Поиск по этому блогу

четверг, 8 апреля 2010 г.

Неформальный подход к формальным курсам

Пришлось давеча разрабатывать сценарий весьма непростого (в содержательном плане) курса для серьезной компании с достаточно строгими корпоративными стандартами. Испугавшись сухости и сложности контента, мы решили рискнуть и немного разбавить материал ненавязчивыми провокациями, небольшими анимационными вставками юмористическо-вдохновляющего характера и скромными пасхальными яйцами в духе «а вот тут агент начнет раздеваться скажет что-нибудь интересное и отвлеченное». Нет, мы не собирались нарядить персонажей курса в клоунские парики и заставить их плясать джигу-дрыгу после каждого тестового задания, как кто-нибудь может подумать – просто предприняли попытку придать всему этому благолепию некоторую живость, не более.

Однако вся эта добрая воля была быстро пресечена деликатной, но твердой рукой заказчика, резонно аргументировавшего свое видение учебного продукта: целевая аудитория курса – люди серьезные, руководители, времени на ерунду у них нет, да и вообще сабж курса – важная часть стратегии компании, так что хиханьки, знаете ли, здесь неуместны.

Что характерно, с подобными комментариями от заказчика я сталкиваюсь уже не первый раз и понимаю, что не согласиться с этими доводами трудно. Но вот чего я не могу понять и во что не могу поверить – так это в то, что «взрослые, серьезные люди» – это по определению корпоративные терминаторы с суровым взором, которым чуждо все человеческое с 9.00 до 18.00. Буквально днем ранее моя коллега поднимала тему управления эмоциями на вебинаре и в блоге. Очевидно, что эмоции, особенно положительные, позитивно влияют на усвоение материала; но чем же их еще вызывать, если не нестандартным, чуть-чуть раскрепощенным подходом к его изложению? Усвояемость/содержательность курса – это, разумеется, его самый главный аспект, но почему бы не разнообразить трудный материал, даже если обучаемые - большие и серьезные дяди и тети? Неужели это им обязательно не понравится и снизит авторитет курса и его авторов?

Мне кажется, что в разумных дозах неформальный подход уместен даже в тех курсах, которые преследуют самые серьезные цели и задачи.

19 комментариев:

Сергей Снегирёв комментирует...

Один из наших клиентов использует проприетарную sales-модель под кодовым названием "Айсберг". Делая этот курс, мы добросовестно изобразили айсберг и маааленький "Титаник". При нажатии на единственный пиксель на носу корабля открывался знаменитый кадр из одноименного фильма под соответствующую музыку =)

http://img338.imageshack.us/img338/2040/icebergg.jpg

Alexander Ryabinin комментирует...

Сергей, +1)

Сергей Снегирёв комментирует...

"+1" что? Вы тоже так делали? Поделитесь :)

Yulia Balinova комментирует...

Шикарно, Сергей!
*это как я убитая фанатка фильма "Титаник" утверждаю* =)

Jurijs Žarkovs комментирует...

Юлия,
у Вас перед очень серьезной публикой никогда не было ощущения "девочки в гольфах и кедах", которая рассказывает и радуется знанию первых нескольких букв азбуки, следи членов корреспондентов Академии наук?
Вы действительно НАСТОЛЬКО упиваетесь весомостью материала в своей подаче?

Yulia Balinova комментирует...

Jurijs Žarkovs, если вам не трудно, поясните свой комментарий. Мне незнание большинства букв азбуки мешает понять его смысл.

Jurijs Žarkovs комментирует...

Юлия,
единственная добавленная стоимость от корпоративного образования, создаётся "учениками" в процессе семинара, а не от Ваших "прописных истин", которые Вы скопировали из "правильных книг". Всё, что подаётся в абстрактно-интеллигентном ракурсе- БЕСПОЛЕЗНО НЕПОСРЕДСТВЕННО для применения.
Однако, выдернуть правильной абстракцией их из зацикливания - можно и нужно. Поэтому, собачки и кошечки гавкающие и мяукающие с экрана презентации мешают "ученикам" креативно решать свои производственные и реальные задачи.

Ирина Деточка комментирует...

Я, пожалуй, тут в дискуссии встану на сторону Юлии, и попрошу Вас, Юрий, как человека, судя по всему, с большой личной практикой в проведении корпоративного обучения, привести конкретные примеры того, как следует правильно учить людей "креативно решать свои производственные и реальные задачи".

Но только убедительно прошу привести РЕАЛЬНЫЕ примеры работы с РЕАЛЬНЫМИ компаниями, и, по возможности, со ссылками на портфолио, примеры проектов и рекомендации клиентов, а не общие бла-бла-бла в "абстрактно-интеллигентном ракурсе".

Yulia Balinova комментирует...

Jurijs Žarkovs, боюсь, вы не совсем верно поняли мой пост. Ни о каких собачках и кошечках, гавкающих и мяукающих с экрана, речи в нем не идет.

А свой первый комментарий, вы, к сожалению, так и не пояснили, как и ваши предположения о том, что я - упивающаяся чем-то девочка в гольфах.

Alexander Ryabinin комментирует...

Юрис, а с чего вы взяли, что мы будем писать здесь то, что будет полезно ВАМ.

Если у вас есть желание, мы можем организовать для Вас платный семинар, который будет для Вас полезен.

