это определенная схема, шаблон восприятия информации.

Таким образом, делаем вывод, что в рамках электронных курсов можем обучать перцептивных схемам.

Картинка взята отсюда.

вторник, 26 января 2010 г.

Обучение языкам при помощи Google Переводчик

Большинство из нас наверняка часто использует инструменты online перевода. Для того чтобы подсмотреть перевод незнакомого слова с веб-сайта, или может даже перевести целиком страницу или статью. Так вот я - не исключение и вот в очередной раз забравшись на Google Переводчик (раньше я переводил через языковые инструменты того же Google) для поиска перевода и обнаружил приятные для себя моменты... и, как мне кажется, эти самые моменты можно рассматривать, как чистой воды e-learning при обучении языкам! Итак посмотрим, что у нас есть:

Перевод.
Что мы можем? Перевести текст, url или документ. Выбор языков перевода достаточно широк.
Начинаем перевод... Сразу заметна приятная опция - перевод осуществляется находу.
Итак начинаются элементы обучения языку:
- у нас есть возможность послушать произношение слова (проверял, голосом есть абсолютное большинство слов)
- у нас есть возможность прочитать про слово в словарной статье (отличная ассоциативная запоминалка)
- ну и как же без web 2.0 у нас есть возможность предложить новый перевод (привет преподавателю, который будет упоминаться в пост скриптуме к посту)


Поиск с переводом.
Тут все ясно мы вводим запрос на русском, google ищет на английском. Где же обучение? Дело в том, что одним из пиков изучения языка является - мышление на нем. Так вот когда мы научимся строить поисковый запрос на английском - это будет приближено к тому самому пику (т.е. сокращение, формулировка ключевых фраз из того, что мы хотим в действительности найти). Так вот поиск с переводом как правило используется на начальных этапах обучения, либо же в случае небольшого словарного запаса.


Translator Toolkit.
В основном этот сервис предназначен для загрузки переводов из википедии, с локальных источников, Google Knol, автоматического перевода, редактирования в интерфейсе TT и заливки  в ту же википедию или к примеру блог.


Чем полезно с точки зрения обучения? Однозначно - это опыт работы с большими текстами. Здесь кстати, не очень высокое качество перевода, играет на руку, так как приходится перечитывать каждый абзац и анализировать правильность перевода. Плюс ко всему, при регулярном использовании удобно пользоваться глоссарием и памятью перевода.

Инструменты и ресурсы.
Здесь находятся всякие полезные штуковины, которые можно встраивать в браузеры или в ваши персональные веб-сайты.
Рассматривать это в качестве обучения не будем, скорее это приятные бонусы:)

P.S. Хотя есть такое вот мнение использования Google, как инструмента перевода. Однажды, около года назад, к нам в офис пришел один из преподавателей, как раз по иностранном языку одного из ВУЗов (мы по его материалам разрабатывали электронный курс) и я попросил его оценить качество перевода через Google (естественно не тупо весь текст вставил и перевел, а перевод отдельных слов, или максимум фраз), так вот оценка мягко говоря была не ах... Он мне сходу назвал ряд отличных по его мнению переводчиков (не online), на что я справедливо возразил, а сколько они стоят?:) Что было дальше я думаю говорить не стоит.

P.S.S. На самом деле к качеству сплошного перевода есть вопросы... Но думаю со временем сервис будет развиваться...
понедельник, 25 января 2010 г.

eLearning это просто?


Как и обещал, буду делиться опытом общения с заказчиками. Или скорей опытом, полученным при общении :)

У кого как, а мне довольно часто приходится выслушивать примерно такой вопрос в том или инов виде заданный или повисший в воздухе: "А зачем нам система управления электронным обучением? Мы курсы в папку сетевую (верх крутости - в папку на узле!) положим и всё". Причем слышишь их в таких местах, где уж никак не ожидаешь ...

Действительно, с точки зрения доставки контента и чего бы более? :)

Нам (под нами я понимаю тех, кто пишет в этом блоге и бОльщую часть тех, кто читает) ответ на этот вопрос кажется очевидным, а вот заказчику - совсем нет. Мы обсуждаем темы, касающиеся педдизайна, влиянии тех или иных методик на сознание пользователя, мотивацию и т.п., т.е. мы рассматриваем достаточно узкие для неподготовленного пользователя темы, а следовательно рискуем быть записаными в разряд чудаков или как выражается один мой знакомый - "программистов" (для него программист всякий, кто умеет владеть компьютером). Следовательно сознательно сужаем аудиторию. Надо ли это делать?

