Поиск по этому блогу

понедельник, 25 января 2010 г.

eLearning это просто?


Как и обещал, буду делиться опытом общения с заказчиками. Или скорей опытом, полученным при общении :)

У кого как, а мне довольно часто приходится выслушивать примерно такой вопрос в том или инов виде заданный или повисший в воздухе: "А зачем нам система управления электронным обучением? Мы курсы в папку сетевую (верх крутости - в папку на узле!) положим и всё". Причем слышишь их в таких местах, где уж никак не ожидаешь ...

Действительно, с точки зрения доставки контента и чего бы более? :)

Нам (под нами я понимаю тех, кто пишет в этом блоге и бОльщую часть тех, кто читает) ответ на этот вопрос кажется очевидным, а вот заказчику - совсем нет. Мы обсуждаем темы, касающиеся педдизайна, влиянии тех или иных методик на сознание пользователя, мотивацию и т.п., т.е. мы рассматриваем достаточно узкие для неподготовленного пользователя темы, а следовательно рискуем быть записаными в разряд чудаков или как выражается один мой знакомый - "программистов" (для него программист всякий, кто умеет владеть компьютером). Следовательно сознательно сужаем аудиторию. Надо ли это делать?

Мне кажется проблема электронного обучения в его молодости и недостаточно прочном статусе "конкретного инструмента для решения конкретной задачи".
Приведу пример.
Я тут недавно лежал в томографе (приблизительно такой вот хреновине), мне там было не сильно приятно, где то не очень комфортно, и звуки из него раздавались раздражающие, НО я отчетливо знал не будучи медиком вообще и специалистом в области томографии в частности, зачем я сюда приперся и что мне светит, если я не пройду эту процедуру.
В твиттер я тут же написал дословно этот пост.

На мой взгляд смысл в том, чтоб понятия eLearning и его основные кирпичики настолько прочно вошли в лексикон и корпоративный быть компаний, чтобы люди не будучи специалистами и не подумали задавать вопросы типа "...я если с томографа убрать эти проводки, ведующие к компьютеру, наверное будет подешевле?". Просто это или работает вместе или никак не работает.

В общем предлагаю спуститься с небес на грешную землю, встать на позицию заказчика и понять - зачем? Простыми, ясными как день словами и терминами.
Глядишь, и аудитория будет пошире, и мы не так высоко в материях летать будем :)

Прошу в коменты :)

PS: когда на совещаниях (например у ректора вуза) специалисты IT начинают обсуждение между собой, знаете что говорят остальные? Ага, точно: "... ну вот, начали на своем птичьем языке...". о чем это они а? :)

картинка найдена и доблестно откопирована отсюда.

4 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Валерий,
а чем, по-Вашему отличается простой и ясный разговор с корпортаивным заказчиком и с вузовским. Не две ли там простоты окажутся?

Сергей Снегирёв комментирует...

Тот, кто с клиентом разговаривает "на своем птичьем языке", наносит прямой финансовый ущерб компании и от клиента должен быть изолирован. К клиентам типа "тётенька из педвуза" должен ходить соответствующий сейл. К клиентам типа "мы - лидирующая компания в сфере финансового посредничества" - соответствующий. К остальным - точно так же.

А утомлять простого клиента не слишком ему актуальными разговорами о педдизайне нужно в другой обстановке. Собрав, например, семинар на эту тему для клиентов. И то, нужно думать, как это подать правильно.

Если вы можете незнакомых людей учить незнакомому предмету, то уж своих клиентов научить знакомому предмету - пониманию важности азов е-лернинга - смогли бы?

Конкретно, что касается "А зачем нам система управления электронным обучением?", то это нормальный вопрос. Когда мне автомеханик предлагает "давайте альфа-прокладку в бета-фильтре поменяем", я тщательно интересуюсь - сколько стоит, почему столько, а можно без неё, и в чём моя выгода в конце концов. С врачами примерно так же. И вообще со всеми людьми, которым я собираюсь отдать деньги за что-то, чего я не понимаю.

И меня ничто не раздражает и не наводит на мысль "меня хотят обуть" так, как автомеханик, смотрящий на меня как на автоблондинку и отказывающийся (или неспособный) рассказать в трёх простых словах, зачем эта фиговина лично мне и как она улучшит мою машину. Тем более, если - как в случае с 99% корпклиентов - мне придётся вызвать такое же раздражение в своём начальстве, не сумев объяснить, что это такое и зачем мы это купили.

Когда мне говорят "а мы курсы на страничку выложим и всё", я отвечаю "это прекрасная мысль! но что, если начальство попросит список тех, кто должен пройти курс - с отметками пофамильно, кто прошёл, а кто нет?" Ситуация гиперреалистичная, и ответ обычно такой: "Хм, а что, эта ваша система так может?" - прекрасное начало разговора.

Резюмируя: НЕТ, проблема е-лернинга не в его молодости, и нормальные клиенты задают вопрос "а нафига нам эти навороты" всем - и медикам, и программистам, и строителям, и механикам, и страховым агентам, и представителям прочих древн.. ээ.. устоявшихся и привычных всем профессий. Умение чётко ответить на эти вопросы в доступной неподготовленному клиенту - основной навык сейла.

Valery L Leontyev комментирует...

Владимир,

Возможно и две. У вузовского сектора свои тараканы, как видно из вашего посленего поста они вам также знакомы :).

Речь о том, чтобы мы поменьше выражали себя через специфические термины, а побольше объясняли заказчику его же языком, где его возможные выгоды. Я знаю, что т-щ Корольков делает это мастерски буквально на туалетной бумаге :).

Valery L Leontyev комментирует...

Сергей, вы говорите совершенно разумные и правильные вещи, и уверен также, что и исполняете не менее верно и разумно.

С одним только НО: мои и Ваши аналогии можно потрогать руками, а то, что является предметом нашего разговора потрогать руками (а для некоторых и мозгом) уже существенно сложней. То, что нельзя потрогать руками существенно сложней понять.

Резюмируя Ваше резюме: таки электронное обучение и связанные с ним вопросы еще недостаточно прочно вошли в жизнь большинства из нас, чтобы можно было спокойно оперировать понятиями на уровне "альфа-бета прокладок для авто".

Что конечно не отменяет умения толково объяснять :)

Что делать? Видимо - делать. И терпеливо объяснять :)