Поиск по этому блогу

пятница, 29 января 2010 г.

Самые эффективные отрезки на дистанции прохождения электронного курса

При разработке курса часто возникает вопрос, в какой момент дать наиболее важную информацию, в какой расслабить, а в какой “добить” пользователя-обучаемого.

Есть мнение, что давать сложную информацию вначале курса – не выигрышный вариант, так как это может отпугнуть пользователя. Как правило в начале должен присутствовать мотивационный элемент.

Если рассматривать курс с позиции рекламщика, то самый вкусный элемент должен быть ближе к концу, для того, чтобы обучаемый шел весь курс за морковкой и в конечном счете получил ее, тем самым получив удовольствие (как от хорошей концовки в книге например).

Если обратиться к психологии, то существует так называемый “эффект края” открытый немецким психологом Г. Эббингаузом. Этот эффект предполагает, что в ряде заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. (более подробно о терминах). Отсюда же появляются и эффект новизны (то что в конце) и эффект первичности (то что вначале).

Serial_positionИтак, в какой момент необходимо использовать ту или иную информацию в курсе (кстати, не только в курсе)?

Лично я бы поверил Эббингаузу и использовал самый важный для запоминания материал в начале и в конце, но… не стоит забывать, что с помощью электронного курса можно развивать и навык, тем самым решая задачи применения полученных знаний, данный отрезок дистанции можно пройти в середине, и, возможно ближе к концу курса, так как интерактив заставит проснуться пользователя и активировать свой думательный аппарат. Далее, после прохождения экватора курса, можно возродить интригу и дать некую наводочку, с помощью которой можно замотивировать пользователя на дальнейшее прохождение курса. Ближе к концу пользователь должен получить обещанную “вкусняшку” (дабы не разочаровывать пользователя).

Так… вроде все? Ан нет.. вспомним, что там говорил Эббингауз об эффекте новизны.. Правильно, необходимо вставить важный для запоминания кусок информации.

Итого, вот одна из версий по распределению дистанции прохождения курса:

  1. Важная информация
  2. Применение полученных знаний
  3. Мотивация
  4. Применение полученных знаний
  5. “Вкусняшка”
  6. Важная информация

Есть предложения?

1 комментарий:

Natali Dolgova комментирует...

Вспомним о том, как Эббингауз разрабатывал свою теорию. В качестве материала для запоминания он брал бессмысленные слоги.
Безусловно, тенденция, обнаруженная Эббингаузом, имеет место быть.
Вместе с тем в процесс обучения вмешаваются множество других переменных, управляя которыми мы можем изменять вид этой кривой.
Например, если предложить испытуемому (простите, за такой оборот) запомнить осмысленный текст с эмоционально выраженной или значимой для человека серединой, вид этой кривой будет другим.
Вот только беда в том, что далеко не все переменные, которые влияют на эффективность запоминания материала, поддаются сознательному контролю со стороны раработчиков курсов.