Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 ноября 2008 г.

Уезжая на Едуку


Сегодня ночью Лаборатория мультимедиа в составе трех человек выдвигается на OEB2008 - наиболее заметное и крупное действо в области e-learning в европе.

Там всегда интересно, там всегда много информации, которая при должном старании может превратиться в знания, и явные и не очень.

Я там уже четвертый раз и всегда все по разному, в том смысле что и доклады конечно разные, но и еще в том смысле что я туда каждый раз в разных качествах езжу: первый раз просто на диво дивное посмотреть, второй раз уже четко интересовали совершенно определенные вопросы, третий раз выборочно по одной тематике + анонсировать проект.

Сейчас мы впервые едем с готовым проектом, который мы разрабатывали более года - электронный курс "Первые шаги к лидерству", построенный на игровом подходе. Курс разрабатывался для Колледжа МЭСИ и в тесном с ними сотрудничестве. Сам курс будет демонстрироваться в контексте доклада ректора Колледжа - Приходько О.В.

В общем,
1. Пожелаем нам успехов в представлении проекта :)
2. Пожелаем нам побольше писать с места событий в блог, потому как если сразу не запишешь, то потом притупляется, забывается.
четверг, 27 ноября 2008 г.

Нужно ли предварительное испытание в э-курсе?

Первое и самое главное - это то, что предварительные испытания не должны быть стандартом для КАЖДОГО курса (говоря о курсе я подразумеваю электронный курс).
Как и во всех инструментах и методиках у "предвариловки" есть свои за и против.
Второе - претест - это опция а не требование. Обучаемый имеет выбор проходить или пропустить.
ЗА:
  1. "До и после". Первым аргументом "за" конечно же является то, что результаты претеста могут проиллюстрировать знания обучаемого до и после изучения материала. В этом смысле заменой претеста может служить изучение документов на основе которых ведется обучение, определение целей обучения, создание пост-теста.
  2. Настройка на обучение. Прохождение пре-теста должно аккумулировать обучаемого к дальнейшему изучению курса (можно сравнить с обучением плавания методом "ныряй и учись").
ПРОТИВ:
  1. Если обучаемый плохо владеет материалом или вообще им не владеет, то это может привести к разочарованию или раздражению
  2. Претест может собирать все минусы механического тестирования

PS: Здесь еще нужно учесть тот момент в каком виде должно проводиться предварительное испытание. В основном под "предвариловкой" мы понимаем тесты, но... В нашем мире информационных технологий вовсю используется игровое обучение, поэтому предварительное испытание ввиде игрушки может привлечь обучаемого (в копилку мотивации обучаемого средствами э-курса :)), так же одной из методик предварительных испытаний является постановка проблемы.

Прочитав статью Кларка Куина...
понедельник, 24 ноября 2008 г.

Как мотивировать обучаемого средствами разработчка электронных курсов?


Один из самых актуальных вопросов руководителей университетов (будь то академические или корпоративные) - это вопрос мотивации обучаемого.

В сети и на слуху достаточно много способов мотивации (работающих и не очень) средствами руководителей, преподавателей, pr-служб и т.д.
Меня, как разработчика курсов, волнует больше другая постановка проблемы, как мотивировать обучаемого средствами разработчика электронных курсов?
Итак, на мой взгляд, не уходя в частности, есть несколько моментов мотивирующих студента:
  • Наличие интеракций в курсе (без комментариев, основа электронного курса)
  • Красивая обертка курса (явно недостаточное условие.. но при этом в "красивый" курс войти захочется)
  • Наличие свежей, не общедоступной информации (если авторы контента позаботятся и вложат в курс свой уникальный опыт)
  • Курс должен отражать текущие знания пользователя (тогда он сможет возвращатся к курсу вновь и вновь пока не достигнет совершенства)
  • Обучаемый должен побеждать в курсе (речь идет не о метафорах а о реальной возможности победить, выиграть какой либо приз и т.д.)
  • Курс должен содержать актуальные для обучаемого проблемы и их решения (добавление В.Наумова)
Дополните?
суббота, 22 ноября 2008 г.

Электронное обучение или on-line обучение или дистанционное обучение или еще что?


