Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 марта 2009 г.

Харизма в электронных учебниках

Общеизвестен такой факт - есть преподаватели, которые с блеском читают лекции, увлекают студентов, к ним ходят (даже есть понятие "Идти на такого-то преподавателя", когда интерес представляет не только и не столько сама дисциплина, сколько то, как преподает ее автор), а вот писатели из них не очень. Контент сух и неинтересен.

Мне подумалось, вот бы то, что называют словом харизма (в данном случае талант автора владеть аудиторией), перенести в контекст электронного учебника, и тогда даже без особых медийных и интерактивных ухищрений (а стало-быть и без дополнительных расходов на создание курса) можно было-бы создать увлекательный курс, на который будут "ходить" также, как и на преподавателя в виртуальную аудиторию.

19 комментариев:

Владимир Наумов комментирует...

Здравстуйте, Валерий.

Думается, вы ставите интересный вопрос - о возможности создать харизматичные тексты в эл.курсах "без особых медийных и интерактивных ухищрений". Задача, безусловно, интересная. Правда, для ее воплощения нужно разрещить несколько вопросов:
1. Готовы ли заказчики (академические и корпоративные) к таким текстам? Утвердят ли их к использованию?
2. Имеются ли, а если имеются, то могут ли быть освоены и переданы составителям контента технологии написания таких текстов?
3. Мотивированы ли обучаемые (конкретная целевая аудитория) подпасть под власть харизмы текста?
4. Кто может быть более харизматичен для взрослого обучаемого, нежели он сам любимый? Это я к тому, что текст будет харизматичным сам по себе (без влияния авторитета), если сумеет инспирировать внутренний диалог обучаемого по поводу контента и по поводу развития самого обучаемого.
5. Харизматичность подразумевает подчинение одного воле и власти (авторитету) другого. Если это так, то так ли уж нужна нам такая харизма?

Valery L Leontyev комментирует...

Здравствуйте Владимир,

Постараюсь ответить

1. По опыту работы скажу, что просто интересный текст, не изобилующий плагиатом и не переписанный со своей же диссертации явление не такое уж и частое :). И когда редакционно-издательский совет вычитывает действительно хороший текст весть об этом разносится по всем ответственным структурам и его (и автора и текст) ждут с нетерпением. Так что я думаю заведомо сильный текст, не будет проблемой для утверждения.
2. Не знаю :( Мне только лишь пришла сама мысль.
3. Ну если под "властью" мы понимаем повышенную мотивацию, когда обучаемому будет не только полезно, но еще и интересно изучать материалы, то я думаю что будут не только готовы, а и ждать будут, когда же очередь настанет изучать по программе :)
4. Может инициирование такого диалога и есть одна из технологий написания такого текста?
5. Ну в данном случае факт начала изучения сам по себе подразумевает подчинение одного (студента, слушателя) другому (администрации компании, деканата университета). Так что мысль о харизме тут скорей пришла в контексте повышения мотивации к изучению и активной рефлексии по отношению к прочитанному.

Кстати, пришла и еще одна мысль: в новых зарубежных сериалах (я имею в вижу сериалы типа LOST, Герои и т.д.) определенно прослеживаются мощные технологии харизматичных текстов на этапе написания текстов (интрига, дозирование материала, так называемые флэш-бэки и флэш-форварды) не стоит копнуть в этом направлении?

Valery L Leontyev комментирует...

Насажал ошибок в комменте :) Но суть надеюсь донес.

Владимир, а почему вы отмолчались на пост от 5 марта про кредиты? Я на Вас рассчитывал :)

Alexander Ryabinin комментирует...

Насчет LOST весьма забавно:)
Представляю, курс по кредитовании какому-нибудь в итоге (при помощи закрученного сюжета) приводит к решению задач курса по правоохранительным органам:)))

Valery L Leontyev комментирует...

Ну я не в плане сюжетных линий, а в плане применяемых подходов при создании сценария :)

Yulia Balinova комментирует...

