Поиск по этому блогу

понедельник, 29 декабря 2008 г.

e-learning на туалетной бумаге


В самом деле коллеги, мы в течение второй половины 2008 года и у нас на блоге и на блоге коллег очень много говорили про то, как получше представить материал для самоизучения в электронном виде (типа технологии пед. дизайна) как, в каких порциях и в какой момент времени их лучше донести до слушателя, да в какой момент времени лучше подключить тьютора (спеца по тематике), как сдать тесты (при том жаркие дискуссии были про претесты и посттесты)... ну и много всего еще можно назвать включая 3D технологии и тому подобное...

А все ради чего?

А все ради того коллеги, чтобы материал, который слушатель изначально НЕ мотивирован изучать (т.е. как бы он не стремился приобрести себе компетенций, или повысить свой уровень компетентности в рамках текущего профиля) в нужный нам (Заказчикам e-learning и Исполнителям e-learning) период времени обратить в знания в мозгу, и полученные после изучения этого материала компетенции немедленно применить в жисть.

...кто-то из вас ел блюда из ларька "Крошка-картошка"? Видали как там картошку взбивают мощно перед закладкой начинки? Мысль ясна, ага? :)

У меня вот созрел такой вопрос: а кто же меня в свое время в здравом уме и трезвой памяти мотивировал читать "Караоке-капитализм" или "NO LOGO" или к примеру "Тайм-драйв"? да никто не мотивировал.

Просто было интересно, интерес возник из за широкого интересна к предмету вообще, а вчитался, и не оторвать и дальше начинаешь рыскать в поисках похожих материалов. А что не нравится - выкидываешь тут же в сторону.

... и представьте себе никаких особых ухищрений, просто текст, да кой где картинка промелькнет, а ты ее быстрей перелистываешь чтоб узнать что дальше...

... и никаких тебе претестов и пед дизайна нет и впомине - просто интересно...

Так вот мне кажется собака зарыта где-то ближе к месту, где ИНТЕРЕСНО читать материал, когда аж дух захватывает от чтения, и все равно где и на чем читать, да хоть на бумаге туалетной, лишь бы жадно впитать да быстрей понять, что же дальше. А потом со смаком обдумать что почитал, да обсудить мысли с приятелем или коллегой по цеху.

PS: Кстати, почему фантастику и бульварные романы заворачивают с супер обложку а художественную литературу в неброский переплет? Тоже сравнение можно провести и между поп-музыкой и блюзом.... Не заставляют ли нас думать глазами и другими периферийными частями тела, а не иным, более приспособленным для этого органом?

Нет ли в стремлении представить посредственный материал более выгодно подвоха?

Желаю всем в новом году интересных материалов как при написании так при прочтении. А уж в какую обертку его лучше (дороже) завернуть, тут мы с вами спецы, сообразим :)
вторник, 23 декабря 2008 г.

Справочник по э-обучнию

На сайте справочника "ASTD E-LEARNING HANDBOOK" Allison Rossett есть любопытная штуковина клик-информер сделанная по типу "своей игры".
Было достаточно интересно (несмотря на некую неэстетичность исполнения) почитать об управлении знаниями, педдизайне, смешанном обчении и т.д.
четверг, 18 декабря 2008 г.

3DПутешествие по древнему Риму

Google как всегда радует..
В Google Earth появилась увлекательный слой Древний Рим-3D.

Рай для студентов и школьников при изучении истории Древнего Мира.

В слое "Древний Рим-3D" можно:
  • Посмотреть на Древний Рим в 320 г. н.э.
  • Пройтись по всемирно известным зданиям.
  • Посетить строения в режиме 3D, например Римский форум, Колизей и Форум Юлия Цезаря.
  • Узнать, как жили римляне.

пятница, 12 декабря 2008 г.

Клавиатура разработчика электронных курсов

Обратил внимание на клавиатуру одного из сотрудников (точнее сотрудницу), возникла мысль, а нет ли клавиатур с горячими клавишами copy-paste, или что-нибудь более умное и современное.


среда, 10 декабря 2008 г.

Совместная работа бесплатно

Пример совместной работы на docs.google.com. Меня потрясли возможности этого сервиса Google. В режиме реального времени, не имея на компьютере никаких установленных тяжелых клиентских частей мы совместно правим презентацию, делаем документы, потом экспортируем их в необходимые форматы. В общем мечта, а не сервис.







