Поиск по этому блогу

четверг, 26 ноября 2009 г.

The 2009 Edublog Awards

Коллеги! Стартовала зарубежная премия лучших образовательных блогов, твиттеров, подкастов и т.д. Голосование проводится до 16 декабря, 18 торжественная церемония.
image9
Достаточно полезная штука, ведь выбор блога чаще всего определяется его содержанием, а не раскрученностью (в сравнении с софтом, к примеру).
Вот номинации:
  1. Лучший индивидуальный блог
  2. Лучший индивидуальный твиттер
  3. Лучший групповой блог
  4. Лучший новичок-блог
  5. Лучший блог класса
  6. Лучший студенческий блог
  7. Лучший ресурсный блог
  8. Самое влиятельное сообщение в блоге
  9. Самое влиятельное сообщение в твиттер
  10. Лучший учительский блог
  11. Лучший блог библиотеки
  12. Лучший блог технической поддержки образования
  13. Лучший elearning / корпоративный образовательный блог
  14. Лучшее использование аудио в образовании
  15. Лучшее использование видео в образовании
  16. Лучшая образовательная wiki
  17. Лучшее использование социального сетевого сообщества в образовании
  18. Лучшее использование виртуального мира в образовании
  19. “Пожизненное достижение”
Надеюсь и в России когда-нибудь будут иметь место такие премии (коллеги из журналов, если читаете этот пост - задумайтесь) :)
среда, 25 ноября 2009 г.

Лояльность сотрудников к учебному порталу компании

Прочитал любопытный пост на хабрахабр.ру - 10 недорогих способов повысить лояльность работников в стартапе. Сразу радилось несколько аналогичных мыслей по поводу лояльности сотрудников по отношению к учебному порталу:
100%-й доступ к порталу 24/7. Вроде бы проще некуда, и так понятно.. однако, как показывает практика в некоторых компаниях доступ таки ограничивается (хотя иногда это обусловлено объективными причинами, поэтому смягчу – как можно доступнее должен быть портал с точки зрения времени).
Общедоступные курсы. Естественно преобладающее количество курсов – это специфические, направленные для нужд в первую очередь компании, но в какой то момент необходимо позаботиться и о сотрудниках, дав им доступ к каким-либо курсам, направленным на общее развитие сотрудников, лишь косвенно связанное с их деятельностью в компании.
Красивый и удобный дизайн. Уверен, что данный компонент является важным в мотивации сотрудника зайти на портал, дальше без комментариев…
Полезные мелочи на портале. Тут уже у кого как фантазия сработает, от банальной доски почета до брутального “Блог Павлика Морозова”, где сотрудники могут жаловаться на своих коллег…
Свободное общение. Понятно, что каждая дискуссия может уйти в глубь и никогда оттуда не выйти, поэтому возможно переключение на неформальные беседы исключать нет необходимости, все взрослые люди и смогут вовремя остановиться.

konserva
вторник, 24 ноября 2009 г.

Электронное обучение инвалидов

Во многих ВУЗах схватились за голову, когда нагрянула эпидемия гриппа. В некоторых из этого не делали проблему (к примеру МЭСИ закрывали на карантин и там велось обучение с использованием вебинаров) и использовали существующие у них на данный момент технологии… Но эпидемия спадет и такой острой потребности электронного обучения в классических ВУЗах наверное как не было так и не будет.
К чему все это? Да к тому, что в нашем мире есть дети с ограниченными физическими возможностями, для которых интернет – это не то, что виртуальная реальность, а порой и реальность. И наверняка многие из них мечтают учиться в ВУЗах, получать образование, но…
На прошлогодней EDUCA на одной из секций выступал один достаточно эмоциональный (в хорошем смысле слова) товарищ, выступал с клавиатурой для слепых (подробностей уже не помню, но было достаточно эффектно, так как он тоже был слабовидящий). С того времени я стал часто задумываться о том, что среди детей-инвалидов достаточно много талантливых юношей и девушек.
Я лично всегда был против выделения инвалидов из общей массы людей (хотя довольно странно, что я пишу это сообщение), но думается инструменты электронной педагогики помогут открыть зародышей таланта в людях с ограниченными возможностями.
В Курске вот к примеру выделяют реальные финансы под дистатнт для детей инвалидов - http://www.dddkursk.ru/lenta/2009/11/24/007303/.
В Иркутске такая программа тоже имеет место быть - http://irk-vesti.ru/teleinform/6914-v-irkutsk-s-1-s-ntyabrya-d-ti-invalidi-budut.html.
В общем прецеденты есть, что не может не радовать.
Коллеги, у кого есть реальные примеры, люди, которые используют  современные технологии электронного обучения, хотелось бы лично пообщаться с ними и понять, как они воспринимают это?
воскресенье, 22 ноября 2009 г.

Кто и зачем ставит цели в учебном курсе?

Постановка цели делиться на 3 уровня:
0002
В идеале самым главным постановщиком цели должен быть обучающий, так как он находится между заказчиком обучения и самим обучаемым. Т.е. он должен перевести запрос на обучения от заказчика, в его реальную ценность для обучаемого.
Пример:
Заказчик: хочу, чтобы через месяц весь документооборот осуществлялся в электронном виде.
Обучающий: необходимо научиться печатать документы в соответствии с внутренними шаблонами, научиться прикреплять их в ПО “Документооборот” и в нужный момент и нужное время ставить соответствующую птичку.
Обучаемый: таак… что же хочу я, и что надо мне?
Как известно обучение взрослых по большому счету эффективно только в одном случае, если есть интерес к обучению (ну или можно назвать это мотивацией). Так вот какую бы цель не поставил обучающий перед обучаемым, тот скорей всего и не увидит эту цель, а если и увидит, то, с вероятностью, 90% будет полагаться на свою цель… если она у него есть.
Так вот возникает резонный вопрос (который может опровергнуть мое предположение о том, что главный постановщик цели – это обучающий): нужно ли давать пользователю время, для постановки СВОЕЙ цели обучения, и как она будет соприкасаться с уже разработанными и подготовленными, возможно под совсем иные, расходящиеся с мнением обучающего, цели обучающего?
Вероятно – да, причем в такой форме, чтобы была возможность дать понять обучаемому, что от него хочет обучающий и что может курс.
Вообще постановка личных целей всегда и во всех областях будет на ведущих ролях у любого человека: зачем мне это надо? что мне это даст? Даже если шеф ставит “необсуждаемую” цель, все равно найдется время подумать зачем и почему, и если эта цель совпадет с той целью, которую надумал ты, то это будет самый эффективный результат.
Так что совет для обучающихся: ставьте личные цели перед изучением курса.
пятница, 20 ноября 2009 г.

В СНГ стартовала независимая программа исследований рынка e-learning технологий

18 ноября 2009 года стартовала независимая программа исследований рынка технологий дистанционного обучения (e-learning) в СНГ. Программа исследований инициирована порталом Smart education. Это первое исследование, которое будет основано на анализе функциональных возможностей профильного программного обеспечения, представленного на рынке.
О как! Если это действительно независимые исследования, то это по-моему первый такой эксперимент в России. И это будет чрезвычайно полезно в первую очередь для потенциальных потребителей, ну и естественно для разработчиков – конкуренция никогда не вредила бизнесу.
Программа реализуется в рамках подготовки выставки ElearnExpo 2010.
Вот тогда то мы все и узнаем:)
К участию в исследовании приглашены 27 компаний, представляющие на рынке СНГ более 50 решений.
В рамках исследования запланированы выходы следующих обзоров:
Том 1. Каталог разработчиков и поставщиков систем дистанционного обучения.
Том 2. Каталог LMS/LCMS решений.
Том 3. Каталог vILT решений.
Том 4. Каталог средств разработки электронных курсов.
Том 5. Исследование функционала LMS/LCMS решений (продажа/аренда).
Том 6. Исследование функционала vILT решений(продажа/аренда).
Том 7. Исследование функционала средств разработки электронных курсов.
Том 8. Рекомендации по выбору решений для организации дистанционного обучения в компании (чек лист, рекомендации по проведению тендера).
Том 9. Каталог профессиональных общественных организаций и объединений, задействованными в сфере дистанционного обучения.

Источник.
среда, 18 ноября 2009 г.

Наноэдьюкатор

Нанотехнологии добрались и до сферы образования. В классах школ и ВУЗов устанавливают некие приборы под страшным названием “Наноэдьюкатор”. 
Учебно-научные комплексы НАНОЭДЬЮКАТОР представляют собой классы оборудованные несколькими комплектами учебных сканирующих зондовых микроскопов НАНОЭДЬЮКАТОР. Все приборы объединены в сеть. Это позволяет управлять процессом исследования наноразмерных объектов каждым из микроскопов как с рабочего места соответствующего ученика, так и с рабочей станции преподавателя. В результате обучения учащиеся приобретают навыки практической работы в области нанотехнологий, при этом обеспечивается максимальный комфорт и качество работы преподавателя. В комплект поставки входит не только оборудование, но также учебные материалы, описания лабораторных работ, тестовые образцы.
Nanoucheba_2Внешний вид сканирующего зондового микроскопа НАНОЭДЬЮКАТОР
P.S. Я так и представил, когда мой сын пойдет в школу, будет приносить оттуда такииие интересные (в хорошем смысле) словечки (наноэдьюкатор, наноскоп, нанология…), а самое главное (надеюсь) любопытные наблюдения, что мне наверное будет грустно, что в мое время такого не было:), ведь даже когда я учился в ВУЗе у нас в физических лабораториях стояли (подразумеваю, что и сейчас стоят) такие древние агрегаты…
eo6m Электронный осциллограф "ЭО-6М"
вторник, 17 ноября 2009 г.

4я редакция SCORM 2004 (ADL SCORM 2004 4th Edition)

Итак - ADL SCORM 2004 4th Edition.
  • Дата выхода 31 марта 2009
  • Включает 2 с половиной года обратной связи полученной от сообщества
  • Увеличение совместимости
  • Предоставляет новые возможности
Untitled-1
Из интересного – в редакцию (а может быть просто рядышком) включен инструмент для сборки и настройки SCORM пакетов ADL RELOAD Editor, ранее известный, как The Classic RELOAD Editor.
PS: завтра будет вебинар посвященный описанию 4 редакции стандарта, так что будем разбираться, что действительно нового:)
Хотя как верно подметил Алексей Корольков на конференции E-практика 2009, еще и 3ю то редакцию стандарта никто толком не реализовал, а уже тут и LETSI на подходе, но это наверное к лучшему.

Обзор соцмедийных инструментов обучения

В поддержку онлайнового обучения могут выступать самые разнообразные инструменты, они могут быть как платными, так и не очень, или же вообще со свободным кодом. В блоге the eLearning coach рассматриваются 10 разных классов инструментов социального направления туземского происхождения.
Каждый рассматриваемый инструмент выполняет по крайней мере один из этих критериев:
  • поддержка совместной работы,
  • позволяет создавать пользовательский контент,
  • обеспечивает обмен и способствует приобретению неформальных или формальных знаний.
  1. Audacity – инструмент для создания аудио-контента и публикации оного в подкасты (free open source)
  2. Dimdim – инструмент для проведения удаленных конференций, одна из важных особенностей – открытый код, отсюда гибкая интеграция с LMS (open source от бесплатной ограниченной версии, до 75 баксов в месяц)
  3. Edublogs Campus – инструмент для блоггинга (годовая подписка стоит немало, поэтому не лучшее решение, с учетом того, что есть и неплохие бесплатные инструменты)
  4. Elgg – инструмент для развертывания социальных сетей (насколько я понял бесплатный)
  5. Google Collaboration Tools – набор инструментов для совместной работы (no comments:) i like google:)))
  6. MindMeister – инструмент для создания ментальных карт (от 0 и до 9 баксов в месяц за юзверя)
  7. TalkShoe – новый для меня инструмент “Ток-шоу”, где можно создавать свои радио-эфиры, презентации, потом все это дело формировать в подкасты (бесплатно)
  8. VoiceThread – выкладывание и голосовое комментирование презентаций, картинок и т.д. (от 0 до 60 баксов в год)
  9. Wikispaces – инструмент для создания и редактирования взаимосвязанных web-страниц (от 0 и до 1000 долларов в год)
  10. Yammer – инструмент для микроблоггинга (от 0 до 5 долларов в месяц за 1го юзверя).
Как видно из обзора абсолютно бесплатных инструментов практически нет, но при этом есть бесплатные стартапы, которые могут продемонстрировать нужность/ненужность инструментов относительно конкретных компаний.
понедельник, 16 ноября 2009 г.

Счетчик соцмедиа

Счетчик соцмедиа в реальном времени. Можно посмотреть прирост игр, сообществ, скачивания видео, игр и многого другого.

Таким образом можно легко отследить динамику развития web 2.0

Взял тут.

суббота, 14 ноября 2009 г.

Слушаем музыку и… обучаемся?

Студенты, школьники, а в последнее время и многие взрослые люди не могут обходиться без музыкального сопровождения, будь то дорога до работы или учебы, отдых или работа. Источников блага полно и они как правило легко доступны.

Чем вам не поле для проведения обучения, в котором так же заинтересован и обучаемый. Я вот лично сам практикую изучение аудиокниг, так как правило делаю это в дороге (которая кстати все больше отнимает у нас время, на самое драгоценное - жизнь). Читать с экрана лично мне приятнее художественную литературу.

В Перми вот ребята тоже не стушевались, да еще и грант выиграли (низкий поклон министерству образования местному). Обучение истории посредством рэп-композиций – супер! Я лично ЗА. Какая разница как, если это даст плоды, не отнимет много времени, и самое главное способно вызывать интерес.

ЗЫ: Пермь не в первый раз замечена на креативе, из последнего – логотип Перми от А.Лебедева в виде буквы П.

четверг, 12 ноября 2009 г.

Свободно или бесплатно?

Под словом свобода подразумевайте свободу слова, а не бесплатное пиво.

Richard Stallman

Не так давно один из клиентов попросил составить список LMS со статусом Open Source. И какого же было его удивление, когда напротив нескольких из них  я проставил ненулевые значения в колонке стоимость.

Не смотря на то, что на эту тему говорено и переговорено, мало кто обращает внимание на статусы: свободное ПО и бесплатное ПО.

Wikipedia:
Важно отличать Freeware от свободного программного обеспечения, которое предоставляет каждому помимо права на использование программного обеспечения, право модификации и ряд других прав. Freeware может распространяться без исходных текстов и содержать ограничения на коммерческое использование, модификацию и.т.д.

Основная мысль следующая: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Даже если работать со свободным ПО, это отнюдь не означает то, что вы сэкономите на этом деньги.

Wikipedia:
Многие тексты на тему программного обеспечения составляются на английском языке, в котором слова «свободный» и «бесплатный» переводятся одинаково, как «free». Это создаёт путаницу в именовании. В ходе решения этой проблемы появился термин Freeware, а для именования свободного и открытого программного обеспечения — термин FOSS (Free and Open Source Software). Однако, фонд свободного программного обеспечения рекомендует именовать свободное программное обеспечение «free software».

А что вы выберите, уважаемые читатели, свободу слова или бесплатное пиво?

вторник, 10 ноября 2009 г.

Человеческий образ в электронном курсе

Не секрет, что на западе очень любят использовать человеческие образы (фотореалистичные), как на веб-сайтах, так и в электронных курсах. В России же, на практике обычно применяют образы вымышленных рисованных персонажей.
С точки зрения визуализации и у тех и у других есть свои плюсы и минусы, к примеру фотоперсонаж – достаточно дорогой в реализации, картинка же не очень дороге удовольствие, но при этом, как правило, слишком привязана к шаблону курса, да к тому же у нее больше шансов неугодить пользователю (недостатков и достоинств как мне кажется примерно поровну).
Пример рисованных персонажей из практики Лаборатории Мультимедиа:
Untitled-1
В целом в каждом из этих персонажей при определенном мастерстве можно выудить эмоцию (для чего в большей степени и используются персонажи, для иллюстрации эмоций), но скорей эта эмоция так и будет “рисованная”
, придуманная. Если же рассматривать фотоперсонажей, то там картина совершенно иная, при определенном стечении обстоятельств и хорошем бюджете, эти эмоции можно получить от любого приличного актера.
Пример фото-персонажей с выражением характеров (студия elearningart):

пятница, 6 ноября 2009 г.

