Поиск по этому блогу

понедельник, 9 августа 2010 г.

Электронные курсы: такие разные цели

Клиентов, которые заказывают у нас электронные курсы условно можно разделить на три категории:

  1. Корпоративный
  2. Образовательный
  3. Государственный

Казалось бы, все три категории заказывают у нас один и тот-же продукт – электронный курс. Методические, педагогические, визуальные и технологические требования к этому продукту должны быть примерно одинаковы. На практике же это получаются три совершенно разных продукта.

Я думаю, что кроме вполне очевидных вещей (бюджеты, опыт использования, исходные объемы информации, а также истинные цели :)) есть еще одна причина, по которой готовые продукты столь сильно разнятся – цели, которые ставят перед собой заказчики курсов.

Давайте посмотрим, каковы они могут быть, и как эти цели могут влияют на конечный продукт:

  1. Корпоративный сектор: цели как правило идут от бизнеса и направлены либо на сокращение издержек, связанных с необходимостью обучать, либо на рост прибыли, связанный опять таки с обучением (зачастую вопрос скорости обучения, связанный например с выводом на рынок нового продукта становиться одним из основных конкурентных преимуществ). Проще говоря бизнес никогда не потратит денег существенно больше, чем может извлечь из продукта выгод (ну по крайней мере бизнес точно придет к такой модели путем проб и ошибок). Такой подход обуславливает получение на выходе курсов небольшого объема, взвешенного содержания без “воды”, насыщенный ровно таким количеством практических и тестовых упражнений, какое необходимо для решения задач курса, а значит и конкретной бизнес-задачи. Перекосы конечно бывают, но вызваны они как правило отсутствием опыта у заказчика (давайте сделаем так, чтоб всё летало и кружилось ….. ой, а почему это столько стоит?), отсутствием опыта у исполнителя (а давайте сделаем так, чтоб всё кружилось …. ой, а почему вам не нравится?) или несоответствием целей заказчика и целей курса.
  2. Образовательный сектор: если мы говорим об обучении “наружу” (или как сказали бы медики кнаруже :)), т.е. своих студентов, то в самом радужном и взвешенном случае курс направлен на поддержку или частичную замену процесса очного обучения в высшей школе (Кстати, мой личный неоднократный опыт изучения продолжительного предмета в чисто дистанционном режиме классического ужасного электронного курса, оснащенного по всем правилам: форум, теория, практические задания, написание кейсов, тесты, показал, что дойти до конца можно только путем титанических усилий воли и наличием большого количества свободного времени. достижением учебного результата там и не пахло). Так вот цели этого заказчика могут быть следующие: методическое обеспечение дисциплин учебными материалами, закрытие “лакун” в биб. фонде, увеличение доли самостоятельной нагрузки студента в учебном процессе вуза, относительно дешевый вариант доставить методические пособия в свои филиалы. Цели говорят нам, что на выходе как правило получаются учебники-монстры с большим количеством слайдов, с равноподеленным количеством практических и тестовых заданий (потому что стандарт и план), с достаточно унылым и водянистым содержанием, основанным как правило на прежде выпущенным печатным трудом автора вуза.
  3. Государственный сектор. Как ни странно, но нам попадаются заказы, которые направлены в общем-то на решение конкретных образовательных задач в государственных органах. Понятно, что контент собирается достаточно случайным образом, понятно, что об экономической стороне вопроса тоже как правило не особенно задумываются (типа сэкономить государевы деньги…. прописали в бюджет, исполнили, отчитались за “целевку” и то гуд). Однако сказать, чтоб целей совсем не ставили я не могу. Примеров таких нет :). Как правило цели можно определить так: первая их половина очень похожа на цели бизнеса, зато вторая (связанная с извлечением прямых выгод или сокращением расходов) к сожалению не очень четко выражена или отсутствует как критерий достижений результата. Как следствие, на выходе получаются в общем приемлемые курсы,  достаточно взвешенные, направленные на решение конкретных управленческих задач, но оценка их эффективности на этапе их изучения крайне затруднительна. Впрочем это уже совсем другая песня – мотивация к изучению, к достижением учебных и собственных личных целей через прохождение таких курсов. О мотивации в общем можно поговорить в следующий понедельник.

Комментариев нет: