Поиск по этому блогу

пятница, 30 октября 2009 г.

Разработка контента: быстро или качественно? (2)

Как и обещал, материализую светлые мысли, высказанные на моем круглом столе:

Касаемо внутренней разработки: "Быстро" – призыв руководителей
"Качественно" - призыв разработчиков

Как сделать быстро и качественно?
Разработать логику курса (шаблонизировать). Использование комплексного средства разработки (такое бывает?). Команда разработчиков (один в поле не разработчик).

Какие курсы бывают быстрыми, а какие нет? Быстрые: курсы связанные с законодательством, продуктовые курсы. Не быстрые: Навыковые курсы, теоретические курсы (фундаментальные), адаптационные курсы.

И наконец... Что такое качественный курс?

  1. Достижение цели (в первую очередь бизнеса, если это корпоративный курс и учебной, если академический).
  2. Посещаемость, обратная связь.
  3. Качество содержания, экспертный уровень.
  4. Аккуратность, внешний вид, отсутствие орфографических, стилистических и пунктационных ошибок.
  5. Юзабилити.
  6. Форма курса соответствует его содержанию.
  7. Авторский контент (не плагиат).
четверг, 29 октября 2009 г.

Игры и симуляции, стоит ли оплачивать «банкет»?

Публикую результаты обсуждений моего круглого стола с конференции "E-Практика 2009".

1 Да, они позволяют привить навыки, знания в ИТ.
2 Шелевят низменные инстинкты: азарт, страсть …
3 Да, информация подается более интересно.
4 В зависимости от поставленной задачи – да, надо знать, когда и где использовать.
5 Мешает консерватизм руководства (мы – серьезная компания, а вы тут игрушки предлагаете).
6 Сложно попасть в точку при разработке.
7 Игры потребляют много трафика, что особенно актуально при доставке контента в регионы.
8 Вопросы безопасности (трудности с использованием flash, потокового видео и т.п. в организациях с определенными политиками безопасности) .
9 Отсутствие достаточного опыта как у разработчиков так и у заказчиков при разработке и соответственно использовании.
10 Риски возможной неудовлетворенности конченым результатом при больших начальных затратах.
11 Оплачивать разработку с 0 редко оправданно, нет понимания того, что действительно нужно.
12 Может легче взять готовый продукт и адаптировать под себя?
13 Надо исходить от поставленных задач.
14 Проблемы с технической базой (особенно в регионах), имеется в виду слабые компьютеры.
15 Эффективным может быть фрагментарное использование.
16 При разработке симуляций, они «обходятся» дешевле, чем стандартные статические скриншоты и описания к ним за счет использования простого ПО.
17 Как померить эффект от разработки? Сложно представить экономическое обоснование.
18 Стоит в случаях с отраслями, где велики риски, связанные с незнанием сотрудниками предметной области (банковская сфера, страхование).
19 При наличии авторских средств разработки можно научиться разрабатывать игры и симуляции самим.
20 Да, экономические симуляторы крайне важны.
21 Да, они оказывают положительный эффект на обучаемого.
22 Да, эффективно применять для прививания навыков.
23 Игры – они для мотивации.
24 Нужны инновации, необходимо делать то, что никто еще не пробовал и тогда можно будет добиться положительных результатов.
25 Имеет смысл в случае четкой постановки цели
26 Приветствуется с точки зрения мотивации сотрудников
27 Присутствует скептицизм коллег и руководства «Делать больше нечего, кроме как игрушками заниматься?»
28 А вообще, что такое игра с точки зрения обучения?
29 Игры позволяют «получать знания исподтишка» The Best!
30 Да, если есть понимание, что игра это подход, а не игрушка
31 Есть мнение, что игры интересны только молодежи
32 Полезно в ограниченном виде
33 Сложно мотивировать руководство. Взять примеры и пойти с ними на поклон
34 Да, если использовать их во внерабочее время
35 Низкая мотивация персонала к использованию
36 Крайне эффективны игровые курсы для быстрого вывода новых продуктов на рынок (оперативное обучение продавцов в рамках компании)
37 Сложность в масштабируемости, необходим высокий уровень знаний для внесения изменений
38 Да, в рабочее время во время изучения курса, основанного на игре происходит смена ситуации, обучаемый «переключается», отдыхает
39 Стоит, есть случае создания «клубов» игроков, что положительно сказывается на мотивации сотрудников
40 Да, если поставлена цель и есть понимание конечного результата

Всем участникам спасибо за содержательную дискуссию.