Знаете, когда мне информация не интересна, я просто не дочитываю ее до конца. Вы то дочитали? А ведь еще и прокомментировали... Значит это вас как то зацепило, а значит интересно:)

Jurijs Žarkovs комментирует...

Ирина,
эра диктатуры капитала и Ваша "конкретная" манера не актуальны.
Если, Вы настаиваете на том, что Ваши консалтинговые посылы ассоциируются с РЕАЛЬНОЙ экономикой, реальность сама продемонстрирует истинность и обоснованность оных.
Общаться с поп-руководителями, которые управляют производством и экономикой через цифры долларов, Вам очень удобно и комфортно - Вы блефуете о менеджменте, они блефуют о производстве. В реальности, столкнувшись с реальным производством, Вы конечноже можете сказать - А давайте я Вам напишу процедуру. А когда Вам скажут, что Вашу процедуру никто не прочитал написанное Вами дальше первого предложения, Вы предложите им сменить персонал на тех кто будет читать Ваши процедуры, только они производить реально ничего не умеют.
p.s. можно, конечно назвать ОРГАНИЗАЦИИ Евросоюза, в которых я лично десять лет назад уговаривал НЕ ВНЕДРЯТЬ, супер-методы, за их вредностью, и оказался прав, но Вас это богаче не сделает.

Люди слышат только то, что понимают. Гёте.

Jurijs Žarkovs комментирует...

Александр,
мне интересно НАСКОЛЬКО зазнался консалтинговый люд, и насколько они способны креативность реально, а не по книжке-шпаргалке.
p.s. про выборочное чтение, Вы этим гордитесь???

Ирина Деточка комментирует...

to Jurijs Žarkovs

бла-бла-бла и троллинг - вот и все Ваши теории

Ирина Деточка комментирует...

to Jurijs Žarkovs

Кстати, вспомнила. Я Вас как-то уже упоминала у нас на блоге - рядом с генератором Монте-Карло. Не хочется повторяться :)

http://premiumconsult.blogspot.com/2010/03/blog-post.html

Jurijs Žarkovs комментирует...

Ирина,
я понимаю Вы достигли предела своего креативного потенциала и арсенал слов и аргументов вне гламура, сопоставим с мощностью Эллочки.
Ладно, расскажу Вам об Консалтинге:
Консалтинг, это когда бодрый старичок работает с Вами пару-три месяца, шустро так работает, а потом оказывается, что он консультант в отставке, а потом он исчезает так же как и появился, а вслед за ним и все "крутые" менеджеры и управленцы с хорошей репутацией, за ненадобностью. Вот такой простой и продуктивный консалтинг, а то о чём Вы говорите - это материализация этой шутки, которой уже более десяти лет.

Только больше не смешно.

Пастух ведет стадо овец на дальнее пастбище, и вдруг прямо перед ним из пыли выезжает новенький "Jeep Cherokee". Водитель, молодой человек в костюме от "Brioni", туфлях "Gucci", очках "Ray Ban" и галстуке "YSL", опускает стекло и говорит: "Если я угадаю, сколько овец в твоем стаде, отдашь мне одну из них?"
Пастух смотрит на молодого человека, переводит взгляд на мирно пасущееся стадо и невозмутимо отвечает: "Конечно".
Молодой человек паркует машину, раскрывает ноутбук, подключает к нему сотовый телефон, заходит на сервер NASA, вызывает спутниковую навигационную систему GPS, сканирует территорию, открывает базу данных и порядка 60-ти таблиц Excel со сложными формулами. Наконец, он распечатывает на портативном принтере 150-страничный отчет, поворачивается к пастуху и говорит: "В твоем стаде ровно 1586 овец".
"Правильно", — говорит пастух, — "забирай одну". Он наблюдает, как молодой человек выбирает животное и заталкивает его в свой джип. Потом произносит: "А если я угадаю, каким бизнесом ты занимаешься, ты вернешь мне мою животину?"
"Согласен, верну", — отвечает молодой человек.
"Ты консультант", — говорит пастух.
"Правильно", — говорит яппи. – "А как ты догадался?".
"Легко", — отвечает пастух. — "Ты появился, хотя тебя никто не звал. Ты хочешь получить вознаграждение за то, что я и так знаю. И ты ничего не понимаешь в моем бизнесе, поэтому отдай мою собаку".

Yulia Balinova комментирует...

Jurijs Žarkovs,
способность некоторых людей очень странным образом интерпретировать самые прозрачные мысли, а потом еще и разражаться простыней не имеющего отношения к сабжу текста, меня очень умиляет.

Jurijs Žarkovs комментирует...

Юлия,
пожалуйста,
в двух словах,
укажите Вашу ПРОЗРАЧНУЮ мысль.

Yulia Balinova комментирует...

Jurijs Žarkovs,
если вам трудно перевести глаза чуть вверх и просто перечитать последнюю фразу поста, то я повторюсь здесь, мне не трудно.

>>Мне кажется, что в разумных дозах неформальный подход уместен даже в тех курсах, которые преследуют самые серьезные цели и задачи.

Ни больше и не меньше.

Jurijs Žarkovs комментирует...

Мне кажется, что в разумных дозах неформальный подход уместен даже в тех курсах, которые преследуют самые серьезные цели и задачи.

РАЗУМНАЯ ДОЗА, да так чтобы ни больше и не меньше, это сколько?

Или вопрос опять глупый, а ответ очень простой?