Думаю, что наладить производство "харизматичных" текстов по определению невозможно - на то она и харизма, что ею обладают очень немногие. Все зависит от конкретного автора, и классных авторов - единицы, чего уж кокетничать. Плюс, важное условие - такой автор должен очень плотно сотрудничать со сценаристом, прямо-таки не отходить от него :) А это не всегда реализуемо.
На предмет заинтересовать сюжетом и определенными приемами подачи информации - это уже удочки в сторону игрового обучения, вот там эти медийные (не мульти) ухищрения применяются вовсю.

Valery L Leontyev комментирует...

Ну понятно, что "по 5 копеек за пучок и оптом" не получится, но выявить общие закономерности, понять как переложить бумагу в виде рекомендаций и аккуратно советовать применять как часть методики - почему бы и нет?

Даже если 1-2 таких уникальных учебника будет - уже огромное достижение.

Valery L Leontyev комментирует...

Продолжая аналогию - все знают, что игровые формы обучения и групповые занятия максимально эффективны и применять их можно практически вне зависимости от вида дисциплины. Однако, в МУБиНТ (к примеру) эти формы применяют единицы. И не потому, что не знают про эти методики, а вовсе по другим причинам, о которых я не буду тут говорить.

Так что наверное суть не в налаживании потока распрекрасных харизматичных учебников (а как было бы здорово :)), а в осознании возможности практической применимости такого подхода в принципе.

Alexander Ryabinin комментирует...

А как думаете "харизматичный" сценарист способен преобразовать исходный авторский контент в харизматический курс?
У меня два конкурирующих ответа
1) да, сценарист и должен представить материал в электронном учебники так, чтобы он мог получиться харизматичным
2) нет, вкусности и фишки самого материала может знать только автор, так как он эксперт

Так что господа задача усложняется, харизматичным должен быть как автор, так и сценарист электронного учебника.

Valery L Leontyev комментирует...

Ну я скорей имел в виду конечный продукт, а уж кто что в него привнесет несомненно важно, но вторично. Вопрос КАК, КОМУ - вопрос второй.

Yulia Balinova комментирует...

Александру:
Совершенно согласна. Но. Основная проблема - оба этих харизматичных (неудачное, кстати, словечко, но уж давайте оперировать им)создателей курса - автор-эксперт и сценарист - должны работать в плотной связке. В частности, в нашем случае мотивация у авторов-экспертов столь низка, что их за уши к сотрудничеству не притянешь. Отсюда вывод - повсеместный ликбез и индивидуальный подход. Тогда и заинтересованность авторов в качестве курса повысится, без этого - никуда.

Elena Lokteva комментирует...

Коллеги, вставлю свои 5 копеек.
1. Не согласна с Валерием, что харизматичные преподаватели не умеют писать харизматичные тексты. Когда-то моему мужу надо было в спешном порядке написать методичку по СУБД MySQL. Он эксперт в этой области, и человек вполне живой и харизматичный. Я попросила его писать ее под студентов-ДОшников, хотя использовать ее мы собирались и для очников. И попросила: никакого сухого академического языка, живой текст, как будто за чашкой кофе рассказываешь про СУБД. Он очень обрадовался и сел писать. Так легко у него не шел ни один текст! В итоге это пособие стало хитом на нашей программе. Студенты подходили и благодарили нас за этот учебник и за преподавателя. И секрет очень прост: человек просто писал текст так, как будто он просто общается с людьми.
2. Не согласна в очередной раз с Владимиром, что харизматичный преподаватель/текст подчиняет. Не подчиняет! Приходилось самой читать одну замечательную книгу, которая явно писалась по такому же принципу, как методичка по СУБД. Я была с автором не согласна в некоторых местах, но книгу прочитала за 1 день: села, и не встала, пока она не закончилась. Если это и есть подчинение, и если такого подчинения можно добиться в курсе (чтоб оторваться от него было невозможно, потому что интересно и мозг расщепляет), то дай нам бог такому научиться.