В сообществе разработчиков часто употребляются такие выражения, как:
  • Электронное обучение
  • Дистанционное обучение
  • On-line обучение
  • Веб-ориентированное обучение
В чем же отличие этих терминов, которые ежедневно употребляются в нашем лексиконе?
Что мы должны отвечать, когда заказчик спрашивает: "Чем отличается СДО от LMS"

Электронное обучение.
Связано с взаимодействием пользователей с различными ролями (будь то учитель или ученик, организатор или администратор) с помощью компьютеров в инетерактивных сетях. Причем компьютер не является содержанием обучения и центральным элементом системы взаимодействия.

Дистанционное обучение.
Предполагает взаимодействие на расстоянии между преподавателем и учащимся, а так же своевременное реагирование ведущего обучения на запросы учащихся. Публикация или начитка учебных материалов учащимся, не является дистанционным обучением.

Веб-ориентированного обучения.
Связано с учебными материалами доставляемыми при помощи веб-браузера, в том числе, когда материалы упаковываются на компакт-диск или другой носитель.

On-line обучение.
Связано с предоставлением учебного содержания, легко доступного на компьютере. Содержание может быть на веб-сайте или просто установлено на CD-ROM или жестком диске компьютера.
<источник>

Вроде просто и понятно.. но лично у меня много вопросов по такой трактовке.
четверг, 20 ноября 2008 г.

Проверь свой IQ :)

На портале e-learning.su (проект наших коллег из МЭСИ) опубликованы тесты, которые можно пройти бесплатно (правда бета-версии).
Тесты созданы авторами-практиками и оценены независимыми экспертами.
Тестов 25 штук.
Помимо узких направлений есть еще и тест на определение IQ.
мой iq)
среда, 19 ноября 2008 г.

Интервью с Фабрицио Кардинале

Напомню, Fabrizio Cardinali является основателем и исполнительным директором итальянской Giunti Labs и председателем European Learning Industry Group

Вот некоторые выдержки из интервью:

Lisa Neal Gualtieri: Какой прогресс произошел в электронном обучении за последнее время, о чем вы несколько лет назад не могли и думать?

Fabrizio Cardinali: Сегодня неформальное и самообучение является куда более жиззнеспособным чем когда-либо. Новые устройства, такие как iPhone довели обучение до гораздо более широкой общественности, чем мы могли ожидать.
Кроме того, обучение специалистов (педдизайнеры, контент-менеджеры, медиа-отделы, издатели) необходимо для быстрого и массового производства качественных учебных материалов в дополнение к базовому уровню обмена информацией.Все это делает LCMS направляющем вектором в электронном обучении. Крупные компании стремятся укрепить бизнес-процессы и поднять рентабельность инвестиций. Корпорации необходимо тонны профессионально разработанного учебного контента, мастерство своих работников, и конкуриренция в процессе глобализации.
Поэтому они начинают изучает мощности XML, контент-шаблонов, а также цифровых хранилищ для получения более эффективного контента и возможности сделать его более доступным по всему предприятию.
Последнее, но не менее важное, мобильное обучение. Все больше и больше университетов, корпоративных и промышленных внедряют ориентированное обучение, т.е. не только пользование мобильными устройствами, но и наилучшая оценка целевой аудитории.

Lisa Neal Gualtieri: Есть ли отрасли, где электронное обучение имеет минимальное проникновение и почему?

Fabrizio Cardinali: Малые средние предприятия.Странно но именно руководители МСП не хотят вкладывать в электронное обучение не смотря на огромные выгоды, которые они могут получить (это тем более странно, так как в сентябре Kaufmman Foundation опросивший 860 американцев, сделал вывод, что народ считает именно руководителей МСП предпринимателей, которые знают, что делать в трудные времена).

Lisa Neal Gualtieri: Просьба прокомментировать о языковых и культурных различий между европейскими странами, а также между США и другми странами. Как эти различия влияют на то, чем вы занимаетесь?

Fabrizio Cardinali: Европа имеет более чем 40 языков и еще больше образовательных систем, если вы посчитаете многие внутригосударственные организации и на региональном уровне. Это требует согласования учебных программ в области образования. В пользу выравнивания - стандарты и повторное использование определений компетентностей, выраженных в машиночитаемой форме.
Международные организации по стандартизации, такие, как MS Global Learning Consortium и HR XML обеспечивают совместимость спецификаций для многоразовых определений компетентности.

первоисточник
понедельник, 17 ноября 2008 г.

Про игровое обучение

Расписывать преимущества игрового подхода к обучению по сравнению с пассивным восприятием материала нужды нет, это не только многократно доказано, но и попросту очевидно. В условиях современного развития игровой индустрии – и подавно. Когда на заповедные слова «вовка» и «линейка» молится половина офисного планктона, задумаешься о том, как бы обратить эту игровую вакханалию на пользу общему делу. Чтобы и рыбку, так сказать, съесть, и вообще – заставить ленивую молодежную аудиторию учиться так, чтобы ей не было мучительно больно за часы, проведенные перед монитором без третьего «Fallout».

На западе игровое электронное обучение, конечно, живет на широкую ногу: разнообразие жанров, высокое качество как в визуальной, так и содержательной части, затягивающие сюжеты – в общем, есть чему поучиться у зарубежных камрадов. У нас в этом отношении дело обстоит хуже; по крайней мере, мои поиски в рунете не увенчались достойными примерами отечественного производства – буду рада, если коллеги укажут на наличие таковых. Возможно, где-то кто-то у нас и делает классные внутрикорпоративные игрушки, но общественности об этом явно не сообщает. =) Ресурсы на эту тему тоже необширные - так, везде понемногу, и в основном переводное. А то, что переводное, к сожалению, не всегда удачно стыкуется с российскими реалиями и вряд ли может служить прямым руководством к действию.

В частности, вот здесь я обнаружила статью, посвященную базовым основам разработки обучающих игр на примере компании Cisco. C особо повышенным вниманием я, конечно, прочитала часть, касающуюся сценария игры, и выяснила следующее.

В так называемую «треногу разработки обучающей игры» входят, по версии Cisco, три эксперта: специалист по обучению (сценарист по-нашему, он же педдизайнер, хотя я уже боюсь это слово всуе употреблять =), эксперт по тематике (ну это тоже ясно) и, ни больше не меньше, – профессиональный разработчик игр, который непосредственно сваяет сценарий. То есть сценарист курса и сценарист игры – люди вообще разные. О ЧЕМ будет рассказывать учебник, придумывает один человек, а кто и по каким средиземьям будет разгуливать в получившейся игре – совершенно другой.

Как такой подход реализуется на практике? Каким образом методист должен разъяснять бесконечно далекому от обучения геймдизайнеру педагогические посылы курса? Разрабатываются ли у нас в стране игровые курсы столь серьезного уровня, что требуют привлечения к разработке профессионального геймдизайнера? И как эти драматически разнопрофильные специалисты находят общий язык?

Насколько я понимаю, у нас на данном этапе игрового обучения функции методиста и сценариста игры совмещает в себе один человек. Поскольку педдизайнер и так уже остроумно зачислен в многорукие Шивы, то к его компетенции, пожалуй, без особого ущерба можно присоединить еще одну ипостась - геймдизайнерскую. Особенно в условиях зачастую ограниченного бюджета разработки игры.

Правильно ли это?

воскресенье, 16 ноября 2008 г.

Электронное обучение для детей

Раз у нас теперь правительство стало всерьез задумываться об электронном образовании, то начинать естественно следует с младших возрастов.
В сети есть отличный пример разработки бесплатных мультимедийных игровых курсов для детей различных возрастов.
Честно, я был в восторге, есть курсы по разным направлениям, от Математики до курсам по здоровью, от Английского языка до Компьютерных курсов.
Долго думал, чего бы выделить из достаточно большого количества курсов (естественно все не удалось просмотреть), но самые на мой взгляд востребованные это курсы по жизненным навыкам и курсы про здоровье.

Курсы представленны на нескольких языках (английский, испанский, французский, португальский и китайский).

Видимо о появлении такого бесплатного ресурса на просторах рунета, нужно задумываться уже сейчас, т.к. мы опять можем не поспеть за нашими зарубежными коллегами.

Было бы очень приятно, если бы на этом сайте в блоке с выбором языков появился великий и могучий.
PS: в практике нашей компании есть небезуспешный опыт создания подобного рода игр.
понедельник, 10 ноября 2008 г.

