Поиск по этому блогу

понедельник, 29 июня 2009 г.

Выбор шрифта для курса

Большинство так называемых "поточных" электронных курсов использует текстовое наполнение.
В связи с этим, одним из самых актуальных вопросов (и не только в электронном обучении) был, есть и будет "Как выбрать шрифт для электронного курса?".

Итак в первую очередь необходимо определиться со стилем шрифта:
Принято считать, что строгие шрифты с засечками (типа Times) очень подходят для серьезных курсов (финансово-экономические, юридические и т.д.), соответственно для неофициальных шрифтов более подходят не строгие шрифты (типа Comic Sans). Но лично я бы не подходил к определению стиля настолько формально (мы же хотим научить/обучить, а не соблюсти какие-то рамки), и определял шрифт на месте (например иногда не лишне сделать строгим тон подачи материала для студента первого курса, и на оборот, расслабить в курсе для топ-менеджера).
Также стиль шрифта, несомненно, должен сочетаться со стилем шаблона для учебника (т.е. плеера, в котором воспроизводится контент).

Дальше следует выбрать размер шрифта:
Пожалуй самое трепетное - это выбор размера, так как он влияет не только на восприятие, но и на количество текстовой информации которое можно разместить в учебной порции. Психологи рекомендуют размер шрифта (правда на сайте) 9-11 пунктов. Я считаю, что это слабо применимо к курса, так как чаще всего все таки тектовая информация не занимает собой крупные области экрана, а является лишь его частью, поэтому размещать в учебной порции шрифт такого размера опасно, так как могут возникнут пустые области на экране (это при условии, что нет задачи поместить как можно больше информации:) ). Поэтому, как мне кажеться шрифт в э-курсе должен быть около 12-14 пунктов.

Выбираем цвет.
Тут проблем возникать не должно, так при определении цвета необходимо помнить 3 вещи:
1) Цвет должен контрастировать с фоном
2) Цвет должен быть темным, фон светлым
3) Не забываем о раскраские шаблона.

В целом при выборе цвета можно руководствоваться одной фразой: Выбор стиля, размера и параметров шрифта должен определяться так, чтобы обеспечить баланс между визуальной теорией и эстетикой шрифта.

Тем, кто дочитал бонус, видеоконференция шрифтов:



А какие шрифты используете вы?
среда, 17 июня 2009 г.

Обзор конференции ElearnExpo 2009. Часть1

Как и обещал, делюсь своими впечатлениями, полученными на международной конференции ElearnExpo 2009. Итак поехали.. Часть 1.
Изучая программу второго дня конференции наткнулся на секцию, которую вел Алексей Корольков - e-learning в обучении персонала - практический опыт компаний.
Обычно на таких секциях никто не продается, а просто представляет как они там у себя в компаниях что-то понаделали, поэтому чаще всего такие секции бывают интересны.
И самый первый выступающий(Сергей Сайфулин, начальник департамента разработок, QOVEO, Франция) с докладом «Как с помощью e-learning улучшить образовательную программу в банках и страховых компаниях - 2-х летний опыт банка Banque Federale des Banques Populaires» показался мне чуть ли не самым интересным докладчиком на всей конференции.
Если этот пост читают представители банков, у которых еще нет игровых продуктов, задумайтесь:)
Сергей - представитель исполнителя продукта (игрового курса для банка), рассказал почему они (совместно с банком) решили создать именно игровой курс. Так вот одним из главных аргументов было - то, что взрослые люди (сотрудники банка в частности) с трудом могут воспринимать информацию так как ее представляет обучающий, они "постоянно домысливают", в отличии от детей, который впитывают так как им преподносят. В некоторых курсах совсем не требуется чтобы обучаемый что-то домысливал и поэтому решили откатить сотрудников банка в детство и создать игровой курс (причем создавали для него отдельный движок, который до сих пор используют в коммерческих целях).
Игрушка на самом деле интересна тем, что там не только очень красиво завуалирована в острый сюжет обучающая информация, там к тому же можно побродить, пообщаться с персонажами... К слову сюжет там очень не тривиальный - что-то типа ковбой пытается взять кредит в банке, ему не выдают его по разным причинам, завязывается сюжет, в итоге ковбой вешают на висилице:) (разработчик объяснил это тем, что надо было показать, как оформляются завещания).