Владимир Наумов комментирует...

Коллеги, спасибо за высказывания. С удовольствием подчиняюсь их харизме :)

На самом деле харизма - это всегда влияние кого-то на кого-то. При традиционном обучении некто извне влияет на обучаемого, при альтернативном - обучаемый делает себя сам (= влияет сам на себя) благодаря тому, что его наличные знания и опыт проблематизируются извне (реже изнутри) и он сталкивается с неким внутренним противоречием. Иногда довольно болезненным. Это к тому, что харизматичными тексты можно делать по-разному, в разных парадигмах и школах.

Некоторые около теоретические соображения по теме запостил здесь:
http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/03/blog-post_17.html#links

Елена, сдаюсь. Я сегодня ненадолго вышел из русла анархической педагогики, потому беру свои слова обратно (временно!) :)

Владимир Наумов комментирует...

И касательно сериалов и прочих произведений искусства:
"педагогический опыт может наиболее аутентично фиксироваться, сохраняться и передаваться не в виде теоретических выкладок, а в формах, которые приближаются к художественным произведениям. По существу, ролевые игры, кейсы, бизнес симуляторы – это своего рода драматургические произведения. Не стоим ли мы на пороге создания своего рода учебной бизнес-драматургии?"
http://websoft-elearning.blogspot.com/2007/08/blog-post_20.html

Valery L Leontyev комментирует...

Тааак. Как затеватель этого поста просто не могу не ответить на комменты Владимира и Елены :)

1. Елене.

два НЕ в обоих пунктах НЕ могут НЕ привлечь внимания :). Я не писал, что не могут, я писал "есть преподаватели", конечно возможен вариант, когда "... и богата и красавица". но тогда и темы вопроса нет. Я говорю о самом обычном преподавателе-авторе с набором своих обычных задач и проблем. Так что мы тут с вами друг другу НЕ противоречим. И муж ваш большой молодец, что курс такой написал. Но ключевая фраза, которая может позволить нам продвинуться в понимании "харизматичного текста" провучала. "...человек просто писал текст так, как будто он просто общается с людьми." Та же мысль и в комментах Lern21 к посту Владимира https://www.blogger.com/comment.g?blogID=36386009&postID=6470632082054256300. А не в создании ли иллюзии (методически обоснованной?) общения/диалога со слушателем кроется один из ответов на вопрос о заризматичном тексте?

2. Владимиру

"Учебная бизнес-драматургия" - великолепный термин!

Компании (по крайней мере до кризиса) готовы тратить значительные суммы на создание дорогостоящих симуляторов, 3D графики и проч., а если сосредоточиться как раз на подготовительном этапе? У нас к примеру с переходом на CourseLab баланс трудозатрат существенно сместился в сторону разработки сценария к курсу. И это безо всякой дрматургии :).

Владимир Наумов комментирует...

Драматургия общения развивается в трех системах: Я - Текст, Я - Другой, Я - Я. В каждой, со своими нюансами, и не иллюзия это, а реальность, с которой мы еще худо управлямся в eL.
Пока человек жив и в нем теплятся эмоции - драматургия неизбежна. Так нам ли - клиенториентированным - от такого потенциала отрекаться? На нем и играть нужно в текстах и интеракциях по его поводу. Вон, само по себе контрольное тестирование - какое драматургическое событие :)

Max Tyurin комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Max Tyurin комментирует...

На мой взгляд,намного проще понять какой-нибудь технический текст, если он написан не заумными словами,а простым человеческим языком.Но не всегда бывает так. Харизмой либо обладает человек, либо нет. Думаю ее наличие все равно сказывается при написании текста. Соответственно, одни тексты легки для понимания какими бы они не были сложными, а другие не просты.И для того,чтобы понять,что имел ввиду автор,приходиться еще в источник другой заглядывать. на что тратиться драгоценное время.

разработка web разработка комментирует...

разработка плана разработка сайтов http://web-miheeff.ru разработка плана