Берем пример с рекламы

На написание сподвигли несколько факторов: книга Наоми Кляйн "NO LOGO", новый блог Александра (хоп - пеар :) ), конечно ряд постов про педдизайн, еще что-то... а мысль следующая:

Мне кажется, что лучший электронный учебник, а равно и команда его разработчиков - это рекламный ролик. Имеется в виду по-настоящему хороший рекламный ролик. Из разряда канских львов.



Вы только подумайте - в 30-60 секунд эфирного времени нас надо переключить с просмотра любимой передачи, дать понять о чем идет речь, обязательно заставить почувствовать, дать явные конкурентные преимущества и запомнить брэнд. Вдумайтесь коллеги - нас учат порциями по 30 секунд! rapid и mobile learning просто отдыхают.

В смысле объема подачи и степени запоминаемости за отрезок времени - рекламный ролик квинтэссенция знаний. У кого есть дети знают, что они (дети) на рекламу реагируют очень четко и от рекламных роликов немогут отвести глаз.

Мне думается, что некоторые из рекламных технологий стоит взять на вооружение и при производстве добротных электронных курсов.

Кстати, отличная презентация с советами на тему.

Учим матчасть


В результате достаточно активного, хотя и немного на мой взгляд сумбурного обсуждения темы педдизайна тут и тут и последующих за ним постов мой мозг также активизировался и появились некоторые идеи на этот счет.

1. Каждый из коллег понимает педдизайн, его задачи, функции и даже "болванку" человека, у которого есть предпосылки стать педдизайнером по разному. Достаточно странно на мой взгляд "пророчить" из кого что может получиться. Я вот например по специальности инженер по машинам и аппаратам химических производств. Практически эксперт по производству РТИ2 :). А вот подиж ты, еленингом занимаюсь. Так что мне кажется условия возникновения такой должности может быть два: желание руководителя и потребность заказчика. А кто это будет, мальчик/девочка/гуманитарий/технарь, да какая разница? Главное чтоб человек мог.
2. К сожалению не нашел постов или коментов типа "коллеги, что вы мучаетесь, вот у нас например этот вопрос уже давно (недавно) решён, для этого описан соответствующий функционал, написана должностная инструкция, подобран человек или группа людей, обучены и трудятся. И даже вот примеры их работы." Нет, такого не было. Вывода два: или нет всего этого или скрывают :). Под грифом секретности. Мне кажется, что всетаки истина ближе к выводу первому. Это обнадеживает в том смысле, что не одни мы такие в своем Ярославле темные сидим и ищем, когда весь белый свет этот вопрос уже решил. В ногу вроде как идем :)
3. Ближе всего мне оказалось мнение Бориса Ятленко. Позволю себе процитировать его:
"Есть простой рецепт, который изобретен не мной, и который уже давно широко используется во всем мире, пожалуй, за исключением нашей страны. Это изучение чужого, но успешного опыта. Найдите курс, который вам нравиться, пригласите его автора на консультацию, или попросите обучить ваших людей, или просто наймите его, но с обязательным условием обучения своих людей. Так живет весь мир, за исключением тех, кто с упорством достойным лучшего применения продолжает «изобретать велосипед». Занятие конечно увлекательное, но не конструктивное.".
4. Предлагаю себе и внять этому совету старшего коллеги. Пошел искать курс и его разработчиков. Тем более, что скоро Educa, авось приедет туда, а? :)

PS: Вот ведь. Хотел написать пост совсем про другое :) Ну да ладно. Две мысли лучше, чем ни одной.
PPS: Кстати, оформилось то, что меня смущало в статье Бориса. А именно, мы говорим о создании курса, а не о создании конструкции, комплекса для изучения материалов, в числе которых курс. В отрыве от конструкции сам курс в общем-то не такая большая ценность. Но курс искать всеравно надо, ибо кто спроектировал по-настоящему хороший курс, тому и до всего остального недалеко. Или не так?
суббота, 8 ноября 2008 г.

Про опыт работы с авторинг тулом Articulate Engage


Читая коменты к посту Алексея Королькова про бизнес-процессы зацепился глазами за упомянутый Борисом Ятленко софт компании Articulate.

Зашел на сайт, посмотрел, выбрал наиболее интересный мне инструмент "Engage", оставил все о себе, скачал, установил.

