Поиск по этому блогу

четверг, 25 февраля 2010 г.

Lose control

На одном из недавних вебинаров Владимира Наумова поднимался вопрос о целесообразности контроля в электронным курсе. Участники были опрошены на этот счет, и большинство из них, что неудивительно, дали вполне ожидаемые ответы (на опрос и его результаты можно взглянуть в блоге Websoft). Тут сенсации, конечно, нет. Однако в числе прочего автором была озвучена та парадоксальная мысль, что использование контроля обучаемого, ни больше, не меньше, недопустимо. Мол, это унизительно для пользователя. И что такой подход вполне себе популярен у забугорных коллег. А нам, само собой, до таких продвинутых материй надо дорасти.
Не скрою, этот тезис несколько взорвал мне мозг. =)
Унизительно. Скажите пожалуйста! Давайте придерживаться жизненных реалий: так уж сложилось, что все наше обучение с малых лет происходит из-под палки. Не суть важно, с чем это связано: русский менталитет, национальная склонность к халяве («по щучьему веленью», да-да); так исторически сложилось и это, наверное, очень плохо, однако - факт, с которым мы имеем дело. Любой нормальный ребенок воспользуется возможностью не учить урок, если такая возможность представится. Любой нормальный студент не будет готовиться к экзаменам, если выпадет счастливый шанс воспользоваться шпаргалкой или мобильником с гарнитурой. Со взрослением, конечно, включаются и более зрелые мотиваторы, однако отвыкнуть от механизма, столь эффективно работающего в детстве и юности, большинству людей не хочется и не можется. А механизмом этим, как мы понимаем, выступает та самая любимая палка: в школе – диктанты и контрольные, вызов родителей, риск остаться на второй год; в студенческом возрасте – сессия, лишение стипендии, отчисление; в зрелости – выговор, штрафы, увольнение. Без палки люди просто не привыкли: не научены.
Есть, конечно, исключения. Бывают и высоко замотивированные, амбициозные, ставящие перед собой цели и достигающие их, успешные люди, жадные до новых знаний и умений – и их немало. Бывают трудоголики с высокой корпоративной ответственностью и развитым чувством команды, - это тоже случается. Однако тем, кто предпочитает априори видеть в пользователях курсов именно таких сферических обучаемых в вакууме, стоит задуматься о смене дизайна своих очков.
Без контроля в курсе можно обойтись лишь тех случаях, когда мотивация обучаемая настолько высока, что никакие проверки ему попросту не нужны. Откуда берется такая мотивация? Надо думать, из личной заинтересованности.
Хочу я, скажем, научиться играть на флейте. В музыкальную школу мне идти поздновато, да и нечего там делать, - я открываю курс «Школа игры на блок-флейте», занимаюсь по нему, дудю с утра до ночи и наконец услаждаю слух окружающих виртуозным исполнением главной темы из «Титаника». Нужен в таком обучающем продукте контроль? Полагаю, что нет.
И другой пример. Работаю я, скажем, мелкой сошкой в крупной конторе. И дают мне в рамках повышения квалификации курс – чтобы росла профессионально и крепла духом. Ничего такой курс, в общем даже неплохой и интересный, но если я его не пройду, то в нашей гигантской конторе этого обстоятельства никто и не заметит. Наверное. К тому же мне предлагают его чуть ли не обеденное время учить - очень мне это сдалось. Ну и как, нужен тут контроль? Полагаю, что да. Иначе в конце курса вместо усвоенного материала в головах обучаемых будет шуметь прибой и петь птицы, а следовательно, грош ему цена.
На эти небесспорные примеры можно привести тысячу возражений, но мысль моя, надеюсь, понятна. Контроль может быть совершенно необходим (чаще), а может быть и вовсе не нужным (реже). Зависит от задач курса и его целевой аудитории. Но категорическое утверждение о недопустимости контроля в курсе представляется мне утопичным по сути.
Переубедите меня, пожалуйста.


1 комментарий:

Владимир Наумов комментирует...

Юлия,
хотел бы обратить внимание, что озвученная парадоксальная мысль (о чем и на вебинаре говорил) принадлежит не мне.
А также,
- что за счет интерактивности и хитрой навигации курс может не иметь контроля без ущерба для обученности
- что за счет постренингового неформального и формального сопровождения можно вполне делать курсы без контроля
- что организация применения изученного на рабочем месте (бизнес-обучение) может сделать контроль ненужным.

А вашей компании разве не приходилось делать курсы без контроля?
Лично мне - приходилось, к примеру 1. вместо учебного контроля была оценка ЗУН в процессе аттестации персонала, 2. целью курса было принятие некого решения, а не измерение обученности.
Но чаще по жизни я видел неплохие в принципе курсы с точки передачи знаний с безобразнейшим и неграмотным контролем, к ним прикрученным :(

Наконец, контроль к курсу как подпорка мотивации учащегося - дело неоднозначное. Учит ведь не контроль, а курс. А контроль в виде страшилки - дело малопедагогичное.