Поиск по этому блогу

четверг, 11 февраля 2010 г.

Историческое значение игр

Все ли дети любят школьные уроки истории? По моему собственному школьному и преподавательскому студенческому опыту – нет, совсем даже не любят. Их можно понять: бесконечные даты, короли с одинаковыми именами, вереница неинтересных нудных событий, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Зато дети, особенно те, что постарше, любят игры, особенно те, что компьютерные. И это тоже вполне объяснимо.

Почему бы не совместить приятное с полезным?

Можно прекрасно выучить Гражданскую войну в США по учебнику, можно – по "Унесенным ветром", а можно – по стратегиям-реконструкциям South Mountain, Gettysburg, Antietam. Я говорю не о специальных образовательных проектах, а обычных, коммерческих играх, основанных на реальных исторических событиях - как правило, военных, поэтому и жанры у них соответствующие: в основном это стратегии в реальном времени (RTS), варгеймы, шутеры. Есть и глобальные стратегии, где пользователь получает возможность не только воевать, но и созидать: управлять государством в определенных исторических условиях (Europa Universalis, Total War). Реже встречаются симуляторы – например, авиационные («Красный Барон» - леталка на тему I Мировой Войны) или градостроительные (Imperium Romanum - реконструкция Древнего Рима). Отдельно можно упомянуть игру «Age of mithology», по которой можно смело восстанавливать события древнегреческого эпоса. Перечислять, в общем, можно долго.

Игры такого рода, разумеется, не относятся к категории "серьезных". Просто иногда разработчики тщательно подходят к созданию игровой легенды: в помощь сценаристам и художникам привлекаются консультанты-историки, в играх фигурируют реалистичные географические карты, аутентичное оружие и форма, реконструированы правильный порядок расположения войск и реальный ход военных операций.

Конечно, доскональная историческая точность соблюдается в играх довольно редко (хотя такие примеры есть) - все-таки здесь она не является первостепенной целью. Лично мне не доводилось видеть исторические компьютерные игры, специально разработанные с исключительно учебными целями. Возможно, плохо искала. =) Поэтому получение знаний является лишь побочным, хоть и крайне полезным эффектом игрового процесса и целиком остается на совести создателей. Многие разработчики, к счастью, не забывают об образовательно-просветительском аспекте и включают в геймплей и энциклопедическую часть, давая игроку очень даже исторические сведения о событиях, которые разворачиваются в сюжете. Но самое главное - каково вовлечение! Неинтересные персонажи с ничего не говорящими, наполеонотамерлановскими именами оживают и начинают творить историю, а игрок получает возможность окунуться в атмосферу былых героических подвигов и повернуть время вспять. Даже самый харизматичный учитель не добьется подобной отдачи на обычном уроке.

Практически вся мировая военная история охвачена игровой индустрией. Ни одна заметная эпоха, ни одно крупное противостояние не укрылось от внимания ушлых геймдевелоперов – начиная с античных войн и заканчивая чеченскими кампаниями. Ну а раз так, почему бы учителям не поставить детские развлечения на службу душеспасительным образовательным задачам?

балун2

Если серьезно, то тема эта перспективна и вовсю поднимаема во всем своем историческо-культурном контексте – как-никак, даже диссертации пишутся.

Картинка с прогрессивной учительницей утащена отсюда.

4 комментария:

Alexander Ryabinin комментирует...

оффтоп: я обожал уроки истории в школе! любимый предмет, любимый учитель:)

Yulia Balinova комментирует...

А уж как я их любила, можешь себе представить.:) До такой степени, что решила продлить себе это удовольствие еще не пяток лет. :)

Владимир Наумов комментирует...

Юлия, почитайте
Йозеф Хёйзинга. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: 1992.
Не знаю ничего более толкового про игры, хоть еще с десятка полтора концепций наскрести можно. Особенно у психологов.
Знай Хёйзингу наши апологеты сурьезных игр, глядишь, сами бы стали понимать, почем фунт игры и чем интересуются на самом-то деле :)

Yulia Balinova комментирует...

Спасибо, непременно приобщусь.