Поиск по этому блогу

среда, 24 февраля 2010 г.

Влияние эмоций на обучение

     Я часто сталкиваюсь с тем, что у людей, тесно работающих, и мысли начинают двигаться в одном направлении. Как раз в праздники мне пришла идея порассуждать в рамках блога на тему влияния и управления эмоциями пользователей, привести классические исследования влияния эмоций на память и свести к некоторым рекомендациям работы с контентом. Александр уже начал эту тему, ну что ж… перенимаем эстафетную палочку. :)

Приведу описание эксперимента Бима.

     Эмоции оказывают избирательное действие на процесс научения, способствуя установлению тех связей, которые каким-то образом соответствуют содержанию испытываемой эмоции. Об этом говорит, в частности, эксперимент, проведенный Бимом. Испытуемые в его опытах выполняли два вида заданий: заучивали ряд бессмысленных слогов, и, кроме того, у них вырабатывали условную эмоциональную реакцию на световой раздражитель, который предвосхищал болевое воздействие (выработка условной кожно-гальванической реакции); условным раздражителем было зажигание лампочки, а безусловным (подкреплением) — удар током. Второе задание, которое заключалось в усвоении того, что световой сигнал предвосхищает опасность, отличалось от первого тем, что его усвоение было опосредствовано тревогой (человек учился бояться света).
    Исследование проводилось в двух разных условиях:
в нейтральных, а также в условиях, вызывавших тревогу. Источником тревоги был университетский экзамен или участие в представлении перед большой аудиторией (исследование проводилось непосредственно перед экзаменом или выступлением).

Рис. 4а(слева) Первое задание в эксперименте Бима – ассоциативное научение (слоги)

Рис. 4б (справа) Второе задание в эксперименте Бима – эмоциональное научение(тревога); выработка условной кожно-гальванической реакции

     Основной результат, полученный в этих исследованиях, заключался в том, что в условиях тревоги заучивание слогов происходило хуже, чем в нейтральных условиях (больше ошибок, больше повторений), тогда как усвоение сигнала опасности — лучше, чем в центральных условиях. Можно предположить, что повышение уровня тревоги облегчает заучивание таких реакций, выработка которых опосредствована тревогой (Beam, 1955). Однако это не означает, что облегчающее влияние тревоги обнаруживается только при заучивании реакций, опосредствованных тревогой (или страхом). Как считает Спенс, тревога способствует усвоению всех реакций, если заучивается легкий материал.

А теперь некоторые выводы, что из этого мы можем использовать в рамках e-learning.

1. Эмоции, как уже было отмечено Александром, действительно влияют на эффективность запоминания материала.

2. Контент, который совпадает с испытываемой пользователем эмоцией, запоминается лучше. А так как основная цель электронных учебников – передать информацию, научить, то эффективность запоминания чрезвычайно важна.

Жаль, что указанный эксперимент проводился при формировании негативных эмоций. Результаты действия положительных эмоций были бы очень интересны (но негативную эмоцию искусственно в целях эксперимента сформировать легче).

Исходя из описанных экспериментов, например, в курсе по пожарной безопасности предаваемая и информация усвоится лучше, если предварительно сформировать у пользователя тревожное состояние (при помощи иллюстрации какой-либо реальной истории, которая стала результатом отступления от инструкции).

Но насколько это гуманно? Где гарантии, что пользователь воспримет это погружение в эмоциональное состояние именно так, как предполагал разработчик?

Если все таки удаться погрузить в это состояние, то что делать дальше? Оставлять пользователя в состоянии тревоги не стоит.

Безусловно, вопросов множество и найти универсальный способ их разрешения, к сожалению, невозможно.

P. S. Описание и графики эксперимента взяты отсюда.

Комментариев нет: