Поиск по этому блогу

среда, 22 сентября 2010 г.

Каким должен быть публичный сайт ВУЗа?

Вопрос с ходу: “Каким должен быть публичный сайт ВУЗа?

В России есть такие сайты? А зарубежом?

Какие сервисы должны быть на сайте, как он должен выглядеть?

Что должно быть на первом месте? Контент или функциональность?

Вопросов очень много, но сейчас не присутствие (или убогое присутствие) на веб-площадке ВУЗа – это преступление. Я сейчас говорю именно о публичном сайте, не LMS, не электронный деканат и прочее. Хотя тут же встает вопрос, нужны ли эти сервисы на сайте в каком-либо виде?

Я уже слышал ряд мнений на счет того каким должен сайт для ВУЗа, вот некоторые:

публичный сайт – это единая точка входа в электронную версию ВУЗа, со всеми вытекающими.

публичный сайт – это сайт, на котором размещена минимально необходимая информация в основном для абитуриента

публичный сайт – как мини-тур по ВУЗу

Кстати вопрос об аудитории сайта крайне важен, кто это: студенты, абитуриенты, преподаватели, сотрудники, партнеры… Всем им нужна информация, причем разная. Такое разделение, например, реализовано тут.

Коллеги, вопрос открыт: Каким должен быть публичный сайт ВУЗа?

13 комментариев:

O. Polyakov комментирует...

А чем, собственно, отличается вуз от компании?

Вот смотрите, я ещё студент (уже давно не абитур, правда). Я рассматриваю вуз как компанию, которая предоставляет мне услугу обучения. Естественно, что услуга долгосрочная (4-6 лет), поэтому я захочу узнать больше о компании, убедиться в надёжности и эффективности методов её работы. И увидеть весь материал в красивом, доступном виде, на уровне современных технологий. Нужна сжатая и в то же время полная информация по всем вопросам, которые могли бы меня заинтересовать: мне не так важно знать, когда у ректора день рождения и на каких конференциях он выступает, и какое место заняла местная команда КВН где-то там, но хочется узнать, есть ли среди преподавателей реальные практики, хочется посмотреть все регламентирующие документы в одном месте, узнать стоимость оплаты и т. п. Уверен, то же самое захотят сделать большинство абитуриентов и их родителей.

Нет смысла садиться и думать про то, что же должно быть на сайте вуза. Но ответить на ваш вопрос очень просто: возьмите 10 человек (2 абитуриента, 4 родителя, 2 преподавателя, 1 представителя компании, который возможно хотел бы сотрудничать и 1 потенциального сотрудника, который хотел бы работать в вузе. Спросите у них, что им нужно и как они привыкли получать информацию. И ради бога, не забудьте написать всё это человеческим языком, снабдив удобной и понятной структурой и навигацией: информация есть на большинстве сайтов вузов, а удобный интерфейс — у единиц.

Alexander Ryabinin комментирует...

O. Polyakov, спасибо за ответ!
Вы все верно написали насчет практических сведений о ВУЗе.

Что касается вопроса "Чем отличается ВУЗ от компании", то Вы правы, по сути это та же компания обслуживающая клиентов, согласен. Но при этом, согласитесь, аудитория у ВУЗа может быть очень разношерстной, от Профессора до студента, от потенциального партнера до родителя (бог знает где работающего). Так что в плане аудитории несть вопросы. Или же целевая аудитория ВУЗа это именно абитуриенты?

Насчет вашего предложения взять "пять по два" оно не совсем верно, хотя бы с математической точки зрения (статистику изучали наверное).

А вы можете привести пример сайта ВУЗа, который лично вам удобен?

kvn комментирует...

Ответ можно найти здесь
www.webometrics.info

Daria Olerinskaya комментирует...

Абитуриенты - одна из основных аудиторий вуза, особенно сейчас, когда многие ищут способы получить второе высшее или дополнительное образование - это более взрослые и более мотивированные абитуриенты. Но целевая аудитория сайта вуза гораздо шире.

http://www.mubint.ru/admitting_commission/ очень странно, что на первой странице этого сайта используется снимок, стащенный с фотостока. Учитывая название вуза – показывают, странно вдвойне.. Как это получилось? Сам сайт симпатичный, понравился.

Alexander Ryabinin комментирует...

kvn, а насколько вебометрик отражает реальную действительность качества сайта? Вообще же мне чужда оценка по формальным признакам, эта объективность никому толком не нужна.

Дарья, верно подметили.. насчет фотостоков, то здесь как раз никто не стащил, т.к. стоят водяные знаки, просто приемщики не могут определиться с картинкой:) хотя вы правы на таком сайте это смотрится не очень...

O. Polyakov комментирует...

Александр, спасибо за быструю реакцию!

