Поиск по этому блогу

понедельник, 16 августа 2010 г.

Электронные курсы: про мотивацию

Постараюсь быть последовательным.

В предыдущем своем посте я попытался представить учебные цели, которые могут ставить перед собой заказчики следующих категорий: корпоративная, образовательная, государственная.

Закончил я мыслью о возможной мотивации к изучению электронных курсов в рассматриваемых мной категориях.

Постараюсь развить эту мысль. На первый взгляд мотивы, которые двигают слушателей в рассматриваемых мной группах вполне очевидны: в корпоративной это могут быть такие мотивы, как: основание для приема на работу, подтверждение квалификации, основание для улучшения своих знаний и умений, необходимых для лучшего выполнения прямых рабочих обязанностей (а стало-быть и своей стоимости в компании); в образовательной это очевидно в бОльшей степени основание для получения положительной отметки в зачетке (или как вариант достаточно удобного инструмента для подготовки к экзамену/зачету); соответственно для государственного сектора это могут быть мотивы, связанные с подтверждением квалификации или переходом на новую должность.

Однако наш скромный опыт работы во всех трех категориях умноженный на многообразие подходов в электронном обучении, где электронный учебник лишь один из способов доставки знаний и от части приобретения умений, говорит о том, что истинные мотивы зачастую могут быть весьма неожиданны и способны удивлять нас как со знаком минус, так и со знаком плюс.

Ну про негативные примеры вроде “для галочки” и “сосед за меня прошел” я говорить не буду, таких примеров масса и они на мой взгляд просто неинтересны, как предмет для обсуждения, а про некоторые позитивные хотелось бы рассказать.

Например: мой личный (весьма скромный) опыт использования средств электронного обучения в высшей школе (материалы тут и тут) говорит о том, что мотивом студентов дневной формы обучения (как это ни странно звучит) может выступать собственно желание получить знания основанное отнюдь не на боязни предстоящих квалификационных испытаний, а на осознании полезности и применимости этих знаний в реальной жизни.

Другой пример из опыта работы с гос. структурой (мы разработали электронный курс по эффективному использованию корпоративного информационного портала для Органов Исполнительной власти). В этом случае мотивом также может стать чистое и незамутненное желание изучения курса слушателем (оформленного кстати по всем правилам пед. дизайна, а значит сопровождающего слушателя в процессе изучения материалов), находящегося перед осознанием того факта, что бумажного оборота  том виде, как он привык его видеть и ощущать уже не будет и надо как то работать в новых условиях, для этого проще всего изучить курс. Так выгодней и с психологической точки зрения. Никто не обвинит тебя в некомпетентности, можно анонимно повысить свои знания и обрести внутреннюю уверенность в себе и способности ориентироваться в новой информационной среде.

Еще один пример – разработка игрового курса для школьников 1-4 класса. Достаточно забавный факт состоит в том, что в эту игру любят играть представители заказчиков и просто люди, которым мы показываем этот продукт. Интересно, что мотивом тут может быть как спортивный интерес вроде “интересно, а что будет дальше” или “ну-ка посмотрим, что они тут напридумывали”, так и более глубинная мотивация, связанная с переживанием собственных прошлых детских ощущений, связанных с обучением типа: “эх, в моё бы детство так преподавали математику/физику…”.

Резюмирую могу сказать, что одной из важных задач разработчиков курса является способность учитывать как мотивы, поставленные заказчиками, так и мотивы, которые могут быть истинными двигателями при изучении материалов (кстати, как показал мой опыт в высшей школе, не всегда дорогие и красиво поданные материалы играют существенную роль в мотивации). Идеально, когда “назначенные” заказчиком и истинные мотивы совпадают или по крайней мере пересекаются, хуже – когда о мотивах при разработке/использовании вовсе не думают.

Напоследок у меня вопрос: А какие “заказные” и “настоящие” мотивы можете предложить вы?

PS: Забавно и по детски - “мой понедельничный пост”. Дело в том, что я пишу пост в этот блог по понедельникам и вот уже несколько лет по понедельникам соблюдаю пост.

Комментариев нет: