Поиск по этому блогу

понедельник, 28 сентября 2009 г.

Использование персонажей в электронных учебниках

Готовясь к разработке очередного курса, задумалась о психологических механизмах использования персонажей (Агентов) в электронных курсах.

Основные возможности использования агентов в редакторе CourseLab хорошо описаны здесь, то есть что можно с их помощью реализовать, иллюстрировать.

А что в это время происходит в голове пользователя?

С одной стороны, агент эмоционально вовлекает пользователя в процесс обучения, так как отражает некоторые его собственные эмоции. В это время, вероятно, активируется механизм отождествления с персонажем, в результате которого материал воспринимается пользоваелем как более ценный и правильный.

С другой стороны, у пользователя появляется возможность переложить вину за пробелы в изучении материала на агента (вроде как "этот тот человечек на экране как-то не правильно сказал" или "он постоянно отвлекал меня от изучения материала") В таком случае неудачи воспримутся учащимся эмоционально легче, но снизится мотивирующая сила неудачно выполненного задания.

А как вы думаете, какие еще психологические механизмы задействует применение персонажей в электронных учебных курсах?

4 комментария:

Alexander Ryabinin комментирует...

Наталья, ты как психолог, должна знать одно - все люди разные и все по разному будут реагировать на персонажей.
Я, как не психолог, могу сказать, что использование агента - нужно только тогда, когда оно действительно нужно, тогда не будет ситуаций, когда у пользователя агент вызовет негатив.

Elena Tikhomirova комментирует...

Наталья, вы очень правильный аспект использования агентов отметили - на них можно переложить вину. За этим кроется опасность использования персонажей. Кто-то может с ним подружиться, а кто-то и нет, и тогда агент пойдет только во вред. Отсюда вывод - нужно очень точно подбирать агента под целевую аудиторию курса, причем учитывая и демографические показатели. Отсюда - можем иметь трудности с агентами там, где курс предназначен для широкой аудитории, например, курс обязательный для всех сотрудников компании.

Еще один аспект использования агентов - условие их ненавязчивости. Иначе он начинает сильно мешать. То есть должна быть обязательно возможность от него при изучении отказаться.

Еще - я считаю, что использование агента должно иметь свою цель. Также как и любое медиа средство мы должны иметь точно его подобрать под цель обучения и добиться того, что он будет приносить пользу и отвечать за какую-то задачу. Когда материала в курсе очень много, то агент может быть очень полезен, так как часть материала можно представить через него, таким образом использовать его для задействования канала восприятия неформализованной информации. То есть что-то кладем на слайды, что-то кладем в агента, информация не дублируется.

А вот в курсах с простым и необъемным содержанием агент может быть лишним.

Владимир Наумов комментирует...

Елена, Наталья,
от вины до совести - один шаг. Стоит ли бояться вины, когда мы можем моделировать с помощью агентов совесть, в том числе и корпоративную? Агенты - это не детская раскраска или наклейка, а инструмент управления познавательной деятельностью и воспитания.

Natali Dolgova комментирует...

Александр, безусловно согасна с вами, что все люди разные. Но существуют некоторые тенденции реагирования на стимул, которые и хочется разузнать.

Елена, согласна с Вами, что агент должен быть "из нашей стаи", то есть отражать ценности целевой аудитории.

Владимир, не очень поняла с корпоративной совестью... это как? Поясните, пожалуйста.