Так как мы в данный момент озабочены разработкой/приобретением готовых/использованием в электронных курсах подобного штатного инструментария, то захотелось попробовать своими ручками. Оказалось очень просто, наглядно и удобно в использовании.

Позволил себе немного пошалить и сделал такой вот пример на базе итеракции "Пирамида".

Кстати, пока вставлял загружал на веб этот пример показалось неудобным, что для того, чтобы выложить этот пример - достаточно простенькую схемку, необходимо закачать файл, все его придатки в виде имиджей, скриптов и т.п., а также прицепить код к swf файлу. Может коллеги подскажут более удобный способ? А также поделятся опытом работы с этим и другими AT?

Добавил: Набрел совершенно случайно на каталог средств авторской разработки
пятница, 7 ноября 2008 г.

Про эффективное решение задач

Интересный пост про подход в решении задач. Написано в контексте дизайна, но поменяв несколько слов можно легко применить к решению например бизнес-задач.

Рекомендуется для прочтения начинающим менеджерам, к примеру.
четверг, 6 ноября 2008 г.

Статистика запросов "электронное обучение"

Интересные показатели дает результат статистики запросов на словосочетания "Электронное обучение" и "e learning" на yandex.ru
Забавно, что в три раза чаще НАШИ люди ищут информацию об электронном обучении именно по ключевому слову "e learning".
От чего же так то? :)

Что искали со словом «электронное обучение» — 579 показов в месяц. (ссылка)

СловаПоказов в месяц
электронное обучение 579
центр развития электронного обучения 19
системы электронного обучения 16
электронное обучение экономистов 16
проблема электронного обучения 14
электронные средства обучения 13
технологии обучения электронное 9
обучение электронный документооборот 8
проблемы электронного обучения экономистов 6
прогрессивные технологии обучения дистанционные электронные 6
электронные инструменты обучение 6


Также любопытно, что часто e-learning ищут в сочетании со словом центр (ссылка)...

Что искали со словом «e learning» — 1552 показов в месяц.

СловаПоказов в месяц
e learning 1552
среда e learning 53
e learning ru 51
e learning homecredit ru 41
страны e learning 33
минусы e learning 28
плюсы e learning 26
центр e learning 24
система e learning 24
e learning япония 23
e learning world 23
e learning работодатель 23
e learning россия 23
суббота, 1 ноября 2008 г.

Советы для проведения on-line семинаров

В свете регулярно проводимых В.Наумовым (www.v-class.ru/) интереснейших вебинаров, заинтересовало - а есть ли какие-либо четкие правила проведения on-line семинаров..
На сайте одного из журналов по e-learning опубликовали статью (естественно на английском) опытнейшего педдизайнера и третнера Ридчарда Ватсона (Richard Watson). В ней он дает несколько советов по проведению on-line семинаров в сети.
Вот несколько из этих советов (в вольном переводе):
1) Говорите ясно.
Употребление междометий типа "Ох", "ОК", является проявлением непрофессионализма и отвлекает участников от плодотворной работы. (Знаете ли вы, что другие языки имеют свои собственные значения этих слов?)
Странно но иногда действительно раздражает, когда участники употребляют разные "ненужные" междометия (сам грешу:))
2) Выбирайте тщательней место проведения семинара
Участников может отвлекать различные посторонние шумы со стороны ведущего. В частности следует отключить свой мобильный и всеми способами отказывайтесь отвечать на входящие звонки.
без комментариев
3) Не используйте громкую связь..
..иначе вас будет слышно как из помойки (А.Р. - у автора статьи из корзины)
4) Взаимодействуйте с публикой...
..иначе они уснут. Спрашивайте, проводите опросы, публика должна непосредственно участвовать в семинаре.
5) Знайте вашу целевую аудиторию
Думается не стоит преподавателю философии например рассказывать о отличнейшем известии, что в IE 7 селектор :hover можно применять к любым элементам!
6) Знайте свои материалы.
Вроде бы достаточно просто, но тем не менее не забывайте об этом. Следует иметь план проведения семинара.
7) Тщательней выбирайте софт, с помощью которого вы планируете провести семинар.
Даже при удачно складывающимся семинаре обрыв связи или сбой в программе может оставить негативный впечатления о семинаре.