Пример одного из курсов.

Демки различных игровых проектов компании QOVEO (правда я не нашел игры для банка, который фигурировал ) можно посмотреть тут.
Один из присутствующих на докладе спросил Сергея - не думает ли тот, что не очень то рационально создавать свои движки, если сейчас во всю процветает SecondLife, на что Сергей ответил просто и с юморком - "Я пока не знаю что такое SecondLife"

Поколение телевизора

Любопытный пост на блоге Фрица Моргена.

Если спросите меня согласен ли я с автором - согласен. Мысль крайне интересная, как и многие другие на его блоге.
понедельник, 15 июня 2009 г.

Игровые методы обучения в новой модели образования

Выкладываю третий, последний доклад с конференции eLearnExpo 2009 нашей коллеги из Академии МУБиНТ - Кабановой Любови Валерьевны.

Доклад получился необычным и крайне заинтересовал секцию, в которой я выступл модератором. Автор постарался взглянуть на игровые подохды в обучении не с точки зрения применения технологий, а оттолкнуться от опыта педагогической деятельности, b и уже потом переложить его на ИТ средства.
В результате получилось, что технологии являются следствием, конечной точкой применения игровых технологий, в случае, когда преподавателем уже наработан практический опыт с использованием таких доступных средств как вики, блоги и форумы.

Умножим это на яркое эмоциональное выступление, великолепное знание предмета разговора и получим отменный содержательный доклад.

воскресенье, 14 июня 2009 г.

Конференция e-Learning@Россия


Не успела отгромыхать конференция eLearnExpo 2009, не успели еще сформировать впечатления, обработать информацию, подвести итоги, как на носу уже следующее событие - конференция e-Learning@Россия.

Событие лично мне интересно по нескольким причинам:

1. Организатор конференции - МЭСИ. Значит говорить будем действительно про e-Learning
2. В программе предполагается участие большого количества иностранцев в качестве докладчиков - один из признаков того, что можно будет узнать что-то новенькое, а не булькать в собственной кастрюльке
3. Елена Тихомирова на ресурсе e-Learning in Russia предложила членам сообщества провести очную встречу в виде заседания в рамках конференции. Мне идея кажется очень перспективной. Всегда интересно пообщаться очно, потратив несколько больше времени, чем комменты и посты в блогах и форумах. Глядишь и придумаем чего полезного.

Так что желающие зарегиться на конференции - сюда, желающие подтвердить своё участие в собрании сообщества e-Learning in Russia соответственно - сюда.
суббота, 13 июня 2009 г.

Эффективность аутсорсинговой модели e-learning

Вслед за Александром публикую свою презентацию с прошедшей конференции eLearnExpo 2009.

Выступать было весело. Меня окружали доклады со статистическими выкладками о состоянии дел в области e-learning в европах и чуть чуть в России. Материал сам по себе очень полезный, но чтоб в таком количестве...

четверг, 11 июня 2009 г.

Настройка последовательностей в электронном курсе

В Москве 9-10 июня состоялась выставка ElearnExpo 2009. Впечатлений много хороших и не очень (постараюсь описать их в ближайшее время). Пока же делюсь презентацией с которой я докладывался на конференции.
воскресенье, 7 июня 2009 г.

В преддверии eLearnExpo 2009


В преддверии подготовки к конференции eLearnExpo 2009 вообще и к своему докладу в частности, естественным путем отбираются различные статьи, обсуждения, и прочее по моей тематике.

Доклад звучит примерно так: "Эффективность аутсорсинговой модели e-learning".

Обнаружил, что на удивление мало говорится об этом на русскоязычных ресурсах. Самый обстоятельный материал, который мне удалось найти - вебинар Елены Тихомировой.