Мне кажется проблема электронного обучения в его молодости и недостаточно прочном статусе "конкретного инструмента для решения конкретной задачи".
Приведу пример.
Я тут недавно лежал в томографе (приблизительно такой вот хреновине), мне там было не сильно приятно, где то не очень комфортно, и звуки из него раздавались раздражающие, НО я отчетливо знал не будучи медиком вообще и специалистом в области томографии в частности, зачем я сюда приперся и что мне светит, если я не пройду эту процедуру.
В твиттер я тут же написал дословно этот пост.

На мой взгляд смысл в том, чтоб понятия eLearning и его основные кирпичики настолько прочно вошли в лексикон и корпоративный быть компаний, чтобы люди не будучи специалистами и не подумали задавать вопросы типа "...я если с томографа убрать эти проводки, ведующие к компьютеру, наверное будет подешевле?". Просто это или работает вместе или никак не работает.

В общем предлагаю спуститься с небес на грешную землю, встать на позицию заказчика и понять - зачем? Простыми, ясными как день словами и терминами.
Глядишь, и аудитория будет пошире, и мы не так высоко в материях летать будем :)

Прошу в коменты :)

PS: когда на совещаниях (например у ректора вуза) специалисты IT начинают обсуждение между собой, знаете что говорят остальные? Ага, точно: "... ну вот, начали на своем птичьем языке...". о чем это они а? :)

картинка найдена и доблестно откопирована отсюда.
суббота, 23 января 2010 г.

Применение метакурсов в Moodle

Многие спрашивают, зачем нужны метакурсы в Moodle. На самом деле это отличнный инструмент (группы в Moodle развиты не очень хорошо) для присвоения курса для различных групп пользователей.

Самый простой пример:

У вас есть ряд курсов, которые вы хотите использовать в программах обучения для разных групп разные (будь то студенты или сотрудники принадлежащие определенной должности). Так вот мы можем создать курс (в Moodle это должен быть метакурс) который будет содержать в себе программу обучения по определенному направлению, как и обычный курс собственно. НО… К этому курсу можно будет прикрепить другие курсы, которые будут идентифицироваться, как группы обучения к примеру.

На мой взгляд удобно, так как вы не создаете множество курсов и не паритесь с инструментом группы, который пока не является идеальным, а делаете псевдокурсы (обычные курсы, которые можно ассоциировать с группами) для того, чтобы разделять пользователей.

Для того, чтобы создать метакурс, не требуется сверхестественных знаний, достаточно лишь создать курс и поставить ему параметр метакурс:

Untitled-1 Теперь достаточно создать обычные курсы и прикрепить к ним студентов (к примеру создать курс, который будет соответствовать группе). После создания вы просто прикрепляете курсы-группы к созданному раннее мета-курсу. Для этого необходимо зайти в управление-> дочерние курсы

Untitled-2Теперь нужно прикрепить нужные курсы-группы к соответствующему мета-курсу.

Untitled-3  

Если возникнут вопросы по использованию метакурсов в Moodle, обращайтесь, с удовольствием отвечу.

четверг, 21 января 2010 г.

В Багдаде все спокойно

Высокие технологии опять на страже мира во всем мире - американские военные оттачивают навыки управления оккупированными территориями с помощью компьютерного симулятора.

Использование компьютерных игр для американской армии, в общем, не в новинку. Достаточно вспомнить серию очень реалистичных шутеров America's Army, созданных во имя привлечения добровольцев в ряды военных и, чтобы два раза не вставать, служащих тренажерами в действующих войсках. В свою очередь, симулятор UrbanSim - это не тактическая стрелялка, а стратегия, с помощью которого американские военные, отправляющиеся на службу в оккупированный Ирак, тренируются в управлении занятыми территориями: учатся ориентироваться на незнакомой местности, устанавливают отношения с местным населением, осуществляют контр-партизанскую деятельность и по возможности налаживают мирную жизнь. Успех игрока измеряется степенью лояльности местного населения, которое он может расположить к себе или, наоборот, настроить против.

Если отбросить этические моменты, то главный вопрос, который вызывает недоумение – каким образом создатели рассчитывают учесть все возможные варианты взаимодействия с местными жителями. С одной стороны, понятно - если заставить персонажа ввалиться с автоматом в дом мирно завтракающей иракской семьи, то реакция будет вполне предсказуемой. С другой стороны - насколько бы сложен и вариативен не был сценарий, просчитать все нюансы общения с населением лично мне представляется невозможным: так сложилось, что это все же живые люди, причем совершенно другой ментальности. Помогает ли курс управления виртуальным Багдадом в реальных условиях, не дает ли ложной уверенности в том, что контроль ситуации на чуждой и враждебной территории – это нетрудная задача, поддающаяся шаблонизации и не требующая большого ума? С другой стороны, такая игра - наиболее дешевый и быстрый способ давать военным представление о том, с чем им придется столкнуться в далекой и очень-очень неведомой стране.

Очень интересно было бы увидеть статистику по эффективности подобного симуляционного метода и отследить его реальную практическую пользу.

Картинка отсюда.

среда, 20 января 2010 г.

Формирование навыков в рамках электронного обучения

Вопрос о возможности формирования навыков с помощью электронного обучения мучил меня давно. Чему, каким навыкам мы, как создатели e-курсов, можем реально научить пользователя?

Я думаю, эту тему буду развивать на протяжении нескольких постов...

Итак, начнем размышления с того, что навыки бывают:

1. Перцептивные - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

2. Двигательные - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

3. Интеллектуальные - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.






Перцептивные навыки предназначены для того, чтобы снизить затраты нервной системы на обработку образов восприятия. Приведу пример, с детства нас учат тому, что тарелка останется круглой, не зависимо под каким углом мы на нее смотрим.

Или говорим о том, что один предмет находится от нас дальше, а другой ближе, лишь взглянув на них и сравнив размеры этих предметов: тот, что больше, значит, ближе, а меньший - дальше. То есть мы приобретаем перцептивный навык восприятия расстояния - для того, чтобы проверить это, нам не надо идти и считать расстояние до этих предметов.


Теперь задумаемся... можем ли мы обучить перцептивным навыкам в рамках электронного обучения?


Да, и еще раз да!!!





Продолжение следует...
вторник, 19 января 2010 г.

Итоги первого этапа независимой программы исследований рынка e-learning в СНГ

Впервые в СНГ, в рамках независимого исследования был структурирован рынок коммерческого программного обеспечения для создания систем дистанционного обучения в корпоративном и академическом секторах.

Итак, компания Smart Education, как и планировалось провела первый этап независимой программы исследований рынка e-learning на просторах СНГ, результатом которого явилась систематизированная информация о разработчиках, поставщиках и коммерческих решениях, представленных на рынке технологий дистанционного обучения в СНГ.

Решения были разделены на три сегмента: 1. LMS/LCMS, 2. инструменты для организации и проведения вебинаров, 3. средства разработки электронных курсов и учебного контента.

В разработанном аналитическом документе имеется интересная статистика, в частности о процентном соотношении рынка Open Sourse LMS и коммерческих решений, а также отношение разработок в сфере LCMS/LMS США и СНГ.

Untitled-1

На мой взгляд, такой большой процент OpenSourse LMS и в частности Moodle следствие развитие дистанционного и электронного обучения в некоммерческих образовательных учреждениях, в которых достаточно проблематично установить коммерческую LMS.

Ну и одной из самых интересных и полезных частей исследования на первом этапе должно быть сформированные обзоры:

Том 1. Каталог разработчиков и поставщиков систем дистанционного обучения.
http://www.smart-edu.com/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=3:---------&download=3:e-learning-vendors-and-integrators&Itemid=776

Том 2. Каталог LMS/LCMS решений.
http://www.smart-edu.com/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=3:---------&download=4:lms_lcms&Itemid=776

Том 3. Каталог инструментов для организации вебинаров.
WWW.SMART-EDU.COM

http://www.smart-edu.com/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=3:---------&download=5:tools-fore-webinars&Itemid=776

Том 4. Каталог средств разработки электронных курсов.
http://www.smart-edu.com/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=3:---------&download=6:a-tools&Itemid=776

Весь документ с исследованиями в формате pdf можно скачать тут.

PS: ждем следующего этапа исследований.

PSS: наша компания попала в Том 1. в качестве интеграторов и разработчиков курсов.

понедельник, 18 января 2010 г.

Сложность траектории электронного курса не в ущерб пользовательской навигации

Коллеги, скажите, не запутываем ли мы обучаемых путем создания сложных траекторий в электронном курсе?

Как то, мы разрабатывали идею по созданию сценария электронного курса по навыкам продаж для одной розничной компании, и имели неосторожность (позже объясню почему) предложить “простой” на мой взгляд диалоговый курс, который в зависимости от ответов пользователя выводил бы его на определенный вехи курса и в конце концов должен был привести к какому-то умозаключению или рекомендациям.

Так вот мы, на примере одного из модулей, нарисовали схему прохождения пользователя (без конкретных значений):

sheme

Вопросы в диалоговых слайдах подразумевались вполне определенные, к примеру:

«Как вы думаете, сколько процентов информации клиент получает через слова?».
Варианты ответа:

  • 10 %
  • 20 %
  • 30 %
  • 60 %

При определенном ответе пользователь переходил на соответствующий данному ответу слайд.

В целом вполне понятная тактика проектирования курса, если бы не одно но… Потенциальный заказчик данную идею не принял (или не понял или не воспринял).

После того, как прошло время, я, кажется стал понимать в чем причина. В данном конкретном случае необходимо было продемонстрировать, не так как это выглядит изнутри, так, как это выглядит снаружи.

