Поиск по этому блогу

понедельник, 15 марта 2010 г.

Истинные причины заказа электронных курсов

В одном из предыдущих постов я затронул причины, по которым иногда принимаются решения о покупке заказной разработке курса.

Знатно поспорили на эту тему :). Владимир Наумов даже подвесил у себя на блоге как пособие для начинающих покупателей заказных решений.

В общем и целом подобным образом выбираются многие продукты. Взять супермаркеты. Планируешь купить одно, выходишь с существенно более другим набором товаров. Иногда того, что хотел купить среди них вообще нет...

Ну да ладно, оставим злободневный и деликатный вопрос в покое, а поговорим вот о чем: а каковы истинные причины, которые побуждают клиентов заказывать у провайдеров eL курсы?

Давайте сперва перечислим вообще причины, которые могут побудить заказчика на такое прямо скажем затратное предприятие:

1. Качество. Большинство заказчиков не являются профессиональными разработчиками (и даже очень большие и "толстые", имеющие у себя штат соответствующих сотрудников, не являются профессиональными разработчиками). Вродеб как да, отдельно взятая команда, которая только и делает, что разрабатывает курсы дни напролет, сделает продукт быстрей и качественней. олрайт - это может быть причиной. Тем более, когда задача идёт от бизнеса, где качество обученных напрямую зависит от количества продаж новой линейки скажем машин.

2. Скорость. Курс нужен завтра и не абы какой а вполне смотрибельный, который бы выполнил, возложенные на него задачи. Тут уже спорно - в ряде случаев большие компании столько времени тратят на междепартаментные согласования, тендеры и проч., что быстрей сделать курс своими силами. Пусть он даже и сильно проиграет в качестве. Хотя иногда под скоростью понимается такая разница как: не сделаем вообще своими силами - сделаем с помощью внешней команды разработчиков. В этом случае да - скорость причина :)

3. План. Такое тоже бывает. По плану надо разработать N-ное количество курсов. Своими силами не успеть, привлекаем внешних разработчиков.

4. Дальше больше. Бюджет. Есть бюджет и его необходимо освоить именно на электронные курсы. Такое сплошь и рядом в государственном секторе. Там за неосвоение бюджета наказывают даже больше, чем за его нецелевое использование.

5. Опыт. Заказывают разработку одного-двух курсов с тем, чтобы перенять опыт, скопировать модель разработки и запустить такое-же у себя, пусть хуже, но зато на порядок дешевле с потенциалом "на вырост". Запросто. Видали и такое.

А теперь причины, о которых многие забывают, но которые иногда бывают истинными причинами разработки электронных курсов с привлечением внешней команды разработчиков. Помнить об этом ауторсинговой компании крайне важно для того, чтобы её разработка "прошла" и проект был успешно начат и не менее успешно сдан :).

Прежде чем их назвать, давайте посмотрим на историю вопроса.

Разработка курсов, да и вообще eL в ряде случаев прорастает "не с низу", а "спускается сверху".
Т.е. руководство решает, что им дозарезу необходим eL. Создают отдел или расширяют функционал уже существующего подразделения. И хоп - готово у нас уже есть еЛЁнинцы (© by lern :) атомное название - понравилось), которые еще вчера и знать не знали про электронное обучение, и вообще ...
Бывает конечно и не так мрачно и команда подбирается крепкая, дело своё знают туго и хлеб свой не зря кушают, т.е. дают вполне измеримые результаты.

Итак причины, при выявлении которых разработчикам надо быть крайне осторожным с заказчиком:
1. Руководителю показалось, что для полного счастья его команде надо знать историю его компании в его же изложении. С тем, чтобы её грамотно представить - конечно на такое святое дело денег жалеть грех - поэтому "давайте по полной программе". Скажите не бывает? Никто альбомчики из кожи на юбилей не таскал? :). Опасность - заказчик никогда не будет доволен - разработчик погрязнет в чек-листах, или вообще в середине разработки заказчик в лице руководителя возьмет "паузу" на "редактирование материалов". История не такая гладкая оказалась :).

2. Васе, в соседней компании фирма "Самаякрутаяконтора"сделал наикрутейший курс по продажам. И этот самый Вася в на крайнем совместном чаепитии рассказал (Показал? не поверите, но и такое бывает. Представьте сюжет: баня, проектор, экран и один одетый и потный, который показывает :)) этот курс. А как же мы? Пофиг на контекст, пофиг на результаты - надо срочно делать такой-же иначе отстанем от Васи. Истинная причина - у Васи есть что-то чего нет у меня - непорядок. Кстати по этой-же причине и eL начинают внедрять в особо продвинутых конторах :). Опасность - разработчику могут предъявить претензию типа "Вон у Васи то - работает, а у нас - нет".

3. В родном отечестве пророков нет. Иными словами руководство не доверяет разработку важных продуктов своей команде из-за уверенности, что люди, которых он по три раза на дню распекает за некомпетентность просто неспособны сделать что-то пристойное. Опасность для разработчика - вас затюкают правками эти самые, затюканные. Иными словами - на вас сорвут злость и обиду на своё начальство. Сюда же можно отнести, хоть и с меньшим "коэффициентом вредности" курсы, которые без видимой необходимости были "спущены" для внедрения сверху.