Управление временем электронного курса

Плохо, что время летит, но хорошо, что вы пилот.
Cashback
Коллеги, почти никогда не слышал в обсуждениях такой темы, как управление временем пользователя в электронном курсе. Особенно это актуально в корпоративном обучении.Files_633360788573556250_img036
Обучаясь без отрыва от работы пользователь, вероятно, каким то образом планирует время на обучение. Но ведь чаще всего он сам распределяет объем курса, который он “осилит за один присест”. Это скорее не правильно.
Давайте разберемся почему?
Доза информации получаемая пользователем, как правило распределятся по экранам, есть несколько видов информации, которые можно представить на экране: текст, графика, интерактивные формы, аудио, анимация и т.д. При потоковом изучении разных видов, пользователь задействует различные эмоциональные зоны своего мозга и достигает некоего эффекта обучения (при условии грамотно спроектированного курса). При разрыве, пользователь может потерять связь различных видов информации и, либо запутаться либо не правильно воспринять информацию.
Так же информация может различаться по целям ее преподнесения, например, использование предварительных вопросов с последующим их раскрытием может привести к тому, что пользователь ответив на вопрос, сочтет нужным закрыть курс до следующего сеанса, а потом откроет его уже на раскрытии данного, уже забывшегося вопроса, педагогический эффект в данном случае полностью утратит силу.
В связи с вышеизложенным есть мысли каким то образом помочь с планированием конечному пользователю электронного курса, например:
  1. Зафиксировать неразрывные группы экранов, либо запретом навигации (в том числе закрытия курса) либо предварительным оповещением (можно даже в цвета эти зоны раскрасить).
  2. Перед изучением курса предложить распланировать свое время на обучение таким образом, чтобы эффективность была такая, какую задумал в курсе его автор или методист (можно расписать обычный план в начале курса, с указанием времени на каждый неразрывный участок курса).
  3. Также одним из способов может быть дробление больших курсов на более мелкие (исходя из последовательности раскрытия тем).
четверг, 5 ноября 2009 г.

Как корабль назовешь...

Посетила меня одна мысль... о названиях электронных курсов.

В компаниях электронное обучение не всегда вызывает "лавину радости" среди обучаемых, и задача менеджеров по персоналу "продать" его сотрудникам. А название продукта, как мне кажется, - один из способов его продвижения. При этом название курса должно емко описывать чему там, собственно, будут учить.

Я недавно работаю в сфере электронного обучения, но пока ничего удивительного не встречала. Академические курсы называются также как учебник, на основе которых разрабатывается курс. Такие учебники не требуют, как правило, изысканных названий (отличных от названия учебника).

В корпоративном секторе следующие названия: адаптационный курс, знакомство с компанией, технология продажи и т.д.

Коллеги, как вы думаете, стоит ли придумывать более яркие названия корпоративным курсам?
Если да, то кто это "должен" делать? Заказчик или разработчик?

Может быть, у кого-то есть примеры неординарных названий? Поделитесь, пожалуйста :)
понедельник, 2 ноября 2009 г.

Вирусное обучение

Как сделать так, чтобы мотивация к обучению росла как передача вируса?

В маркетинге есть такое понятие, как “вирусный маркетинг”. Так как я немного увлекаюсь маркетингом, а работаю в сфере электронного обучения, меня изредка посещают мысли, а что если “вирусное обучение” – это та, почти не используемая нами технология, которая может привести к всеобщему повышению грамотности и квалифицированности нашего общества?

Из последнего опыта самомотивации к обучению на ум приходит “ТМ-бацилла” Глеба Архангельского, которую я подхватил и теперь активно, и охотно передаю окружающим.

Посмотрите какими шагами двигаются вперед социальные сети… Все это по сути передача вируса заинтересованности, в какое то время неизвестности, а потом и применение к своим нуждам, желаниям и самореализации.

Что касается маркетинга, то есть неплохая презентация по шагам, которые осуществляются при “посеве” вирусного маркетинга:

P.S. может что-то у коллег подсмотрим?