Надо подумать над внедрением у себя на постоянной основе.
воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Бесплатные профессиональные программы для студентов

DreamSpark
Microsoft открывает студентам по всему миру прямой бесплатный доступ к своим профессиональным инструментам (Visual Studio, Expression Studio, Windows Server 2008, XNA Game Studio) для дизайна и разработки.
Правда для этого нужно получить карточку (ISIC - международная карта студента).
По этой же карте можно получить Office с 80% скидкой
суббота, 6 декабря 2008 г.

Красивые интерактивные книги

В свое время на блоге Технологии e-learning был опубликован пост о красивостях и функциональностях электронных книг.
У польской компании YDP (второй пост про эту компанию, совершенно случайно, никакого pr) есть инструмент yBook по созданию интерактивных книг с эффектами традиционной книги.
Причем книги создаются путем автоматической конвертации из pdf.

Особенности:
  • Один клик и из PDF файла получается интерактивная книга.
  • Можно вставлять различного рода мультимедиа объекты.
  • Страницы перелистываются с эффектом традиционного учебника.
  • В книге можно оставлять заметки и выделения.
  • Можно настраивать качество изображения .
  • Может быть доступна в любое время и в любом месте, так же и офф-лайн.
  • Цифровые ресурсы могут быть привязаны к оглавлению электронного учебника.

Достаточно красиво и интересно, но судя по себе, я бы не стал читать книгу (если книга состоит из текста) с экрана монитора, удобнее и мобильнее делать это с покета или наладонника. Хотя если такие программы будут совместимы с PDA это будет достаточно удобно и приятно.

PS: вообще же, очень часто приходится объяснять авторам контента, да и заказчикам что электронный курс - это не книга.

Видение студентов сегодня





Замечательное видео доктора Майкла Уэша (Dr Michael Wesch), который выступал с таким же докладом на пленарном заседании OEB2008. На видео получилось даже лучше, чем он говорил на пленаре. Помимо того, что Майкл отличный аниматор, так еще и попал в самую точку.

И, что характерно, сочетается с моим предыдущим постом :). Все как в Матрице - надо жить в реальном мире.






Кстати, после просмотра рекомендую заглянуть в статистику просмотров, а она более чем интересна.

А вот и другие видео записи Майкла

Почему наши преподаватели не любят Google и Wikipedia?

Недавно в ходе проекта с государственным образовательным заведением столкнулся со следующей проблемой: преподаватели не любят и не доверяют таким информационных хранилищам как Google и Wikipedia, считая их чем то вроде развлекалок и информационными хранилащами второго сорта, не предназначенных для использования в "серьезных" курсах и в серьезных заведениях.

При этом ссылки на литературу зачастую относятся к 2000 году и ранее. Смею предположить, что и мысли выраженные в материалах относятся к этому-же периоду. Также сделаю смелое предположение, что информация в Wikipedia обновляется или по крайней мере може обновляться в отличие от учебников намного быстрей.

Основной аргумент - достоверность. Т.е. кто прверяет эту информацию. Где то мелкое сито, через которое должна проходить информация (редактура, корректура, внешняя экспертиза) и которое вроде как гарантирует качество информации?

Беда на мой взгляд в том, что в реалиях сегодняшнего дня информация успевает устареть еще до выхода такого пособия.
Второй аспект - публичность. Даже если первоначально информация на Wikipedia была опубликована недостаточно верная или некорректная, общественность, читающая данную тематику быстро исправит (а зачастую еще и дополнит) неточности и некорректности.
Третий аспект - одномерность информации. В учебнике информация представлена однобоко, т.е. так, как видит ее только один автор или в лучшем случае авторский коллектив. В Wikipedia есть возможность выбора. Или можно уйти с Wikipedia на Google :-)

Резюме: мне кажется нынешняя почтенная профессура и ППС сопртивляется и внутренне и внешне такого рода реурсам вместо того, чтобы принять в них активное участие. От этого выиграли бы все, и студенты в первую очередь, ведь они не верят учебникам, они верят Google и Wikipedia.
пятница, 5 декабря 2008 г.

Педагогические комиксы

Одним из спонсоров прошедшей (ах... а так многого не успел посмотреть и послушать) на этой недели Online Educa Berlin была компания - Young Digital Planet. Обратил внимания, потому что была она на одной строчке c ...
При изучении сей компании заинтересновало одна из разрабатываемых ими тулза -ypublisher.