Ну вот, я назвал по крайней мере три истинных причины, которыми может быть вызвано желание компании разрабатывать электронный курс с привлечением внешней команды. Я думаю, что можно и продолжить, равно как и о том, что я вкладываю в понятие "качество" ... например в следующем посте.

Как представитель стороны разработчиков скажу, что конечно приятней (и продуктивней) всего работать, если причиной заказа курса п.1 из "вообще причин", т.е. качество. Заказчику кровь из носу надо получить качественный курс. Это просто песня, а не заказ.

24 комментария:

Сергей Снегирёв комментирует...

Отлично! Думаю, это нужно опубликовать - возможно, в менее фривольной форме - в журнале сообщества eLearning Russia.

Valery L Leontyev комментирует...

Я - всегда пожалуйста. Если коллеги из сообщества заинтересованы - готов адаптировать.

Владимир Наумов комментирует...

to С.Снегирев,
"Отлично" - ничтожно низкая оценка этого поста. СуперКонУльтраГениально! И публиковать это нужно не только в eLearning Russia, а на скрижалях Дидактики. Рядом, нет, выше Коменского, Макаренко, Скиннера, Блума и прочих...

Valery L Leontyev комментирует...

Владимир,

Каков хитрец а? :)
Ну дайте-же порадоваться за собраннные в кучу мысли :)

Владимир Наумов комментирует...

to Валерий Леонтьев,
я потрясен, снимаю шляпу, посыпаю голову пеплом и менее сакральными субстанциями.
Прозрел, спасибо.

До сего дня думал, что истинными причинами заказа е-курсов являются
не то
- обученность персонала,
не то,
желаемые изменения в его производительности и/или поведении,
не то
- знания, умения, навыки,
а также
- компетентности, следование профессиональным и этическим нормам, ценностям корпоративной культуры или науки
и, быть может,
- демонстрация правильного поведения и даже лояльности
и прочая ахинея.

Спасибо, открыли очи...

Valery L Leontyev комментирует...

Владимир, а Вы не путаете цели курса и причины, побуждающие его создать?

Скаральные субстанции конечно лучше поберечь. Ведь их конечное количество.

Владимир Наумов комментирует...

Валерий, к счастью, не путаю. Ибо ни одна из названных Вами причин не имеет прямого (причинно-следственного) отношения к обучению (и образованию) как таковым, кроме пункта о качестве, увы, также выраженного на языке продаж, а не обучения.
Все названные вами причины имеют отношение (причинно-следственного типа, кстати) или к процессам менеджмента и, уже, организации – не совсем оптимальным к тому же; или общения, или (3 последних истинных причины) – к психологии (точнее, простым психологическим комплексам участников процесса).

Любой мало-мальски мыслящий педагогически субъект скажет Вам, что причиной обучения является либо дефицит ЗУНов, компетенций и желаемых личностных качеств, либо подготовка или адаптация к будущей жизни конкретных (обычно молодых) поколений людей или специалистов, либо (более частный случай) подготовка к изменениям (опережающее развитие людей в преддверии целенаправленных перемен). Цель обучения – компенсация такого дефицита или создание фундамента для адаптации и самостоятельного развития.

Описанные Вами случаи – правда, очень горькая правда. Свидетельство, даже диагноз, готовности и даже компетентности заказчиков и исполнителей решать проблемы обучения не-, недо-, около- и внепедагогическими средствами. К сожалению, заказывают не курсы, а результат типа «рост продаж», «скорость» и оприходование бюджетов и т.п. И критерии результативности и эффективности – соответствующие – с потолка или из капризов берутся.
А потом мы все дружно удивляемся, что обучения должного не выходит, курс кривой и на исполнителя валятся шишки. А откуда ему взяться, обучению-то, если причины не учебные и цели не образовательные.

Valery L Leontyev комментирует...

Владимир, рад что Вы откоментились именно таким образом.

Горько это или сладко, но прежде, чем поставить учебные цели, необходимо ставить безнес-задачи, которые бы и поддерживал в том числе eL (если мы говорим о корпоративном обучении).

Весь мой пост, собственно и состоит из мотивации и видения руководящего (подчеркиваю) состава роли и месте eL как частного случая обучения.

Так вот наши с вами мало мальски мыслящие субъекты являются всеголишь обслуживающим звеном, придатком основных бизнес-процессов компании.

Если аутосрисговая компания, разрабатывающая в частности электронные курсы, будет мыслить только педагогическими категориями и не учитывать те причины, о которых я писал в настоящем блоге она рискует всю жизнь просидеть в розовых очках.

В отношении горькой, но правды: мы ведь с вами завтра не собиремся скажем на луну? Я - нет. Следовательно мы вынуждены жить в контексте этих правил.