Дело в том, что обучаемому по роду своих задач глубоко “все равно” что творится внутри какого то педагогического сценария, он должен получить и оценить свои знания. Так? Так вот отвечу на свой вопрос в начале темы темы: Если обучаемый не увидит всех “тонкостей” сценария и, возможно, не догадается о их смысле, тем лучше будет для него, т.е. сценаристу фактически необходимо завуалировать свой сценарий так, чтобы пользователю было комфортно и он достигал своих целей и целей, которые ставит ему курс. Навигация курса должна быть прозрачной и понятной для пользователя, каковы бы не были “полезными” премудрости сценария.

Казнить нельзя помиловать

вече Действительно, как заметил Саша, блог, который изначально задумывался как некая отдушина для мыслей, творческих идей и общения с коллегами по цеху (в 90% случаем одностороннего :)) со временем стал превращаться в каталог новостей про электронное обучение и всего, что маломальски связано с ним.

В конце концов такой поворот событий стал поводом для посленовогоднего корпоративного вече авторов блога, на котором мы решили понять, что же такое сейчас наш блог, чем он должен стать и кто о чем будет писать. Некие результаты обсуждения в предыущем посте Саши.

В самом деле, когда ресурс только начинает свое существование, не особо важно о чем ты пишешь, постов мало и людей заходит небольшое число. Более важен порыв, удовольствие от выраженных мыслей. Когда же есть некий багаж, история постов, и тем более пользователи, регулярно читающие блог, все усложняется :). Хочется быть и больше и лучше и серьезней и смешней ...

Итак, мы решили упорядочить ведение блога как по периодичности, так и по тематикам. Может показаться забавным, но при всем многообразии тем в электронном обучении я до сегодняшнего момента не мог определиться с направлением, которое я бы развивал в течение этого года на блоге. Более того, раньше я писал тогда, когда было вдохновение(читай, когда было не лениво), сейчас придется делать это с некоторой периодичностью, что тоже накладывает определенный отпечаток, т.е. писать надо будет обязательно, содержательно и по возможности интересно :). Про это я в свое время читал у коллег из соседнего блога. Теперь и мой черед пришел :)

После некоторых раздумий мне показалось, что мою тематику можно будет озаглавить примерно следующим образом: "Опыт общения с заказчиками электронного обучения".
В самом деле, в нашем коллективе у меня самый большой опыт работы в этой сфере, я могу рассказать немало полезного и иногда забавного про то, какие они, эти заказчики, что их волнует, что радует, чего они хотят, чего не хотят, как используют (или думают что используют) решения, как мы как исполнители ведем себя в тех или иных ситуациях, где и как ошибаемся...
Возможно, такие посты могут быть полезны как заказчикам, так и некоторым разработчикам :)

Так уж сложилось, что у меня больше всего опыта работы с образовательным сектором, так что пожалуй с него и начнем в моем следующем посте.

Коментируйте, возражайте, благодарите :)

PS: Фотография очень понравилась. Взял с этого ресурса.
PPS: Саня, куда лезем без очереди? :)
суббота, 9 января 2010 г.

1 пост 2010 года

Уважаемые читатели блога!

Начинается новый год, новые идеи с новыми начинаниями и целями вселяются в наши головы. Конец прошлого года выдался крайне тяжелым для нашей команды и для меня лично, но то было в прошлом. Последние пару недель на блоге практически не было записей, по причине банального отсутствия времени, но в большей степени, конечно, некой творческой засухи. Оглянувшись в какой-то момент, мне стало понятно, что на блоге стало появляться все больше проходных и, скорей всего, не очень интересных записей. В связи с этим я и мои коллеги взяли небольшую паузу для восстановления былого запала и азарта.

Во время этой паузы у меня родилось несколько идей, о том, как сделать блог интереснее, что самое главное, полезнее. Идеи эти во многом заключаются в систематизации мыслей, ресурсов, и, в конечном счете, записей блога, а также в некоторых фитчах, которые будут приятны и полезны для вас.

Первым делом хотелось бы выделить несколько направлений, на которых хотелось бы сосредоточится и регулярно писать, вот несколько набросков/рубрик, с помощью которых мы планируем выделять наши записи:

· Практические советы (CourseLab, HTML, Flash)

· Удачные примеры педдизайна

· Клиенты тоже могут…

· Последствия веб-серфинга

· Вся наша жизнь игра

· Психология робота

· Бредовые идеи

Пока это эскизы, и я не очень понимаю в какой форме будут реализованы эти рубрики, но мы хотим дать искры, чего-то нового нашему блогу, я думаю, что 2,5 года это неплохой возраст, когда нужно взрослеть, так что…