Поиск по этому блогу

среда, 30 сентября 2009 г.

Внимание

В рунете появилось незванное зеркало по адресу http://labmedia.blog-place.ru/

Выглядет оно так:

4

Настоящий адрес блога - http://mubint.blogspot.com

Остерегайтесь подделок! :)

Занимательная химия

На Хабре обнаружила чудный образовательный ролик по химии, посвященный кислороду и различным реакциям с его участием:



Чисто познавательная ценность такого мульта, возможно, и невелика, но ведь не оторваться же, согласитесь. =) Как стимулятор заинтересованности школьников (демонстрация перед началом изучения темы, например) – мне думается, метод эффективный, особенно для тех, кто не считает химию интересным предметом.
вторник, 29 сентября 2009 г.

Почта России переходит на дистанционное обучение


Почта России завершила подготовительный этап проекта по внедрению системы дистанционного обучения работников. Работа над этим проектом ведется в рамках реализации образовательной стратегии предприятия, сообщили в пресс-службе Хакасского филиала Почты России.

В настоящее время система дистанционного обучения включает три электронных курса: «Эксплуатация» (для начальников отделений почтовой связи) включает вопросы организации сети почтовой связи, оказания услуг почтовой связи и непрофильных услуг, предоставляемых в почтовых отделениях, а также осуществления производственного контроля; «Техника продаж» (для менеджеров) рассматривает принципы работы с клиентами, правила ведения переговоров, представления коммерческого предложения, заключения сделок; «Подбор персонала» (для кадровых работников)рассматривает методики анализа потребности в персонале, базовые технологии подбора персонала, принципы принятия решения по кандидату.

Для меня лично наша почта всегда казалась отсталой организацией.. еще с тех времен - очереди, сервис и т.д.
Так что я весьма удивлен такими вот поворотом событий. Надеюсь этот шаг поднимет уровень сервисов на почте до современного.

Бизнес-план электронного обучения

[На заметку компаниям собирающимся внедрять у себя e-learning]

В каждой крупной компании перед внедрением какого-либо проекта готовиться гора документации: приказы, стандарты, положения и т.д.
Дело нужное, так как без регламентов в крупных компаниях никуда (исключением может быть разве что Google, у которых весь регламент состоит из 31 пункта, 31-й звучит примерно так "Все вышеперечисленные правила могут не соблюдаться в случае действий, несущих пользу компании").

Этим "каким-либо" проектом так же может быть и электронное обучение.
Так вот одним из документов может быть "Шаблон для проектирования и ведения электронного обучения", который может включать в себя:
  • Аналитика
  • Планирование
  • Тестирование
  • и т.п.
Таким образом можно структурировать весь процесс внедрения электронного обучения.
Вот пример (где я собственно и подсмотрел идею) того, насколько серьезно подходят к развитию, поддержке и аналитики электронного обучения в компании.
понедельник, 28 сентября 2009 г.

Использование персонажей в электронных учебниках

Готовясь к разработке очередного курса, задумалась о психологических механизмах использования персонажей (Агентов) в электронных курсах.

Основные возможности использования агентов в редакторе CourseLab хорошо описаны здесь, то есть что можно с их помощью реализовать, иллюстрировать.

А что в это время происходит в голове пользователя?

С одной стороны, агент эмоционально вовлекает пользователя в процесс обучения, так как отражает некоторые его собственные эмоции. В это время, вероятно, активируется механизм отождествления с персонажем, в результате которого материал воспринимается пользоваелем как более ценный и правильный.

С другой стороны, у пользователя появляется возможность переложить вину за пробелы в изучении материала на агента (вроде как "этот тот человечек на экране как-то не правильно сказал" или "он постоянно отвлекал меня от изучения материала") В таком случае неудачи воспримутся учащимся эмоционально легче, но снизится мотивирующая сила неудачно выполненного задания.

А как вы думаете, какие еще психологические механизмы задействует применение персонажей в электронных учебных курсах?
суббота, 26 сентября 2009 г.

Кто крайний?

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Уинстон Черчилль 

Последний вебинар В.Наумова под названием “Несколько интеракций, которые учат думать” действительно заставил задуматься вот на какую тему – кто должен нести ответственность за то каким образом обучаемый получит знания или навыки, а в большей степени ответственность за РЕЗУЛЬТАТ обучения.

  1. Автор
  2. Иллюстратор или дизайнер (графический), туда же программист
  3. Сценарист (или, может педдизайнер)
  4. Сборщик курса (кодер, технический редактор)
  5. Руководитель разработки
  6. Заказчик

Скажете все понемногу? Не бывает такого! Любой человек бизнеса скажет вам “Ответственный может быть только ОДИН”.

Можно пройтись по каждому из участников процесса.

1) Автор

Личность. Ранимый. Умный.

http://bb.ct.kz/uploads/

Если не плагиатчик – то за свой материал ооочень трясется – правильно, это его интеллектуальная собственность, только вот что с этой собственностью делать? Контент может быть сколь угодно ценный, но ведь его не положишь в голову обучаемого так, как понимает сам преподаватель (к несчастью в реальном мире еще не научились разрабатывать гипнограммы:)). Так что на выходе автор (эксперт) несет ответственность за содержание, а не за результат.

2) Иллюстратор/дизайнер/программист

Креативщик. Исполнитель

1195627303_30_10_2007_0926044001193768994_jeremias_virtanen Вроде как то, что нарисует будет воспринимать обучаемый и от этого будет много зависеть, но… обычно они говорят так “Как сказали, так и сделал.”, т.е. как сценарист описал, так иллюстратор и сделал. Не придраться.

