Поиск по этому блогу

воскресенье, 8 февраля 2009 г.

Как нам угнаться за прогрессом?

Сейчас много говорится о степени нужности мультимедиа контента в образовательном процессе, о плюсах и минусах, но по большому счету на данный момент на рынке отсутствуют какие-либо технологии (при большом их выборе) способные заменить учителя в классе.
При этом сейчас очень модно говорить о так называемом смешанном обучении (в некоторых кругах известном как blended learning), которое, как некоторые специалисты считают, является лишь ширмой для того факта, что пока не придумано ни одного средства достижения главной цели обучения при помощи исключительно компьютера, без использования очного обучения.
Вот, например, Владимир Наумов очень часто высказывает свое убеждение, что он мечтает, что когда-нибудь наступит то время, когда e-learning вытеснит очку, т.е. научить можно будет при помощи хорошо подготовленного образовательного мультимедийного конетента.
Вообще же прочитав вот эту статью, нельзя не согласиться с авторами, что "технический прогресс намного быстрее, чем более сложный педагогический/дидактический"

Оттуда же вот такой любопытный график (Цикл Обмана Технологий 2006):

Время (слева на право):
  • технология показа;
  • пик завышенных ожиданий;
  • желоб разочарования;
  • склон просветления;
  • плата производительности.

3 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Александр.
Хочу внести маленькое уточнение касательно своих мечтаний: я не мечтаю, а утверждаю, что могут быть созданы курсы не менее, а даже более эффективные, чем очка, для немалого класса задач. Какова для этого технология? Долго рассказывать. Но первым ее шагом является постановка такой сверхзадачи как превосходство над очкой. А для этого нужно найти механизм, за счет которого это превосходство будет обеспечено. При случае буду рассказывать, как такого превосходства достичь. Было дело, дважды вебинары о таких "превосходящих" курсах проводил. Даже в разработке полудюжины таких продуктов участвовал.

Теперь по теме Вашего поста. Чтобы угнаться за прогрессом, нужно от него... отстать. "Было" некогда славное программированное обучение хоть по Скиннеру, хоть по кому еще. Кто сделал у нас хоть один курс в полном соответствии с этим подходом? Мне такое неведомо. А будь такой курс вменяемым и адекватным - не понадобилось бы и за прогрессом гнаться и виртуальные миры городить. Кто реализовал хоть один курс по Гальперину, кроме одной команды. Которой русскоязычный продукт, придуманный 17 лет назад (!) продается до сих пор с минимальными примочками мультимедиа (поскольку изначально был DOS'овским) и разошелся десятками тысяч только официальных \при нашем-то воровстве!\ версий. Может, не стоит гнаться за прогрессом, а припомнить забытое старое? Ибо, гоняясь за примочками всякими, мы ни ими не овладеваем на профессиональном уровне, ни фундамента для новых в головах своих не закладываем. Потому и поверхностный продукт выдаем. В погоне за прогрессом (= модой) мы не успеваем стать профессионалами досконально освоить одно, бросая его полуосвенным. Потому и продукция наша "половинчата". К примеру, нас теперь несет к Web 2.0, а мы и 1.0 не освоили толком. Вот беда в чем. Переизбыток информации / прогресса / моды "убивает" дело :(

Вам известно, чтобы кто-нибудь ставил разработчикам задачу сделать э-курс, не хуже, а то и лучше очного? Мне такие случаи (и курсы) известны. Известно также, как пугался заказчик, когда сценарии или пилоты отдельных таких курсов видел, поскольку там не было ПРЕПОДАВАНИЯ, а одно учение и произвол обучаемого. Поскольку реализовывались курсы эти в парадигмах провокативной педагогики или педагогических мастерских, фрейдопедагогики или анархической педагогики Бассисов. Лучшее образование всегда сопряжено с самоубечением и вольнодумством. А нам эта самодеятельность и бардак надо?

Какой прогресс шустрее: педагогический или технический? Да нет никакого прогресса или регресса по определению, скажут Вам представители 70% современных философских школ. А я к ним примкну. Прогресс - это оценочное словечко. Деление атомного ядра и Энштейн с его атомной бомбой, коллайдер с глобальным вокруг него психозом и антибиотики с аллергией на них + озоновые прорвы и российско-украинский газовый конфликт - это прогресс или как...

Одно из условий, которые позволят сделать "равноценными" очку и e-L - отказ от словечек типа "прогресс" :). Меньше будем про словечки думать, лучше курсы выходить будут. По Скиннеру, Махмутову или через "задние ворота" розгами, как в иезуитских коллегиумах. Главное, профессионально инструменты использовать и меньше о прогрессах и подобных химерах думать.

Alexander Ryabinin комментирует...

Владимир, большое спасибо за развернутый ответ (замечу не менее интересный чем сам пост:)).
Согласен с Вами полностью.
Правда есть одно но, мы живем в такую эпоху (черт его знает может сейчас наступает какой-то перелом), когда за всякой идеей должно стоять реальное материальное воплощение. Согласны?

Ходить по вершкам и снимать пенку это конечно зло, но если кто-то остановится и будет копать глубже чем остальные и соответственно будет тратить на это время, то его могу затоптать.
Благо рынок сейчас не перенасыщен и все-таки есть время капнуть и дать продукт совершенный, к чему я думаю мы все-таки придем.

Вообще же если говорить о моделях, то убежден, что не реально придумать что-то универсальное всегда в каждом уникальном случае (э-курсе) будет востребован определенный подход, определенная модель.

При этом технический прогресс (извините за это ужасное слово) будет подпитывать эти модели, дополнять их, но не ВОСПОЛНЯТЬ.

Владимир Наумов комментирует...

Александр, согласен с Вашими позициями, хоть одна из них (про трату времени на качественный продукт, в то время как халтурщики рынок окучивают) отнюдь не мажорна.
Согласен, что каждый курс должен содержать изюминку, свою уникальную идею и механизм, за счет которого в обучаемых происходят желательные изменения. Правда, не всегда это заказчику нужно или не всегда удатся эту изюминку донести. Вот тогда-то уместно и оправдано говорить об "универсальных" моделях, т.е. об осуществлении э-обучения технологично, в рамках того или иного педагогического подхода, грамотно и последовательно материализованого в курсе.