Так стоит или нет? :)

Ворох мыслей с Лаборатории идей

23 октября компания WebSoft провела конференцию "E-Практика 2009".

В конференциях участвую вобщем-то достаточно регулярно и уже даже можно сказать что давно. Какие-то лучше, какие-то чуть хуже, на каких-то просто хочется рыдать от обиды за напрасно потраченное время....

В таком формате присутствовал в первый раз, да и судя по реакции окружающих не я один :)

О формате.
Коллеги из WebSoft предложили крайне неожиданный формат, чем то напоминающий тим-билдинги. В большом зале разместили 10 (9? :)) круглых столов, у каждого назначили модератора (мне достался столик у входа с названием "Игры и симуляции стоит ли оплачивать банкет?"). После небольшой легенды о корпоративном обучении дали старт обсуждениям круглых столов. На первое обсуждение со своей группой было выделено 30 минут, после чего все кроме меня дружно снялись и строго по часовой стрелке ушли за соседний стол. По мере движения групп по столам время обсуждений сокращали ... и так 10 (9? %)) раз. Справа от меня был столик, который "держала" Елена Тихомирова. Спустя 5 или 6 смен она меня спросила - "Валер, скока групп осталось?" :-). Модераторы во время обсуждения должны были все фиксировать, поддерживать дискуссию и выявлять дельные мысли. Мыслей получилось много. Скажу, что после 5 или 6 группы уже не все получалось фиксировать .... После того, как группа вернулась за столик попросили по результатам обсуждения выступить от каждого стола с ответом на 3 вопроса: Актуальность темы, Что удивило, Какая из идей показалась наиболее важной.

Впечатления
1. Несмотря на то, что я, как модератор испытал достаточно сильное напряжение, получилось неожиданно продуктивно и весело.
2. Благодаря неформальному формату и чрезвычайно высокой динамике я не заметил неактивных и не заинтересованных участников (что на конференциях сплошь и рядом).
3. В какой то момент пришло осознание того, что все тут занимаются одним делом и все являются единомышленниками (ненадо никому ничего доказывать, отстаивать свою точку зрения о том, что e-learning имеет право на жизнь и т.п.), все в теме.
4. Ближе к концу обсуждения модерируемой мной темы пришло глубинное осознание того, о чем стоит говорить обсуждая игровой подход и симуляции. Мы же не о мультиках, стрелялках и нажималках на кнопки..., а про методики, про их эффективное (причем может при этом и не всегда эффектное) применение в электронном обучении... Ну об этом в другом посте.
5. Видимо из за того, что бОльшая часть участников были представителями корпоративного сектора отсутствовали эти-самые-вопросы-без-ответов (а как мотивировать авторов, а как же плагиат, а как же стоимость, а как же а как же .. ), народ был заточен на то, что лично он вынесет с этого мероприятия, а организаторы всячески поддерживали это стремление.
6. Коллеги из WebSoft не тянули одеяло на себя, у меня абсолютно не создалось ощущения, что это мероприятие ради повышения продаж WebTutor, V-class, CourseLab...
7. Во второй части дали высказаться всем желающим, и такие желающие нашлись (вспомним конференции, где после работы в группах редкий слушатель созреет задать вопрос и уж тем более высказать своё мнение относительно тематики).
8. Мероприятие действительно получилось таким, каким его обозвали организаторы - "Лаборатория идей".
9. Сама организация не была идеальной, но сейчас, по прошествии почти недели как то и не вспоминается существенных минусов, которые бы повлияли на результаты мероприятия. Некоторые возможно возразят, что мол то было не так и это не эдак, и времени мало и слайды листались невпопад ... я на это могу ответить так: "А вы попробуйте сделать лучше, ну или хотя бы также".

Итого
У наших коллег и партнеров получилось сделать еще один качественный продукт, не идеальным, но вполне работоспособным - практическим. Всё было очень по-настоящему и от души. Это крайне радует и очень подкупает.