По первой части вашего комментария: слепо ориентироваться только на абитуриентов не стоит. Пожалуй, лучше выстраивать сайт в соответствии со стратегией вуза. Куда собирается двигаться вуз в ближайшее время? Нужно увеличивать набор (хотя это, кажется, всегда нужно :) — сделать раздел для абитуриентов и родителей удобнее. Нужно привлекать партнёров — сделать так, чтобы партнёрам было удобно узнать информацию и продолжить сотрудничество.

Могу привести десяток примеров сайтов, которые неудобны, но удобно сайта российского вуза, где всё было бы здорово и как надо, к сожалению не назову, несмотря на то, что в своё время сам исследовал вопрос при работе над обновлением сайта родного университета. Смотрели разные сайты, выбирали интересные элементы и находки, компоновали. Есть много красивых сайтов западных университетов, но времени проверить их на юзабилити и на полноту и представление информации, к сожалению, не нашлось.

Кстати, что касается рейтинга вебометрикс: моё личное мнение — критерии у них (далеко) не самые объективные. Однако, внимательно отнестись к рейтингу стоит. У них на сайте собрано много полезных советов, а десятка сайтов-лидеров содержит отличные примеры хорошего дизайна и представления информации, на которые стоит ориентироваться.

Если не секрет: разрабатываете сайт вуза? С нуля или обновляете?

Daria Olerinskaya комментирует...

Касательно рейтинга webometrics тоже хотела бы прокомментировать.
Отдельно надо отметить то, что, в отличие от многих попыток измерить сайт по удобству использования/посещаемости, данный рейтинг оценивает преимущественно объем и научную ценность представленной на сайте информации. Но два из четырех параметров, по которым производятся замеры, для российских вузовских сайтов пока не по зубам. Наиболее проблемный - измерение цитирования в google.scholar. Поскольку основная работа тут идет по англоязычным текстам, а английские версии наших сайтов обычно бедны и не доходят до публикации научных работ (также вспомним вчерашнюю историю с английской версией сайта РАН) - то российские сайты тут не конкурентны.
А вообще это отличный повод взглянуть на сайт вуза с иной стороны, до которой мало у какого российского вуза пока доходят руки.

Alexander Ryabinin комментирует...

Итак, у нас получается уже 2 пункта, которым сайт для ВУЗа должен обязательно соответствовать:
- информация для клиентов
- научный контент (научные публикации)

Что еще?

Daria Olerinskaya комментирует...

Александр, интересна цель такого опроса. Вы занимаетесь сейчас разработкой сайта вуза?

Alexander Ryabinin комментирует...

Дарья, на самом деле я не имею прямого отношения к разработке сайтов. Тем не менее мои коллеги этим периодически занимаются:)
И это скорей не опрос, а обращение, цель которого выяснить что в действительности нужно вузовскому сайту (к сожалению в России совсем мало примеров, а ориентация на запад не лучший вариант, все таки менталитет у нас особенный).

Сергей комментирует...

Вообще еще очень важно учитывать ВУЗ - это университет или институт. От этого зависят и требования. Например, университет должен заниматься и публиковать научную деятельность, институт - нет.

Мое мнение сайт ВУЗа должен быть путеводителем для разных категорий пользователей. И в зависимости от запроса повернуться нужной "стороной" к пользователю.

Разделять что важней контент или функциональность не стоит, скорей они должны грамотно дополнять друг друга.

Я думаю что веб-сайт ВУЗа, как и любой другой организации должен выполнять те же функции. Например, разгрузить приемную комиссию в период приема от тысячи вопросов, которые могут быть опубликованы на сайте. Или иметь возможность он-лайн оставить заявление на какую-либо услугу, предоставляемую ВУЗом, будь то высшее образование, или электронный курс :)

Alex Borysewicz комментирует...

Здравствуйте!

Очень интересная тема. Как раз думал об этом недавно)
Мне как сотруднику университета было бы интересно, чтобы каждому преподу можно было зарегистрироваться на сайте и завести свой профиль. В котором было бы минимально:
- какая-то личная инфа (звание, должность и т.д.)
- какие-то контакты, email или городской телефон.
- область научных интересов, читаемые курсы, тематика курсовых/дипломных, etc.

Понятно, что не все сотрудники заведут такое. Может за кого-то заведут другие)

Реально интересно чтобы в профиле был еще такой функционал:
- можно завести блог, причем по каждому читаемому курсу отдельный,
- можно было закачать какие-нибудь материалы (тексты лекций, документы, программы),
- странички с CV и списком научных работ,
- голосовалку чтобы студенты могли поставить рейтинг (анонимно или с комментариями, пример studzona.com).

Вот такие мысли. Хотя скорее это и не для официального сайта, а для какого-то портала кафедры/факультета...

Alexander Ryabinin комментирует...

Alex, в последней фразе вы ответили на вопрос, который возник при чтении Вашего комментария...
Действительно нужно ли на публичном сайте место для общения со студентами?
Или это должна уже выполнять отдельная закрытая система?