Поиск по этому блогу

среда, 3 марта 2010 г.

Мотивация учения при выполнении сложных задач

Многие электронные курсы предполагают выполнение каких-либо практических, тестовых, кейсовых заданий. И чаще всего эти задания разрабатываются педагогическими дизайнерами.

Как определить сложность задания? Если оно окажется слишком простым – не реализует в себе педагогических целей: не возникнет мыслительный процесс (а только механическое нажимание клавиш), не создастся нервное напряжение, которое предшествует моменту решения задачи, пользователь не запомнит ни задания, ни способа его решения.

Даже если через некоторое время ему необходимо будет выполнить соответствующую задачу – это может вызвать затруднения. Так как необходимая для решения задачи информация стерлась за ненадобностью, подобных задач в практике больше не было. И снова возникнет поисковая активность, а это временные затраты.

Задачи сложного уровня играют двоякую роль. С одной стороны, если пользователь их решает и оценивает их как “сложные”, то они повышают самооценку пользователя, стимулируют его учебную деятельность, воодушевляют. С другой стороны, если пользователь не решает эти задачи по разным причинам, то могут возникнуть разнонаправленные процессы:

1. Снижение самооценки, потеря интереса к обучению, агрессия на электронное обучение.

2. Бурная активизация поисковой деятельности, так как пользователь воспринимает подобное задание как вызов его личности. В этом случае задача запомниться, будут запоминаться ряд фактов повседневной жизни, которые могли бы быть полезны для ее решения. Такой феномен называют эффект Зейгарник (запоминание незавершенного действия). Но такая реакция сложится только в том случае, если у конкретного обучаемого высокий уровень притязаний.

Как результат нерешения сложной задачи может быть закрытие курса (особенно если нет возможности изучить его без решения кейса).

Понятно, что сразу возникает метафора “золотой середины”. Но это не панацея.

И возникает ряд вопросов:

Как определить сложность таких заданий и кейсов?

Какой из уровней наиболее адекватно использовать?

Отметим, что на то как пользователь воспримет задачу и как на нее отреагирует, влияет ряд факторов:

1. Материала курса

2. Мотивации пользователя на изучении

3. Особенностей среды – возможности переносить на практику учебные задачи

4. Уровня притязаний и самооценки пользователя

Может, что-то забыла…

P.S. Картинка скопипастена отсюда.

3 комментария:

kvn комментирует...

Такое впечатление, что педдизайнер - некий универсал, который может все. Сваять дистанционный курс на любуюу тему, от современной математики до техники продаж и командообразования, написать любой кейс, задание. Откуда Вы их берете?
Лучше всего в заданиях плясать от Блума, но профессионалу в конкретной дисциплине с подсказками педдизайнера.

Valery L Leontyev комментирует...

Мы их выращиваем. Долго и упорно :). По-другому просто нельзя, иначе скушают профессионалы в конкретной дисциплине с подсказками педдизайнера :)))

Natali Dolgova комментирует...

Безусновно кейсы получаются более высокого уровня, если есть контакт с экспертом по теме. Но предполагать какой эффект может произвести то или иное задание, по-моему, необходимо.