К сожалению не удалось найти демо версии продукта, но есть возможность просмотреть примеры курсов созданные с помощью данной программы.

Курс построен достаточно забавно, я встречаю впервые такое представление курса. С первого взгляда очень напоминает комиксы, поэтому я посмел окрестить данный подход педагогическим комиксом (хотя не уверен в точности данного определения). В любом случае это достойно внимания, когда в одном курсе используется сразу несколько приемов, таких как текстовая подача материала, динамическая (анимационная) и практическая, на той же странице присутствует тестовое задание, при этом в целом страница не смотрится перенасыщенной, единственное что напряг скроллинг появившийся на моем 14-ти дюймовом мониторе ноутбука.
К слову сказать у компании есть еще несколько продуктов, а также популярны курсы Английского языка, которые кстати локализовала одна из российских компаний.

HarvestRoad Hive - цифровой репозиторий


Сегодня утром пытали на стенде представителей итальянской компании Giuniti Labs про их новое, а верней перекупленное у Австралийцев, решение - HarvestRoad Hive.

Решение позиционируется как самостятельное решение по организации различной информации, как SCO и Asset объектов, так и обычных файлов, расширение значения не имеет.

Из положительных качеств выявлено:
- дружит с Moodle, Sakai, OKI
- построен на open source продуктах, поддерживает БД MySQL
- счастливым обладателям LEX можно обращаться через специальный плагин напрямую из Content Packager-а в репозиторий HarvestRoad
- дополнительно есть модули кеширования и управления авторскими правами.
- при разговоре уверяли, что можно подружить c Sharepoint Portal Server, т.е. настроить синхронизацию, когда с SPS дергаются файлы в репозиторий харвеста, там конвертируются в объекты с соответствующими правами и мета информацией. Правда скромно сказали, что еще не пробовали такое сделать.
- также из опций в наличии модуль документооборота

Из отрицательных:
- непонятно, чем же всетаки этот продукт лучше, чем их родной репозиторий
- цена. коллеги хотят за начальное решение (50 пользователей персонала и 500 пользователей обучающихся) около 20 тыс. евро, т.е. в нашем случае (около 10 тыс. студентов и около 1000 персонала) цена будет значительно дороже. И это без LMS системы.

Обещали выслать дополнительную информацию и предоставить демо доступ до решения.

Домашнаяя страничка про продукт

Слепые online

На секции "Creating Content for Specific Needs" прозвучал доклад про вовлечение слепых людей в использование компьютера, компьютерных технологий и интернет технологий.

Сперва показалось, что эта тема мне неинтересна, но после работы секции состоялась дискуссия с В.П. Тихомировым, которая повернула мое мнение об этом докладе на 180 градусов.

И в самом деле, среди тех, кого мы ошибочно называем неполноценными в контексте этого доклада слепые люди есть немало талантливых, целеустремленных и думающих людей. При этом в силу недостатка зрительного восприятия мира у них развиты другие способы восприятия и в частности способность мыслить образно и креативно. Вспомним, сколько среди слепых людей гениальных музыкантов, и не только.

С другой стороны ничто так не ценится в интернете, как креативность и образное мышление. Черт, да эти люди просто созданы для сети!

Все, что им не хватает - установить связь с интернетом и научиться получать от него обратную связь. Одно из таких решений и предлагал докладчик Nick Kind - беспроводное устройство, клавиатуру, на которой возможно передавать данные на компьютер.

Не совсем понятно, как это работает .. ведь как то надо ориентироваться на страницах, как то надо получать обратный ответ и так далее. Будем разбираться.

А вы бы наняли к себе на работу слепого человека в качестве например сценариста или генератора идей, если бы он был оснащен техническими средствами и обучен ими пользоваться?

Сайт проекта: www.sparklearning.com
Персональный блог Nicka Kinda
четверг, 4 декабря 2008 г.

