Поиск по этому блогу

среда, 7 апреля 2010 г.

Электронное обучение и отрицательные эмоции

На вебинаре на тему “Управление эмоциями пользователя” зашла речь о сознательном формировании отрицательных эмоций у пользователей электронных курсов.

Мне показалось весьма интересными суждения участников вебинара. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Стоит ли использовать целенаправленное формирование эмоции отвращения?

 

А. Е.: думаю, без этого всегда можно обойтись
С. П.: например, про фашизм
Л. Б.: зачем? Не лучше ли формировать положительные эмоции?
П. К.: да, в провокационных курсах
С. Я.: да, через обучение через противодействие. Например, курс по этике составить только из "вредных советов"
С. Я.: есть классная реклама. Показывают отвратительное поведение пьяных людей (вызвали отвращение у зрителя), а потом на этой эмоции сказали - но им хватило ума не сесть в таком состоянии за руль. На такой сильной эмоции и не предсказуемом повороте получилось действенно

Как видим, одно из предложений участников – построение курса по методу от противного.

Стоит ли использовать целенаправленное формирование чувства страха?

Т. Я.: Да, когда это нужно.
С. П.: для мотивации
Л. Б.: в жизни , наверное ,да для формирования чувства самосохранения. А в курсе зачем?
П. К.: конечно! если ты не выучишь курс, то ты не поднимешь свой социальный статус! страшно, коллеги?
С. Я.: мне кажется, что страх можно использовать только на стадии подачи материала, но ни в коем случае не на контроле
Т. Ф.: Только если угрожает жизни

Таким образом, делаем вывод, что и чувство страха можно использовать при разработке курсов по безопасности.

В рамках вебинара разбирали все эмоции, описанные К. Изардом. Запись вебинара можно посмотреть по ссылке.

Я очень благодарна участникам вебинара за проявленную активность.

P.S. Картинка девушки отсюда.

5 комментариев:

Владимир Наумов комментирует...

Позволю себе несколько реплик и вопросов, вызванных просмотром записи вебинара:
1. Есть Эмоции и эмоции.
Одно дело, мои Эмоции, когда моя супруга в реале спит с любовником-негром. Другое - когда я смотрю в театре и переживаю, как Дездемона отстаивает свое право на личное счастье, наставляя рога мужу. Первые Эмоции суть реальные, другие эмоции – условные. Вы о каких рассказывали, Наталья?
Стоит ли реальные и условные эмоции сваливать в одну кучу в контексте еL? Ведь с теми и другими в обучении мы обречены работать по-разному, не так ли? А если мы будем их грамотно различать, то очень четко сможем провести грань между провокативным и непровокативным обучением, моно- и диалогическим, традиционным и новыми методическими подходами к обучению.
Иначе будем путать божий дар с яичницей.

2. Мне кажется, участники были несколько дезориентированы, когда из аудитории возник вопрос о бихевиоральном подходе при работе с эмоциями + Ваш ответ на него. Есть большие сомнения, что эмоции бихевиористов сильно волнуют. Мне кажется, стоило бы подчеркнуть, к какому направлению психологии принадлежит Изард, чтобы люди не стали понапрасну рыться «не в той» литературе.

3. Показалось странным, что работу со стыдом в е-курсах Вы в целом приветствуете, а вот к вине у Вас иное отношение. Помнится, что в первоисточнике (у Изарда) была эмоция под названием «стыд-вина-смущение». Думается, едва ли корректно в рамках обучения разрывать или противопоставлять стыд и вину, тем более, что их диалектика давно описана в науке и даже в учебниках. Или Вам известно, как с виной и стыдом можно работать порознь? Буду благодарен, если поможете разрешить мое непонимание по этому вопросу.

Natali Dolgova комментирует...

Владимир, спасибо за комментарии. Очень жаль, что Вы не смогли присутствовать на вебинаре.
1. Эмоции рассмотривались мной, как то субъективное ощущение, которое переживает пользователь относительно контента. Эмоция очень радко может быть выделена в какой то один читый тип - это всегда гамма с превалирующей тенденцией (а бывает, что и не с одной тенденцией). В данном случае очень непросто отличить условные и реальные эмоции. Так как если человек в личной жизни пережил сцену подобнуй той, что у Шекспира, то реакция его в театре может быть гораздо более эмоциональной, чем у окружающих. Также и в электронном обучении если какие-либо рычаги воздействия ложаться на потребности обучаемых - реакция и уровень запоминания будет значительно выше.
2. Как мне кажется, вопрос с бихевиоризмом был связан со схемой механизма эмоции, и мой ответ касался этого же. В направлении бхевиоризма были последователи, которы значительно расширили первоначальныю схему Уотсона стимул-реакция. Эмоция имеет не только физиологические и чувственные составляющие, но еще и поведенческие.
3. Отчего странным? Стыд - эмоция довольно кратковременная, которая в дальнейшем трансформируется. То есть сформировав чувтсво стыда, мы можем его не усугублять до вины, а разворачивать в обратном направлении. В нашей культуре чувтво вины формируется с детства, так как в этом случае управлять людьми легче. И мне кажется, что не стоит его усугублять еще и в электронных курсах, особенно если у пользователя может быть внутренний локус контроля.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за обстоятельный и исчерпывающий ответ, Наталья.

Лишь один акцент: я четко знаю, когда негодую, гневаюсь, недоумеваю, радуюсь и пр. над контентом (каким-нибудь мерзавцем на экране, сцене, в книге), а когда по поводу реальных событий.
При работе с е-курсом это нужно учитивать, четко различая, будет пользователь "эмоциональничать" по поводу реальной или вымышленной ситуации. На вебинарах, кстати, эта грань еще более неуловима и ... сопряжена с определенными рисками.

Natali Dolgova комментирует...

Владимир, в вашем случае при общении с электронными курсами эмоции можно разложить на, как минимум, три уроня:
1. Эмоции, которые переживаете во время обучения (организационные моменты и прочие условия)
2. Эмоции, которые переживаете по поводу обучения (контент, иллюстрации, удобство использования и т. д.)
3. Эмоции, которые переживаете по поводу разработки электронных курсов с позиции проффессионала (некий критический взляд на продукт)
И все это сливается в гамму чувств. Уверена, что вы обладаете высокой способностью к рефлексии и можете отследить какие эмоци какой стимул у вас вызывает, но ведь это может далеко не каждый.

Владимир Наумов комментирует...

Наталья,
спасибо за лестный отзыв о моей эмоциональности и рефлексивных свойствах (хотел, что это было бы так на самом деле :).

Однако на вебинаре и в моих комментах речь шла об эмоциях аудитории е-курсов. Если в кино, в театре, за чтением книги я злюсь (про подлеца показывают), боюсь (ужастик), гневаюсь (гад-коррупционер в сговоре с мафиози убийство младенца заказали), такие негативные эмоции а) безопасны, b) полезны (отреагирование), с) очистительны (эмоциональный катарсис).
Поэтому, присоединяюсь к Вам: так называемые негативные эмоции могут выполнять задачи а), b), c) и им подобные в е-курсах.
Если в соответствии с тематикой курса они уместны, разумеется.