И у нас два выбора - либо игнорировать эту "горькую, но правду", либо учитывать ее при взаимодействии с заказчиком.

Я - за второе.

Владимир Наумов комментирует...

Валерий, согласен, что эту "горькую правду" стоит и необходимо учитывать.
При этом я говорю с заказчиком так:
1. Чему курс должен обучить?,
2. Как повлиять на бизнес-процессы?
А потом уже вписываю в перечень Ваших истин (и им подобных) иные мотивы (причины), озвученные заказчиком.
В этом случае его ожидания и ресурсы становятся средством, содействующим или препятствующим реализации обучающей задачи.
Здесь масса точек соприкосновения, появления взаимопонимания и поиска решений, приемлемых для конкретного случая.
Если же заказчик говорит, да нафиг мне учить этот персонал, мне иное надо - здесь впору выставить ему ба-а-альшой-пребольшой ценник - за моральные педагогические страдания :)

Valery L Leontyev комментирует...

Да так все Владимир, кроме одного - вы говорите не с Заказчиком, а с представителем заказчика - типа скажем руководителя сектора дистанционного обучения.

Т.е. вы общаетесь с реализатором-предметником-поставленной-сверху-задачи, а не первопричиной.

Это важно.

Valery L Leontyev комментирует...

Что в прочем никак не отменяет той логики разговора, которую Вы описали.
Мы также придерживаемся примерно такой стратегии поведения, кроме случаев, когда к курсу уже предъявляются конкретные требования.

Jurijs Žarkovs комментирует...

Валерий, скажите пожалуйста, а какими могут быть Истинные причины создания электронных курсов, т.е. почему компании занимаются этим занятием-бизнесом?

Владимир Наумов комментирует...

Валерий, Вы меня совсем запугали, не шучу.
Вы пишете:
>> … вы говорите не с Заказчиком, а с представителем заказчика - типа скажем руководителя сектора дистанционного обучения.
Т.е. вы общаетесь с реализатором-предметником-поставленной-сверху-задачи, а не первопричиной >>

Это что ж,
выходит, реализатор поставленной сверху задачи мотивирован чем угодно, кроме непосредственной причины заказа е-курса: необходимости обучения персонала? И исполнитель здесь бессилен?
Я в шоке ...

Valery L Leontyev комментирует...

to Jurijs Žarkovs не вполне понял Ваш вопрос

to Владимир да Вы не пугайтесь так. Всё в порядке - Заказчик управляет бизнесом, исполнитель реализует свою задачу - обучение при помощи eL. Где страшно?

Владимир Наумов комментирует...

Валерий,
страшно там, где обучение идет по названным Вами "истиным причинам" :)

Valery L Leontyev комментирует...

Вы я смотрю прямо рефрешите за мной :).

Успокойтесь Владимир, обучение там не идет. Там идет работа с учетом одной или нескольких из перечисленных мной причин или Причин.

Valery L Leontyev комментирует...

Хотя там, где эти причины не учитываются, конечно процесс, следующий сразу за разработкой сложно будет назвать обучением.

Jurijs Žarkovs комментирует...

Валерий, скажите пожалуйста, а какими могут быть Истинные причины создания электронных курсов, т.е. почему компании занимаются этим занятием-бизнесом?

Вопрос перпендикулярный, т.е. понимается так как читается.
По каким ИДЕАЛЬНЫМ причинам люди берутся делать э-курсы?

Valery L Leontyev комментирует...

to Jurijs Увидел 9 страниц коментов на ваш пост http://elearningrus.ning.com/forum/topics/udalionnoe-obuchenie-modnaya и устрашился :).

Пожалуй возьму Ваш вопрос в качестве темы для одного из своих следующих постов. Вы не против?

Владимир Наумов комментирует...

>> Успокойтесь Владимир, обучение там не идет. Там идет работа с учетом одной или нескольких из перечисленных мной причин или Причин. >>

Спасибо, Валерий. Успокоили (не шучу). Более того, смягчу. Видимо, обучение там все-таки как-то идет, одновременно и благодаря и вопреки перечисленным Вами причинам и Причинам. Идет, к сожалению, через тернии (чтоб не сказать, "через ж...пу")

Jurijs Žarkovs комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Jurijs Žarkovs комментирует...

Валерий, огромная просьба, пожалуйста, позовитя меня поучавствовать.
jurijs-zarkovs@yandex.ru
Постараюсь недокучать вопросами :)

Valery L Leontyev комментирует...

to Владимир. Окей, считаю что покамест тема себя исчерпала. Думаю, что на eLearnExpo выкроим время и обсудим это увлекательное направление, там есть куда сблизиться.

to Юрий. Договорились, мой пост по понедельникам, так что или в этот или в следующий обязательно.

Анонимный комментирует...

Я бы добавил еще одну причину, по которой компании могут заказть электронные курсы, отчасти она дополняет пункт про сроки. :)

В тех случаях, когда все внутренние сроки у заказчика сорваны (как правило по собственной вине), он может привлечь подрядчика дабы переложить на него ответственность.

Встречается редко, но бывает.