Подумал, что будет неплохо, если по мере нахождения чего-то действительно интересного буду публиковать ссылки на найденное в этом посте.

Итак, поехали:

1. Для начала матчасть - что такое аутсорсинг по мнению Яндекса и запись видео на RuTube "Что такое аутсорсинг" генерального директора IBS Datafort Дениса Калинина.

2. Собственно запись вебинара Елены

3. По аналогии с постом Алексея Королькова годичной давности про результаты опроса E-learning Circuits трендах в e-Learning 2008 копнул те-же тренды, но уже в 2009 году. В моем случае интересна информация о том, что больше всего на аутсорсинг отдают разработку мультимедиа контента. Логично.

4. Сетевая версия статьи Игоря Мороза "Аутсорсинг: практика реализации проектов e-Learning". Статья публиковалась в журнале e-Learning World: №1[12] Январь-февраль 2006, но тем не менее основная идея статьи, как мне кажется, актуальна и сегодня.

5. На второй страничке Яндекса моё, еще не состоявщееся выступление, ах шельмец, быстр :)

6. Книга The AMA Handbook of E-Learning: Effective Design, Implementation, and Technology Solutions. Выложена с усечениями на Google Книги. Для меня интересна глава 8 "Outsoursing versus insourcing your e-learning projects". начиная со стр.131. Найдена также в этм месте (как водится, скачали, глянули, удалили, купили)

7. Отличная статья Годфри Паркина (Godfrey Parkin) под названием "Successful E-Learning Outsourcing". Датирована 2001 годом, но, как хорошее вино, со временем стала только лучше.

8. Реферат статьи Джоша Берсина (Bersin J. Business Process Outsourcing: Pros & Cons).

продолжение следует...
среда, 3 июня 2009 г.

Для чего нам нужны конференции?

Универсального ответа на этот вопрос не существует.
Вообще конференция предполагает наличие неких исследователей, которые делятся своим бесценным опытом, и интересующихся, которые пришли получить некие знания от исследователей. В идеале конечно результатом конференции должно быть получение знаний всеми ее субъектами.
На деле же (сугубое ИМХО) на конференции (среди посетителей, не участников) всегда наблюдаю несколько типов субъектов(позволю их охарактеризовать и дать название):
"Кузьмичи" - с фанатского слэнга, это зевака, который чаще всего попадает на мероприятие либо за компанию, либо совершенно случайно. Иногда кузьмичи отыскивают для себя много интересного и применяют эти интересности в необычном контексте.
"Халявщики" - Сборщики халявной раздатки. Чаще всего это дети или бабушки, но бывают и взрослые люди с рюкзаками, собирающими не понятно для чего диски, конфетки, ручки, листовки буклеты и прочую раздатку.
"Засланцы" - люди, которых послали от организации, для получения знаний решения задач, которые они впринципе не очень понимают. Чаще всего такие люди с удовольствием бездарно тратят свое время, собирая несколько килограмм раздатки для "отмазы".
"Умники" - им всегда интересно и познавательно получить хоть какие-то знания. Обычно, считают себя экспертами во всех областях знаний.
"Конкретмэны" или "Искатели" - те, котороым действительно нужно конкретное решение их проблем.
"Видавшие виды" - глубокие профессионалы, чаще всего появляются для встреч с коллегами. Встречаются реже.
Чем выше статус и стоимость участия, а также узконаправленность конференции, тем меньше "Кузьмичей" и "Халявщиков" и больше "Искателей".



PS: Уважаемые дамы и господа, мы приглашаем всех, кого интересуют технологии электронного обучения посетить наш стенд на выставке elearnExpo 2009, а также послушать выступления специалистов нашей компании на конференции.
вторник, 2 июня 2009 г.

Можно ли научить картинками?

Можно.
Вот простой пример, как сделать в Photoshop красивую иконку для почты.
Я, если честно, на текст даже не смотрел, делал по картинкам, получилось.