Как нужно выступать на конференциях


В продолжении темы о умении иностранных специалистов держать публику.
Был давеча на секции посвященной on-line тестированию, один из докладчиков -
Eric Shepherd (один из ведущих мировых лидеров по оценке ПО, а по совместительству - генеральный директор известной системы тестирования и оценки Questionmark) произвел на меня очень большое впечатление. Вообще Eric является достаточно популярным ведущим на подобного рода конференциях. В этот раз он раздал участником карточки разных цветов и во время своего выступления часто прибегал к вопросам с вариантами ответов.
Для затравочки были вопросы типа "Как меня зовут?" или "Зачем вы тут?". В течении всего выступления он пользовался этой фишки и публика была в восторге (хотя вроде бы что тут такого).
Кстати помимо формы выступление было интересно и содержание (что немаловажно).

Игровой подход: город как игровая площадка


На секции Playing Educational Games, где я был до обеда было представлено 4 доклада. Из них один мне понравился больше других - доклад Henka van Zeijtsa (Университет Амстердама), который назывался "Games Atelier. Location-Based Gaming: The City as Your Playground".

Хэнк с коллегами разработали платформу, подлюченную к GPS навигации, которая позволяет создавать задания для нахождения определенных географических мест в Амстердаме, задавать вопросы, постить фотграфии, видео и прочий контент, связанный с конкретным местом, студенты в группах (игра поддерживает одновременно до 4 групп) соответственно получают задания и ищут эти места используя телефон с GPS навигацией, и затем отвечают на вопросы прямо с телефона.

Конечному пользователю очень напомнит гугл карты.

Идея мне показалась очень свежей, совершенно не ожидал, что игровая тематика будет представлена таким опытом. Т.е. сама игра организуется и проодится в реальном мире, а задания выполняются в сети. Лучше и придумать сложно.

Подробней ознакомится с идеей можно на сайте 7Scenes.com
Посмотреть примеры заданий

PS: У нас скоро 1000 Ярославлю, можно предложить свежую идею :-)

Трейлер к игровому курсу "Первые шаги к лидерству"

Сегодня, как я уже писал, Ольга Владимировна Приходько выступит на секции по игровому подходу с игровым курсом, который мы разрабатывали - Первые шаги к лидерству. Отчет и впечатления позже а пока трейлер про игру на английском языке, который мы сделали специально к Едуке.
video
среда, 3 декабря 2008 г.

Создаем on-line курс в Moodle (2)

На рисунке представлен отличный способ организации учебного процесса, а точнее планирование создания on-line курса.
Все очень просто:
1) По горизонтали располагаются этапы изучения темы
2) По вертикали перечислинны темы курса

Каждый цвет стикера означает тип активности (индивидуальные, синхронное обучение, асинхронное обучение).
Например:
Так вот для планирования курса для начала необходимо проставить активности, которые вы собираетесь использовать в разрезе одной темы и курса в целом.

Потом согласно нижеприведенной схеме определяете чем закрыть выбранные вами активности:

Проект Red Monkey

Итак следом за Александром начинаю делиться впечатлениям о конференции.


Мне достался воркшоп под названием "My Organisation is a Jungle, Strategies for Overcoming Internal Resistance to Innovation" (Моя компания - джунгли, стратегии по преодолению сопротивления инновациям внутри организации).

Докладчиком был Jef Staes.

Главная идея про пререход от 2D управления знаниями к 3D. Как всегда на западе говорится про непрерывное воспроизводство знаний и внедрение инноваций.

Сам воркшоп был построен с использованием системы тестирования и организацией групповой работы прямо в ходе доклада. Выглядело это так Джеф рассказывал одну тему из своего доклада, затем посередине задавал вопрос, у каждого был красивый синенький пульт, мы дружно жали на кнопку, в соответствие с тем как понимали ответ на этот вопрос. Причем вопросы были посроены и с юмором и с подвохом, что радовало. Затем Джеф после окончания блока доклада просил пообщаться на тему заданного вопроса друг с другом 5 минут, а потом выступить по желанию. В общем ничего сложного, но чуствуешь себя постоянно включенным в происходящее.

Очень удачно были проведены визуальные аналогии между рекой с идущей по ней барже (типа это 2D модель) и бурным морем с кораблем, сражающимся с волнами (типа это 3D модель).

Идея такоа: нельзя идти в бурное море на барже (т.е. со старыми стратегиями и правилами нельзя совершить качественный скачек в бизнесе и даже более того, есть реальная угроза этот самый бизнес потерять). Нельзя идти даже на хорошем корабле с командой, которая не умеет управлять кораблем. Проблема в том, что многие организации находятся в промежуточном состоянии.