Мелочи, а приятно

Не сговариваясь с Николаем и Google подкину свои две копейки в организцию эффективной работы:


Смех мехом, но недавно стал вновь пользоваться "Избранным" (в своё время перестал, потому как стока хлама было, что ничего не разберешь, вроде возьмешься, рассортируешь, всё красиво .. а потом опять копится, в общем бросил я это дело), причем такой способ: панельку вызываю исключительно Ctrl+Shift+I. Самих закладок мало, только те, которыми постоянн опользуюсь. Сперва идут свои корпоративные, потом почты и партнерские сайты, затем несколько новостных и личных. Собственно всё.



Опять таки недавно случайно обнаружил, что при работе с окнами MS Outlook, к примеру с задачами (у нас в компании очень часто употребляемый инструмент) в полях ввода и дропдаун менюшках некоторые буквы у названий подчеркнуты. Так вот, если нажать Alt и эту подчеркнутую в наименовании меню буковку, то моментально попадаешь в это поле.

Вроде мелочи, но так приятно :)
среда, 28 октября 2009 г.

10 советов начинающим пользователям Интернета

Google опять на высоте со своим креативом! Теперь они создали страничку в виде учебного курса для начинающих “интернетчиков”.

Интернет давно стал незаменимой частью нашей жизни. Он помогает нам общаться с друзьями по всему миру и быть в курсе последних новостей. Не нужно никаких специальных знаний, чтобы работать в сети Интернет, нужно лишь сделать первый шаг.

На этом сайте Вы найдете 10 советов, которые помогут Вам сделать свои первые шаги в Интернете.

Google Россия и Николай Фоменко

Вот один из видео-уроков посвященный добавлению закладок на сайты:

понедельник, 26 октября 2009 г.

Инвестиции в развитие e-learning специалистов

Итак, состоялась “Лаборатория идей 2009”.

WebSoft сделали, как мне кажется две полезные инвестиции:

  1. в развитие своих продуктов и, соответственно своего бизнеса,
  2. в развитие e-learning специалистов,
  3. становление сообщества.

Мне лично (а судя по общению с коллегами, и не только мне) было интересно и полезно услышать/увидеть опыт изнутри. Правда в основном затрагивались вопросы в общем их понимании и представлении, без относительно продуктов WebSoft.

Прямая речь:

“Я рассчитывал, что здесь будут обсуждаться решения на базе ваших продуктов, а на самом деле затрагивались более широкие проблемы и их решения”.

Были конечно и минусы, к примеру, время, которое отводилось на обсуждение идей и отсутствие паузы (организованного кофе-брейка) хотя бы в середине круглых столов.

Прямая речь:

“Лучше бы модераторы переходили от стола к столу!”

Главное – людям дали высказаться, и дали понять, что они не одни, и что можно расти вместе.

Прямая речь:

“Заметьте, конец конференции, вечер пятницы, а у нас полный зал, практически никто не ушел, бывает ли такое на конференциях?”

Эта конференция принесла мне пользу.

воскресенье, 25 октября 2009 г.

Разработка контента: быстро или качественно?

На прошедшей 23 октября конференции у меня была (точнее у стола, который я модерировал), на мой взгляд одна из актуальных на сегодняшний момент тема (нужно всем - это уж точно) - разработка контента, с каверзным вопросом "быстро или качественно?".
Мыслей много, попробую материализовать их в следующих постах...
Вот лишь несколько картинок с нашего стола:



Продолжение следует...
четверг, 22 октября 2009 г.

Советы для начинающих внедренцев e-learning’а

При подготовке к “большим” проектам по внедрению e-learning многие руководители, а чаще всего ответственные лица (которые как правило являются сотрудниками отдела кадров) стоят на пороге паники, так как незнакомая отрасль порой пугает, и появляется много вопросов: Сколько денег потратить? Какой выделить штат? Сколько времени потратить?

Не найдя ответов, они часто полагаются на мнения экспертов, которые ко всему прочему являются и продавцами, что может негативно сказаться на объективности ответов.

В журнале !Elearning есть выжимка советов, которые опытные “внедренцы” не из числа вендоров могли бы дать своим коллегам, пропустив их через свой опыт предложу такой вариант:

  • составьте четкий план внедрения, а в дальнейшем следуйте ему.
  • педагогический дизайн важен всегда, независимо от инструмента или технологии. Отправка информации через электронную почту не является электронным обучением!
  • начните с простого. Не следует вбухивать большие деньги и ресурсы в самые крутые LMS, это может лишь навредить, не разобравшись можно завалить весь проект (хотя нужно помнить, что на каком-то этапе придется так вкладывать большие деньги и ресурсы, но это должно быть обоснованно)
  • используйте простое средство разработки
  • вам необходимо знать свою аудиторию, так как не всегда электронное обучение в промышленной области и в банковской сфере похоже.
  • начните с пилотного проекта, по результатам которого необходимо: снять обратную связь, устранить ошибки, выработать стандарты.

Единственное, что если брать нашу ментальность, то чаще всего руководителям требуется здесь и сейчас, чего, как известно, на пустом месте не бывает.

Пугающий e-learning

Чрезвычайно актуальная и интересная заметка в блоге тренинговой компании «Провокация РОСТА»: «Боязнь электронного обучения».

Автор очень четко и последовательно раскладывает причины, почему значительная часть целевой аудитории электронных курсов неохотно имеет с ними дело и вообще не воспринимают e-learning так таковой всерьез. Приведу цитату из поста:

Поразмыслив над этим вопросом, я составила вот такой список самых распространенных причин, основанных на аргументах моих собеседников:
1. ДО (так чаще всего у нас называют электронное обучение) не даст мне той информации, которая мне действительно нужна.
2. Я не смогу перенести полученные знания на практику – электронное обучение разорвано с реальностью.
3. Я не смогу мотивировать себя на обучение.
4. Во время обучения не будет контакта с преподавателем, я не смогу получить консультации и ответы на возникшие вопросы.
5. Я не получу практических навыков.

Очень метко.
Печаль в том, что эти опасения в подавляющем большинстве курсов крайне небеспочвенны.
вторник, 20 октября 2009 г.

Первая Twitter-конференция в России

Наш город Ярославль 7-8 ноября посетит Первая Twitter-конференция в России, которая проходит в рамках Всероссийского Интернет-марафона. Она состоиться в клубе "Gallery AIR" (Кирова, 7).
Формат мероприятия открытый: организация мероприятий осуществляется миркоблоггерами. Программа конференции формируется.
Подробная информация здесь.

Мне кажется, это интересно обсуить возможности и развитие Twitter в России.

Общественно полезные игры


Спешу поделиться - сайт интересного игрового проекта Games for Change. G4С - некоммерческое движение, направленное на разработку социально ориентированных видео- и компьютерных игр, помогающих детям/подросткам формировать активную жизненную позицию и вырабатывать в себе гражданскую сознательность, толерантность и тому подобные идеологически выдержанные качества. Все игры выполнены очень качественно и разнообразно - яркий пример того, как практически в любую игру произвольного жанра можно заложить социальный или политический подтекст, который не будет при этом навязчив и раздражающ (извечная проблема соцзаказа). Охвачены самые различные вопросы: гражданские права, энергосбережение, окружающая среда, глобальные конфликты – в общем, обширный список игр по главным проблемам современного общества (наибольшее впечатление лично на меня произвела игра, посвященная пропаганде лояльного отношения к беженцам из стран третьего мира).
Все игры, разработанные G4C, выложены на официальном сайте, в них можно играть онлайн.
понедельник, 19 октября 2009 г.

Умный шаблон для электронного курса

Прочитал тут на днях интересный пост от B.J. Schone, в котором он рассказывает о том, как оформление электронных курсов влияет на восприятие информации, а что самое интересное на сознание и, собственно, обучение пользователей.

Вот некоторые мысли, после прочтения…

Раскраска шаблона

Оформлением шаблона (спокойным, вызывающим и т.д.) можно управлять (конечно, в той или иной степени) сознанием пользователя, например можно начать с тускло оформленного шаблона, а по мере возрастания важности и сложности шаблона, придавать ему цвет.. Интересно, неправда ли?

Использование персонажа, для выражения эмоции

female-character-group-of-5

Использование аудио-эффектов при появлении различного типа информации

Согласитесь, когда на ваш телефон приходит смс, или какое-либо напоминание, звук, поставленный на это событие очень быстро входит в привычку, и вы по первым нотам понимаете, какой тип информации, вам предстоит просмотреть. Так же и в курсах, при появлении, к примеру определения или цитаты, или иных типовых событий можно использовать какой-нибудь динь или дзынь, и  через какое-то время пользователь будет разделять представляемую информацию на автомате.

пятница, 16 октября 2009 г.

Как научить сотрудников улыбаться?

Раньше думала, что с помощью дистанционного обучения мы можем передавать информацию, научить каким-либо умственным навыкам, если хорошо постараться, то и вербальным навыкам обучить можем.

Но как научить пользователя определенным невербальным проявлениям? Это особенно важно для сотрудников, которые общаются с клиентами.

Первый шаг в этом направлении сделан.

Компанией OMRON еще в 2007 году разработана технология "Измерения улыбок", а в настоящее время она начала активно внедряться в производство. Пример.

Программа OKAO способна различать лица любой национальности (а не только лица граждан страны Восходящего солнца) и давать оценку искренности улыбки.
Встроив такую программу, например, в курс обучения продажам, можем добиться отработки навыка искренне улыбаться, мотивируя и подбадривая пользователя на пути к широкой и искренней улыбки :)
А если учесть, что улыбка не только поднимает настроение окружающим, но и поддерживает собственное здоровье, тем самым оздоровляем персонал компании. :)
среда, 14 октября 2009 г.

Top 10 Качеств для проектировщика электронного курса

Какими качествами должен обладать педдизайнер, для эффективного проектирования электронных курсов?

Если вы проектировщик курса (или, возможно, педдизайнер), примерьте на себя данные качества (получается забавно):

  1. Понимание на уровне интуиции, как учатся другие люди.
  2. Умение соединиться с аудиторией на эмоциональном уровне.
  3. Способность к воображению как у ученика/члена аудитории.
  4. Способность к поглащению различных знаний.
  5. Проведение коллективных обсуждений по стратегии реализации курса.
  6. Визуализирование учебной графики, пользовательского интерфейса, взаимодействия и готового продукта.
  7. Написание эффективных учебных текстов, подбор звуковых подлинников и видео.
  8. Комбинирование возражений с экспертами по предмету и участниками команды.
  9. Знание современных возможностей e-Learning, средств разработки и программного обеспечения.
  10. Опыт проектирования информации, знания в области дизайна (юзабилити), а также знания средств коммуникации и новых технологий.

Первоисточник.

понедельник, 12 октября 2009 г.

E-learning трекеры

Все слышали о торрентах? torrents.ru? ThePirateBay.org? Пиратские и не очень ресурсы качали с этих ресурсов наверное многие из вас… А я вот тут недавно узнал о существовании… e-learning трекеров..

c810b3f8c61e

Качественный обзор таковых ресурсов представлен здесь.

В основном, это закрытые сообщества образованных людей с регистрацией по приглашениям, которые обмениваются обучающими материалами, будь-то электронные книги, обучающее видео, CBT (computer based trainings), аудио-книги, презентации с конференций или софт для обучения.

Интересен ли twitter для обучения?

В последнее время Twitter набрал неплохие обороты, чтобы можно было задумываться о том, что он прочно вошел в образ жизни массы людей.

Я вот лично тоже решил попробовать на своей шкуре, что же это такое.

В связи с этим, наверное, пора задуматься и о том, как можно использовать Twitter в обучении…

Untitled-1

Твиттер – это система микроблогов, где пользователи пишут информационные сообщения длиной не больше 140 символов. При этом в Твиттере есть система подписки: вы можете подписываться на других людей, и на вас тоже могут подписываться.

Теперь к полезности… Для чего нужен твиттер в обучении? Мне видится это, как мобильный обмен информации для определенного круга сотрудников/студентов (как пример: один из сотрудников участвуя в какой-либо конференции в режиме online пишет в твиттер интересные тезисы, прозвучавшие на докладах).

