Поиск по этому блогу

вторник, 27 апреля 2010 г.

Про то, как я преподавателем экспериментировал.

Не так давно мы с Сашей писали про то, как мы решили испробовать на себе то, что предлагаем преподавателям вузов. А именно очное преподавание с активным использованием технологий Web 2.0

Я в прошлую пятницу принимал зачет у студентов 4 курса очной формы обучения, так что вроде бы как время поделиться опытом на эту тему.

Сперва история вопроса:

в Академии МУБиНТ, из которой мы собственно и получились как компания по поставке eL решений, очень большой упор делается на автоматизацию процессов организации обучения и собственно использования технологий электронного обучения.

В частности правилом для каждого преподавателя является наличие сайта преподавателя.
Устроено всё довольно просто (Таня Рицкова впрочем скажет, что вовсе непросто :) ). В качестве платформы поставлен MS Sharepoint Portal Server 2007. Он является основой для студенческого кампуса, к которому подключены все другие информационные сервисы. Подробно останавливаться на этом не буду, так как мы сейчас завершаем работу по интеграции и преображению SPS, лучше отдельно :). Так вот, для каждого преподавателя создается его персональная рабочая зона (технически создается дочерний узел), в которой он админ. Т.е. царь, бог и воинский начальник. Для начала ему дается шаблончик с преднастройками, но в будущем может делать что и как хочет.

Функции сайта преподавателя весьма разнообразны. Основная идея в том, чтобы на сайте преподавателя аккумулировались неформальные знания по дисциплинам, которые преподаватель ведет и активности студента (работы, коменты, результаты его учебы и т.д.). Они (эти знания) должны дополнять три другие составляющие: очное общение с педагогом, электронный учебник с тестами и материалы электронной библиотеки. 

Что я попробовал сделать

Мой курс по Тайм-менеджменту для Outlook 2007 – микрокурс. Всего 6 часов: 2 лекция, 2 практикум, 2 зачет. Это ровно столько, чтобы я не очень сильно отвлекался от основной своей работы.

Как организовал обучение по курсу:

  1. Определил основной целью курса: заинтересовать ТМ тематикой на самом что ни на есть прикладном уроне.
  2. Не буду читать лекцию нудно и скучно – молодые ребята просто не будут слушать. Буду максимально неформален и открыт. Постараюсь удивить их, заставить забыть, что они находятся на “паре у препода”.
  3. Не буду заставлять писать в тетрадках. Бесполезно, лучше пусть внимательно слушают и смотрят. Так как выступал с презентацией – по результатам и теории и практики выкладывал ppt файлы для скачивания на сайте преподавателя.
  4. На сайте преподавателя буду вести блог. Цели ведения определил так:
    • хронология чтения и фиксирование мыслей по ходу преподавания,
    • рефлексия от проведенных занятий. причем как моя, так и студентов,
    • обязательная отметка активности моих студентов после проведенных занятий.
  5. После теоретического занятия на блоге в коментах к специально созданному посту студенты должны ответить на два простых вопроса: что им больше всего понравилось на лекции и что больше всего не понравилось. Это первая аттестационная точка для сдачи зачета.
  6. Практику не начну, пока те, кто не написали комент по теории не сделают этого на практическом занятии. Время потом изыму из их отдыха :).
  7. На практическом занятии тоже не дам ничего делать :). Пусть опять смотрят, а я попляшу, понастраиваю MS Outlook. Решил я так в бОльшей степени из за времени. 2 академ. часа это ничто. По результатам практики тоже ppt на сайт.
  8. Основанием для получения зачета я решил, что будет работа, которая уместиться на листе А4 – кейс с описанием того, как они видят применение полученных знаний в своей жизни. Причем к сдаче принимается как положительный ответ (да, буду использовать потому что), так и отрицательный (нет, не буду использовать потому что). Ответ должен быть прислан мне по электронной почте или размещен в специальной библиотеке на моём сайте по желанию студента.
  9. Уже после того, как я прочитал весь курс мне достаточно спонтанно пришла в голову мысль, что раз уж я ставлю эксперимент, то буду последователен до конца – направлю часть авторского гонорара на призы. Кароче,  объявил конкурс, о котором писал Саша.

Что удалось:

  1. Мне удалось заинтересовать (!) студентов тематикой, что было видно из коментов в блоге. Это было шикарное чувство, наблюдать за их лицами, эмоциями, коментами на блоге.
  2. Все 100% пришедших на занятия были включены в процесс обучения так как: не отвлекались на очных занятиях, обязаны были быть минимально активны на блоге.
  3. Все 100% должны включить мозг для написания кейса, так как личное отношение к предмету трудно стырить, его проще написать.
  4. Я дал студентам право на отличную от моей точку зрения при выполнении аттестационного занятия, что видимо окончательно их раскрепостило.
  5. Я постарался быть честен со студентами относительно требований к ним и к себе. Писал, выкладывал, коментировал, принимал, читал и ставил :).

Что не удалось:

  1. Иногда, мне кажется, я перегибал палку “со свободным изложением материала”. Некоторым, особенно заочникам (как более взрослым людям) это не вполне понравилось, так как лектор и лекция у меня были не совсем тем, к чему они привыкли :).
  2. Честно говоря в тайне мечтал об обратной связи “без задания”. Просто чтоб написали в свободное время комент в блог или письмо :) Пусть даже гневное.
  3. Привлечь бОльшее внимание студентов к материалам блога. Хотя утверждать этого с полной уверенностью нельзя, так как еще остались заочники, которым предстоит сдавать кейсы.
  4. В следующий раз (в подобных мероприятиях) обязательно буду давать заполнять анкеты, включу их как обязательный элемент для аттестации :).

Ну и напоследок.

Несколько скриншотов из моего сайта преподавателя. Думаю, что частичная публикация материалов с моего закрытого ресурса не нарушит ничьих авторских прав.

Ну и напоследок напоследок :)

Публикую один, из присланных мне кейсов с разрешения студента (так что © Сандюк А.А, pdf, 66kb).
Ну разве не мечта педагога?!.

PS: Как я написал вначале – это промежуточные, пусть и достаточно подробные комментарии к моему опыту преподавания, постараюсь дополнить их деталями в своих последующих постах.

3 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Валерий, спасибо за "дележку" опытом. И не только собственным, многим будет интересно узнать про специфику работы МУБиНТ.

Выскажу впечатления, вслед за Вами, в духе понравилось/не понравилось.
Не понравились: плохо, ИМХО, сформулированная цель курса, явно повлиявшая и на весь процесс работы с ним и, видимо, на обученность аудитории.
Понравилось: способы организации процесса, общения.

Valery L Leontyev комментирует...

Владимир, да - возможно с целью стоит поработать. Меня конечно смутил очень небольщой объем аудиторных часов + стоит учитывать, что я не профессиональный преподаватель.

Спасибо за комментарий.

Артем комментирует...

ООО интересно почему именно мои мысли попали в тему"мечта педагога" ??? )))