Деление сотрудников компаниях на четыре категории:
- киейторы - люди, которые в той или иной ситуации способны генерировать новые идеи
- пионеры - оответственно те, кто готов эти новые идеи опробовать
- последователи - те, где вдохновляется положительным опытом пионеров (типа, вау это работает! круто! давайте и мы также)
- противники инноваций (ну понятно)

Тут мне показалось интересной следующая мысль, к которой подводил на покладчик: наиболее активная категория сотрудников, которая способна повлиять на последователей - не криейторы, а как раз противники, которые говорят - да и так все здорово, ненадо ничего менять и если криейторы с ними согласятся, то в компании будет действовать модель консменсуса, которая не будет вести к развитию компании, поэтому один из путей изменения ситуации - создание конфликтной модели внутри организации. Т.е. более предпочтительна на сегодняший день не модель консенсуса, а модель конфликта, когда криейторы не согласны с противниками иннованций.

И еще одна мысль, что как мне кажется и делает модель трехмерной: в реальной жизни мы часто оказывемся в одной из четырех категорий и можем быть как сторонниами инноваций, так и пионерами и противниками. При этом крайне важно уважать мнения всех четырех категорий сотрудников.

Далее, почему Красная обезьяна (Red Monkey)?

Постараюсь объяснить как я понял: Где возникают новые идеи и рождаются инновации? Если провести аллегорию с тропическим лесом, то новые идеи не рождаются в самом лесу, они рождаются на стыке разных эко систем (например там, где лес граничит с пустыней или лес заканчивается у моря). Если мы к примеру представим себе встречу красной рыбы (в данном случае бычка) и коричневой обезьяны из леса, то если их соединить :-) (или их идеи, мысли), то получится красная обезьяна - новая инновационная идея (интересно, читал ли Джеф труды Мичурина или сам ставил опыты?). От так вот.

Ну ладно, дальше интересней - если мы поместим красную обезьяну в ее естественную среду обитания - джунгли (читай корпоративное пространство), что получится? Правильно, красная обезьяна будет как на ладони и может быть убита охотниками. Или убийцами красных обезъянок.

В общем тут разворчивается целая борьба за инновации. И действительно, если каждый из нас посмотрит внутрь своей компании, то всегда найдутся люди, которые стараются привнести нечто новое, и всегда найдутся люди, которые это новое будут отвергать. При чем понятно, что подвергнуть критике и не сделать что-либо гораздо легче, чем наоборт.

Так вот, политика организации RedMonkey состоит в кнсультировании топ-менеджмента компаний как противодействовать противникам инноваций и помочь выжить в ходе конфликта криейторам.

Такой вот занимательный рассказ натуралиста.

В общем как всегда меня лично доклад заставил задуматься над поставленными в достаточно неожиданной форме вопросы относительно внедрения иннований в компаниях и проблемах, возникающих в ходе их внедрения.

Желающие могут:
- подключиться к сообществу http://academy.eoi.be/ (после регистрации будут достапны для скачивания материалы по тематике, кстати и pdf версия его доклада)
- почитать о Джефе и о сообществе
- прикупить книгу Джефа Стаеса (Jef Staes) "Моя компания - джунгли". Мне, как участнику семинара досталась бесплатно.

Перечитал все, что написал и понял - получились действительно впечатления, а не путный связанный рассказ. Но наверное в том и ценность - первые впечатления всегда яркие. Черед сглаженных анализом рассказов после конференции, туда же видимо пойдут и мысли, возникшие на основе увиденного и услышанного.

Кстати, слайды черно-белые не от моей жадности. Попросил презентацию после семинара, сказали что можно будет все скачать с сайта. Зашел, зарегистрировался. Нашел только PDF файлы, а в них черно-белые слайды.

Создаем on-line курс в Moodle (1)


Итак дело пошло.
Сегодня я участвую в семинаре (один из многочисленных преконференс) целиком посвященному Moodle.
Семинар будет проходить целый день так что по мере возможности постараюсь писать здесь.
Площадка - http://www.ned-moove.nl/
Ведущий - Питер ван дер Хийден (голландский специалист из консалтингового агенства в Амстердаме, работает в электронном правительстве, а так же является специалистом по игровому обучению) www.sofos.nl

Для начала неплохая схема иллюстрирующая возможности moodle относительно учебного процесса