Но получается так, что в реальности твиттер используется как сетевой журнал… Нашел в посте Евгения Симахина информацию о том, что всего 20% сообщений твиттера содержат полезную информацию.

Конечно, какие-либо выводы делать рано, но тем не менее тенденция, как мне видится, не очень позитивная с точки зрения полезного обмена информации, и заявленное определение сервиза как “микроблоггинг” не совсем соответствует действительности.

четверг, 8 октября 2009 г.

МГУ запустил собственный канал на YouTube

Вот так вот.. Самый “консервативный” ВУЗ России певым запустил свой собственный канал на YouTube.com.

picture (1) Кроме того, был запущен сайт дистанционного обучения.. Правда здесь есть вопросы, что имеется ввиду под “сайтом дистанционного обучения”? Но это наверное не главное, важно, что Садовничий наступил на горло собственной песне и пошел таки вперед.

Приобретение знаний в процессе их передачи

Не раз ловил себя на мысли, что проводя семинары или выступая с докладами на конференциях, проговаривая какую-либо информацию, еще глубже впитывал ее в себя. Речь идет о том, что в процессе передачи знаний несешь ответственность за достоверность и, что самое главное, понимание передаваемой информации.

К чему это я?

Да к тому, что в курсах бывает полезным ставить обучаемого на место преподавателя. К примеру, можно ввести персонажа в курсе, которого необходимо обучить.

Схема взаимодействия может быть примерно такой:

 

scheme

Это лишь один из примеров обучения посредством передачи знаний.

Коллеги, поделитесь опытом использования такой методики в своих электронных курсах.

вторник, 6 октября 2009 г.

Сколько компаний России используют электронное обучение?

В России учат по старинке: дистанционные методы обучения персонала используют только 17% отечественных компаний.

Вариант ответа Все Количество сотрудников
до 50 50-100 100-500 500-1000 1000-5000 более 5000
Да 17% 13% 16% 13% 29% 15% 50%
Нет 79% 79% 82% 84% 71% 85% 38%
Затрудняюсь ответить 4% 8% 2% 3% 0% 0% 12%

Только 17% работодателей применяют технологии онлайн-обучения для работы с персоналом, и лишь 9% наших сограждан, пользующихся Интернетом, могут похвастаться успешным опытом дистанционной учёбы, – показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru). Подробнее...

Налоговая служба уходит в виртуальность

На днях в новостях города услышала нечто интересное. Журналист повествовал о том, что со следующего года все физические лица также смогут отправлять декларации через интернет, пользуясь личным кабинетом. Это все делается в рамках проекта "Электронная Россия"
Я сама уже оценила удобство пользования интренет-ресурсами по обмену информацией с государственными органами, например, на сайте www.nalog.ru, где как для юридических так и для физических лиц предоставлена вся необходимая справочная информация и она регулярно обновляется (что немаловажно!).

А теперь еще и физлицам появится возможность не стоять очереди в налоговых! Это очень удобно и позволит сэкономить массу времени.
понедельник, 5 октября 2009 г.

Об эффективности социальной рекламы

Вдогонку к состоявшемуся недавно вебинару Владимира Наумова о провокативном обучении мне вспомнился своеобразный способ сильно и неожиданно воздействовать на сознание читателя/зрителя, а именно – идея работы «от противного».

Вот макет баннера социальной рекламы по теме «Безопасность детей в автомобиле», разработанный студией Артемия Лебедева для Тюменской области.



Идея такого баннера была реализована (что само по себе удивительно), и конечно же, вызвала немало холиваров об эффективности подобной «шоковой терапии». Лично на мой взгляд – запоминаемо и эффективно. По крайней мере, поставленную цель достигает - заставляет задуматься. Это, думается, куда как действенней, чем жестокий креатив советских времен или вот этот невыразимый трэш из наших дней:



А вы что думаете, коллеги? Действенен ли такой метод воздействия на массовое сознание?

Трейлер к online-игре для школьников "Первые шаги к лидерству"

Напомню, что это одна из первых online-игр для детей школьного возраста, которая:
  1. полностью соответствует школьной программе,
  2. разработана в стандарте scorm.

С Днем Учителя, коллеги!

... вот представьте на секунду, наступят времена, когда образовательным процессом будут руководить программы, люди будут получать знания из электронных источников... Куда денутся преподаватели? Да никуда! Надеюсь, в будущем такого все-таки не будет и в мире будет развито смешанное образование.

С праздником коллеги, Учителя и Преподаватели, Тренеры и Наставники!

суббота, 3 октября 2009 г.

Тренинговые компании боятся e-learning?

Прочитал любопытное мнение о том, что многи тренеры боятся внедрения электронного обучения по причинам возможного уведения бизнеса. Мне это напомнило реальую ситуацию из академической практики когда один из уважаемых мной преподавателей высказал так сказать "общее мнение преподавателей" о том, что разработчики и продавцы электронных курсов просто напросто отнимают у них хлеб, ведь "основной заработок преподавателя - это его почасовые". Достаточно странно все это, наверное сопоставимо, когда водитель автомобиля с ручной коробкой получаеь взамен автомат.
четверг, 1 октября 2009 г.

Изоляция пользователя в online-курсах

Не так давно Елена Тихомирова в своем блоге подняла вопрос мотивации слушателей online курсов.

Тема нашла своего читателя и в созданной автором ментальной карте, народ стал добавлять свои способы мотивации.

Мне вот тут подумалось, что одним из демотивирующих аспектов online курсов является их изоляция.

Так, используя электронный учебник пользователь в любом случае уходит от реального общения (какие бы не использовались мультимедийные средства создания присутствия в курсах).

Причем не всегда учитель или тренер может избавить от этого чувства изоляции. Здесь скорее должен быть коллега, партнер, сокурсник…

При самообучении лично я такого чувства не испытываю, так как имею возможность общаться, делиться своими мыслями, читать мыслю других.

В формализованном же e-learning часто на такие “мелочи” не обращают внимания считая основополагающим в обучении электронные учебники и тесты.

Например, общаясь с одним из клиентов на предложение создать форумы по каждому направлению обучения, он ответил “Они там чушь писать будут, знаем проходили”. Я вот думаю может эта “чушь”  помогает им учиться?

Размышления о влиянии цвета в шаблонах учебников

Меня заинтересовал вопрос: как подбирать цветовое решения шаблона электронного учебника, чтобы пользователь эффективнее запоминал и использовал предъявленную информацию?

Как удерживать внимание пользователеля как можно дольше?



По этому вопросу я увидела несколько вариантов (далеко не все, думается), но какой тенденции придерживаться?

1. Использование ярких цветов (ярко-красный, ярко-оранжевый, розовый, и др.).


В этом случае мы раздражаем нервную систему пользователя и пытаемся направить ее на восприятие предлагаемой информации.



Не будет ли это "красной тряпкой для быка"? Если человек находится в определенном психо-эмоциональном состоянии - гнев, злость, раздражение (особенно в том случае, когда абсолютно внутренне не мотивирован на обучение), это состояние будет усилено. что может привести к тому, что пользователь закроет курс, не закончив его.



2. Использование спокойных, но насыщенных цветов (синий, зеленый, голубой, сиреневый и др.).


В этом случае нервная система пользователя получает разносторонние импульсы: расслабляющее воздействие самого цвета и активизирующее действие его яркости.

Казалось бы, наиболее удачный вариант для оформления курсов. Опять все зависит от психо-эмоционального состояния конкретного пользователя. Если человек несколько подавлен, есть вероятность "углубить" его в это состояние. Что может привести к потере интереса к обучению.




3. Использование нейтральных, пастельных цветов (серый, фисташковый, бежевый и т. д.). В этом случае внимание пользователя, вероятно, должно полностью концентрироваться на контенте.



Это разве это вкусно?







Психологи считают, что желтый цвет стимулирует умственную деятельность. Так может вот оно - решение !?



Хотя мне видится еще и другая точка зрения: использовать цветовое решения для разных курсов соответственно теме.

Например, использовать зеленый шаблон, грубо говоря, для курсов по биологии (здесь прямая ассоциация с предметом), красный в курсах по продажам (побуждать пользователя к активным действиям) и т.д.



Коллеги, а как вы думаете? Как влияет цвет шаблона на познавательную активность пользователя?