3) Сценарист

Креативщик в квадрате (порой в кубе). Теплее да?

insplan Вот, вроде как, тот человек, который в случае чего должен краснеть (читай – нести ответственность за результат). По сути все верно, но… как поставит задачу руководитель разработки, т.е. мостик от заказчика к исполнителю…

4) Руководитель разработки

Постановщик задачи. Либо бог, либо слуга… Ох горячо…

Как передаст цель? А может руководитель еще и менеджер по продажам? Если так, то пиши пропало! Ему то выгода нужна, а не конечный результат обучения.

5) Заказчик

Личность. Либо бог, либо слуга… Не уверен.

Вот он где. Постановщик задачи (на практике – ооочень редко). Что надо? Какова цель обучения? Какие средства? Большая ответственность. Чаще всего заказчики курсов – это: в академической среде отдел методического обеспечения, а в корпоративном – координаторы или менеджеры по развитию. И те и другие своими доводами беру на себя очень большую ответственность за результат, но несут ли?

Читатель, на твой взгляд кто крайний?

пятница, 25 сентября 2009 г.

Модель педагогического дизайна – The Morrison-Ross-Kemp

В продолжение своего недавнего поста о шаблонах, нарыл описание одного из подходов к педдизайну.

Модель Morrison-Ross-Kemp (M-R-K)

kemp-model-addie-thumb

На самом деле не обязательно глубоко владеть английским, чтобы прочитать эту схему.

среда, 23 сентября 2009 г.

Продолжение круглого стола в “Университетской книге”

ubook Журнал “Университетская книга” (сентябрьский выпуск) содержит в себе продолжение статьи-интервью, выпущенной в прошлом номере.

Скачать статью.

ЗЫ: за предоставленные файлы спасибо редактору журнала – Роману Каплину.

Существуют ли шаблоны для сценариев электронных курсов?

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это самый легкий, и путь опыта - это самый горький. Конфуций

Не так давно (если быть точным во время конференции Elearn Expo 2009) мы общались с Владимиром Наумовым на предмет создания шаблонов для сценариев электронных курсов. То, что они нужны стало понятно сразу, помимо упрощения работы, они могут служить и скелетами для будущих электронных курсов, которые могут выглядеть гораздо стройнее.

С чего же начать? Как разработать? В каком виде? Что такое шаблон? Какие классификации могут быть?

Пожалуй на первый вопрос можно ответить последним. На мой взгляд, в первую очередь необходимо классифицировать сценарии, на основе которых будут строиться будущие курсы, а уже в зависимости от классификации определять сам шаблон.

Вообще вид шаблона для сценария может определяться неким планом (или описанием действий). К примеру, у всех сценариев первым пунктом должно стоять: определение аудитории, постановка целей, задач (как для обучаемых, так и для обучающих). Вторым (общим для всех шаблонов) должно быть определение структуры курса.

Далее уже необходимо, в зависимость от классификации (которых кстати может быть несколько, к примеру, точный или гуманитарный курс, навыковый или теоретический и т.д.) определить действия, которые необходимо выполнять при подготовке сценария.

Но вот Tom Kuhlmann на своем блоге предлагает вариант шаблонизации (универсальный) подготовки сценариев, который назвается The Three C’s of Scenario-Building.

3c1 Здесь он рассматривает 3 составляющих:

  1. Проблема: Постановка проблемы. Этим может быть что угодно – вопрос, описание ситуации, просто вовлечение пользователя в процесс. Целью является – заставить учащихся продумать о содержании и быть готовым принять какое-либо решение.
  2. Выбор: После того как учащийся готов принять решение, вы предоставите выбор. Хороший сценарий является тонким и “не совсем черным или белым”. Выбор может/должен быть неочевиден.
  3. Следствие: Каждое решение учащегося должно приводить к каким-то последствиям. На этом этапе вы можете предоставить обратную связь. Это может быть простой текст с инструкциями и т.п.

Коллеги что вы думаете о создании шаблонов для разработки сценариев электронных курсов? Насколько это правильно и реально?

вторник, 22 сентября 2009 г.

Карта средств авторской разработки э-курсов?

Cammy Bean, американский педдизайнер (или педдизайнерша:)), в своем блоге разместила любопытную карту (mind map) инструментов (или средств) разработки электронных курсов.

Самое интересное заключается в том, что эту карту можно править и добавлять свои авторские средства разработки.

Пока добавлял CourseLab, кто-то сделал это раньше меня (как в том анекдоте: “…дорогая, кажется кто-то встал раньше меня…”).

PS: кстати расшаренный (с возможностью коллективного доступа) mind map очень удобен и можно взять на заметку в качестве инструмента web 2.0 для обучения.

воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Круглый стол в журнале "Университетская книга"

Не так давно (август 2009) в журнале "Университетская книга" вышла статья "Электронные учебники в образовательном процессе: как их создавать и использовать".

Статья представлена в формате круглого стола, ведущим которого был Роман Каплин, а участниками: ваш покорный слуга, а также Денис Мамонтов из компании Competentum (кстати, о формате и соучастнике я узнал только прочитав статью в журнале:)).
В статье обсуждались самые насущные вопросы вузовского электронного обучения, поэтому все вышло достаточно живо и интересно.

Прочитать статью можно либо в самом журнале за август, либо скачать в формате pdf 0,3mb.
вторник, 1 сентября 2009 г.

День знаний!

Коллеги, учителя, ученики, преподаватели и студенты, все кто так или иначе имеет отношение к обучению, всех поздравляю с началом нового сезона знаний!
Удачи и инноваций вам в новом учебном году.