Поиск по этому блогу

четверг, 18 февраля 2010 г.

Искусственный интеллект на службе у e-learning

Вообще принято считать, что в e-learning использование различных форм интерактивности очень ограничено. В самом деле, каким образом можно дать пользователю реальную возможность проявить себя и свою индивидуальность в курсе? Он может разве что ткнуть куда-нибудь мышью, перетащить объект с места на место, ввести с клавиатуры несколько слов - вот и все. Для каких-то более сложных интеллектуальных манипуляций требуется живой человек, который был бы способен анализировать активность обучаемого и адекватно реагировать на его действия. Однако с развитием современных информационных технологий и искусственного интеллекта дело вполне может подвинуться к тому, что этот живой человек и не понадобится. Скайнет наступает, да. =)

Для иллюстрации своей мысли мне бы хотелось рассказать о любопытной находке, недавно сделанной мной на просторах интернетов, - весьма необычной и казуальной игре «Faςade», разработанной в жанре «интерактивная драма». Игра выглядит намеренно упрощенной и явно сделана за три копейки, но зато прекрасно демонстрирует небезынтересное для e-learning применение искусственного интеллекта во взаимодействии компьютера и пользователя.

facade screencapПо сюжету персонаж игрока попадает в самое пекло семейного скандала между своими женатыми друзьями, которые призывают третью сторону конфликта в свидетели и судьи. В зависимости от его реплик супруги могут либо помириться, либо разругаться окончательно, либо просто выставить постороннего за дверь, как это произошло со мной не надо было говорить мужу, что это он во всем виноват. Никакого выбора из нескольких предложенных вариантов ответов - пользователь совершенно самостоятельно вводит свои реплики с клавиатуры, стараясь применить все отпущенные ему дипломатические способности для спасения незаладившегося брака. В свою очередь, персонажи-собеседники очень живо реагируют на любые ваши фразы и ведут с вами вполне осмысленный диалог, в чем можно легко убедиться (игра распространяется бесплатно).

Вывод, в общем, понятен: с помощью подобного «симулятора общения» можно создавать обучающие продукты для отработки любых коммуникационных навыков, будь то ведение переговоров, общение с клиентами, продажи, проведение совещаний/собеседований или что угодно еще. Ведь в реальном общении не ограничишься тремя-четырьмя вариантами выбранных фраз, а алгоритм, примененный в «Faςade», предусматривает практически любой вариант развития диалога. Увы, примеров подобных курсов мне найти не удалось, хоть я не сомневаюсь, что забугорные коллеги наверняка что-то такое ваяют (буду, конечно, очень благодарна за ссылки на подобные продукты - гугл ведь тоже не панацея).

Главные сложности, которые видятся мне на светлом горизонте этого направления – потребность в очень серьезном и качественном анализаторе текста, который на коленке не напрограммишь, и, как следствие, длительная разработка (та же «Faςade» создавалась на протяжении нескольких лет). Но даже если такие проекты существуют на правах эксперимента – это огромный шаг для e-learning в общем и индустрии serious games в частности.

Комментариев нет: